Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель - изучение теоретических основ построения системы налогов и сборов и исследование их применения в РФ.
К задачам исследования можно отнести:
Изучить сущность налогов и их роль в экономике государства, классификация и виды налогов.
правовые основы функционирования системы налогов, сборов.
анализ действующей системы налогообложения РФ, а так же противоречия и нестабильность системы налогов России.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и принципы построения системы налогов, сборов…….4
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………….4
1.2. Классификация и виды налогов…………………………………….9
1.3. Правовые основы функционирования системы налогов, сборов.22
Глава 2. Совершенствование системы налогов и сборов РФ………...28
2.1. Анализ действующей системы налогообложения РФ……………28
2.2. Противоречия и нестабильность системы налогов России……..31
2.3. Пути реформирования системы налогов и сборов РФ…………..34
Заключение………………………………………………………………..40
Библиография…………………………………………………………….42
При подготовке и принятии Федеральных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в том числе и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК, являются изначально незаконными [12, 14 c.].
1.2. Классификации налогов и сборов
Для получения общего представления
о налогах и сборах необходимо
рассмотреть систему налогов
и сборов в Российской Федерации.
В настоящий момент в соответствии
с законодательством она
- федеральные,
- региональные,
- местные налоги и сборы.
Кроме того в экономической и
юридической науке
- на доход,
- на капитал,
- на расходы.
По субъектам (плательщикам) выделяют налоги:
- с организаций (НДС, налог
на прибыль организаций,
- с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц),
- общие (земельный налог, транспортный налог и др.) [12, 15c.].
В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги делятся:
- на прямые, которые непосредственно
обращены к налогоплательщику
– его доходам, имуществу,
- на косвенные, которые
По характеру использования налоги в литературе налоги могут быть:
1) общего значения,
2) целевые,
3) рентные.
Налоги общего значения - налоги, которые зачисляются в бюджет определенного уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массу налогов в Российской Федерации.
Целевой налог – это налог, установление, введение и взимание которого обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами, поступления от которой направляются исключительно на мероприятия по ее финансированию.
Характерные признаки такого налога легко выделяются из его определения:
а) взимание обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами,
б) он приобретает частичную
Рентный налог – это налог, уплата
которого обусловлена использованием
плательщиком природных ресурсов, принадлежащих
по праву собственности
Характерными признаками являются:
а) уплата рентного налога не только социально обусловлена, но и взаимосвязана с пользованием плательщиком определенными природными объектами.
б) он не является безвозмездным, так как плательщик должен иметь возможность получить определенный доход в процессе природопользования.
В качестве примера рентного налога выступает водный налог, которому посвящена глава 25.2 Налогового Кодекса РФ.
В зависимости от характера ставок различают следующие налоги:
- прогрессивный налог – это
налог, который возрастает
- регрессивный налог
- пропорциональный налог – это,
когда применяется единая
К федеральным налогам и сборам относятся:
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.
Рассмотрим наиболее интересные положения, касающиеся некоторых из вышеуказанных налогов.
Налог на добавленную стоимость
занимает одно из центральных мест
в налоговой системе РФ. Ему
посвящена глава 27 Налогового Кодекса
РФ. НДС является федеральным, многоступенчатым,
косвенным, регулярным, количественным
и универсальным налогом. НДС - это
форма изъятия в бюджет части
добавленной стоимости
Он взимается при
Общие положения об акцизах отражены в 22 главе НК РФ. Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли [10, 34c.].
Уделим внимание акцизам на нефтепродукты. В настоящее время взимание акцизов происходит с оптового и розничного звеньев реализации этих продуктов, а не с предприятий-производителей как это было до 2003 года для обеспечения равномерности соответствующих поступлений в территориальном плане. С 2011 года основная доля зачисляемого в бюджеты субъектов РФ акциза на нефтепродукты сначала поступает на счета Федерального казначейства, т.е. централизуется в федеральном бюджете, и лишь после этого происходит распределение централизованных средств по регионам (в соответствии с нормативами, зависящими от числа зарегистрированных автомобилей и протяженности дорог). Сейчас в федеральном бюджете централизуется примерно 90 % акциза на нефтепродукты, причем субъектами РФ распределяется чуть больше половины данных средств.
Налог на прибыль организаций является
одним из важнейших в системе
налогов и сборов страны. Основные
положения, касающиеся данного налога,
закреплены в 25 главе НК РФ. Он является
федеральным, личным, нецелевым, регулярным,
количественным налогом. Его применение
вызвано тем, что в условиях рыночного
хозяйствования роль прибыли существенно
возрастает; она становится важнейшим
объектом воздействия государства.
Наличие разных форм собственности,
экономическое соперничество
При рассмотрении его фискальной функции
отметим, что налог на прибыль
организаций закреплен за всеми
тремя уровнями бюджетной системы
в соответствующих процентах. Также
он составляет примерно треть доходов
бюджетов бюджетной системы России.
Налог на прибыль имеет большое
значение для региональных и местных
бюджетов. Например, в бюджете г.
Москвы, поступления по данному налогу
составило 64,8 % от общих доходов и
87,1 % от налоговых доходов г. Москвы.
Большая роль налога на прибыль организаций
обеспечивается благодаря законодательной
конструкции разделения ставки налога
по уровням бюджетной системы. Данный
налог – важный информационный источник
для системы государственного управления.
Доходы являются обобщающим итогом деятельности
организаций, которые отражают объем
производства, затраты на изготовление
продукции и качество реализуемых
изделий. Это позволяет государству
отследить колебания
Основное место в системе
налогообложения физических лиц
занимает подоходный налог. Переход
к рыночной экономике создает
предпосылки для роста личных
доходов граждан. В этих условиях
применяется прогрессивное
Подоходное обложение
Федеральные налоги и сборы, кроме зачисления их в федеральный бюджет, в одинаковой степени используются для формирования доходов бюджетов всех уровней следующим образом:
а) зачисление в полном объеме в федеральный бюджет,
б) распределение поступлений от некоторых платежей между бюджетами разных уровней или закрепление в полном объеме в установленном федеральном законодательстве порядке.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.
Налог на имущество организаций
вводится на территории региона по
решению представительного
Налог на игорный бизнес приобретает свое значение из-за того, что игорный бизнес подлежит жесткому государственному регулированию. Наиболее четко это отражено в ФЗ от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В нем закрепляется, что игорные зоны могут создаваться на территории Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
Информация о работе Система налогов и сборов в Российской Федерации