Система налогов и сборов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение теоретических основ построения системы налогов и сборов и исследование их применения в РФ.
К задачам исследования можно отнести:
Изучить сущность налогов и их роль в экономике государства, классификация и виды налогов.
правовые основы функционирования системы налогов, сборов.
анализ действующей системы налогообложения РФ, а так же противоречия и нестабильность системы налогов России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и принципы построения системы налогов, сборов…….4
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………….4
1.2. Классификация и виды налогов…………………………………….9
1.3. Правовые основы функционирования системы налогов, сборов.22
Глава 2. Совершенствование системы налогов и сборов РФ………...28
2.1. Анализ действующей системы налогообложения РФ……………28
2.2. Противоречия и нестабильность системы налогов России……..31
2.3. Пути реформирования системы налогов и сборов РФ…………..34
Заключение………………………………………………………………..40
Библиография…………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

kursovaya_Sistema_nalogov_i_sborov_RF_Prava_or (1).docx

— 80.70 Кб (Скачать файл)

При подготовке и принятии Федеральных  законов и иных нормативных актов  о налогах и сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные  акты любого уровня, в том числе  и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК, являются изначально незаконными [12, 14 c.].

 

1.2. Классификации налогов и сборов

 

Для получения общего представления  о налогах и сборах необходимо рассмотреть систему налогов  и сборов в Российской Федерации. В настоящий момент в соответствии с законодательством она включает:

- федеральные,

- региональные,

- местные налоги и сборы.

Кроме того в экономической и  юридической науке классифицируют налоги по экономическим категориям:

- на доход,

- на капитал,

- на расходы.

По субъектам (плательщикам) выделяют налоги:

- с организаций (НДС, налог  на прибыль организаций, акцизы  и др.),

- с физических лиц (налог на  доходы физических лиц, налог  на имущество физических лиц),

- общие (земельный налог, транспортный налог и др.) [12, 15c.].

В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги делятся:

- на прямые, которые непосредственно  обращены к налогоплательщику  – его доходам, имуществу, другим  объектам налогообложения (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и и другие),

- на косвенные, которые устанавливаются  в виде надбавки к цене реализуемых  товаров и в результате этого  не связаны непосредственно с  доходом или имуществом фактического  плательщика (НДС, акцизы и  другие) [25, 26c. ].

По характеру использования  налоги в литературе налоги могут  быть:

1)  общего значения,

2)  целевые,

3)  рентные.

Налоги общего значения - налоги, которые  зачисляются в бюджет определенного  уровня как общий денежный фонд соответствующей  территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массу налогов в Российской Федерации.

Целевой налог – это налог, установление, введение и взимание которого обусловлено  конкретной социальной программой, предусмотренной  федеральными законами, поступления  от которой направляются исключительно  на мероприятия по ее финансированию.

Характерные признаки такого налога легко выделяются из его определения:

а) взимание обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной  федеральными законами,

б) он приобретает частичную возмездность, его уплата может быть связана с какими-то встречными предоставлениями (например, система накопительного страхования, которая базируется на привлечении средств в Пенсионный фонд РФ предусматривает конкретные выгоды плательщику в зависимости от размера уплаченного налога).

Рентный налог – это налог, уплата которого обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих  по праву собственности государству.

Характерными признаками являются:

а) уплата рентного налога не только социально  обусловлена, но и взаимосвязана  с пользованием плательщиком определенными  природными объектами.

б) он не является безвозмездным, так  как плательщик должен иметь возможность  получить определенный доход в процессе природопользования.

В качестве примера рентного налога выступает водный налог, которому посвящена  глава 25.2 Налогового Кодекса РФ.

В зависимости от характера ставок различают следующие налоги:

- прогрессивный налог – это  налог, который возрастает быстрее,  чем прирастает доход. Для разных  по величине доходов устанавливается  несколько шкал налоговых ставок.

- регрессивный налог характеризуется  взиманием более высокого процента  с низких доходов и меньшего  процента с высоких доходов.  Это такой налог, который возрастает  медленнее, чем доход. Косвенные  налоги чаще всего регрессивные.

- пропорциональный налог – это,  когда применяется единая ставка  для доходов любой величины. Пропорциональный  налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых  доходов вычесть обязательные  затраты, останется дискреционный  доход, который может вырасти  или уменьшиться после введения новых налогов [8, 32 c.].

К федеральным налогам и сборам относятся:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акцизы;
    3. налог на доходы физических лиц;
    4. налог на прибыль организаций;
    5. налог на добычу полезных ископаемых;
    6. водный налог;
    7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    8. государственная пошлина.

Федеральными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые  установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено  пунктом 7 статьи 12 НК РФ.

Рассмотрим наиболее интересные положения, касающиеся некоторых из вышеуказанных  налогов.

Налог на добавленную стоимость  занимает одно из центральных мест в налоговой системе РФ. Ему  посвящена глава 27 Налогового Кодекса  РФ. НДС является федеральным, многоступенчатым, косвенным, регулярным, количественным и универсальным налогом. НДС - это  форма изъятия в бюджет части  добавленной стоимости создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  и определяемой как разница между  стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Он взимается при осуществлении  налогоплательщиками (организациями, индивидуальными предприятиями) на территории Российской Федерации хозяйственных  операций по передаче права собственности  на товары, результаты работ и по оказанию услуг. Данный налог связан с ценообразованием стоимости товара (работы, услуги), включаясь в цену при реализации продукции (работ, услуг). НДС очень удобен для реализации фискальной функции налогов, но с  другой стороны он усиливает инфляционные процессы. Рассматривая фискальную функцию  налога на добавленную стоимость  можно отметить, что доля поступлений  по НДС в общих доходах федерального бюджета РФ в 2012 году составила 45%, а в налоговых доходах 47,7%. Фискальная составляющая НДС более эффективна, чем у других налогов.

Общие положения об акцизах отражены в 22 главе НК РФ. Акцизы - это косвенные  налоги, которые устанавливаются  государством в процентах от отпускной  цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход  государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли [10, 34c.].

Уделим внимание акцизам на нефтепродукты. В настоящее время взимание акцизов  происходит с оптового и розничного звеньев реализации этих продуктов, а не с предприятий-производителей как это было до 2003 года для обеспечения  равномерности соответствующих  поступлений в территориальном  плане. С 2011 года основная доля зачисляемого в бюджеты субъектов РФ акциза на нефтепродукты сначала поступает на счета Федерального казначейства, т.е. централизуется в федеральном бюджете, и лишь после этого происходит распределение централизованных средств по регионам (в соответствии с нормативами, зависящими от числа зарегистрированных автомобилей и протяженности дорог). Сейчас в федеральном бюджете централизуется примерно 90 % акциза на нефтепродукты, причем субъектами РФ распределяется чуть больше половины данных средств.

Налог на прибыль организаций является одним из важнейших в системе  налогов и сборов страны. Основные положения, касающиеся данного налога, закреплены в 25 главе НК РФ. Он является федеральным, личным, нецелевым, регулярным, количественным налогом. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного  хозяйствования роль прибыли существенно  возрастает; она становится важнейшим  объектом воздействия государства. Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости  имущества, которое прямым или косвенным  образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество  предприятий - неотъемлемая часть налоговой  системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции. Вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.

При рассмотрении его фискальной функции  отметим, что налог на прибыль  организаций закреплен за всеми  тремя уровнями бюджетной системы  в соответствующих процентах. Также  он составляет примерно треть доходов  бюджетов бюджетной системы России. Налог на прибыль имеет большое  значение для региональных и местных  бюджетов. Например, в бюджете г. Москвы, поступления по данному налогу составило 64,8 % от общих доходов и 87,1 % от налоговых доходов г. Москвы. Большая роль налога на прибыль организаций  обеспечивается благодаря законодательной  конструкции разделения ставки налога по уровням бюджетной системы. Данный налог – важный информационный источник для системы государственного управления. Доходы являются обобщающим итогом деятельности организаций, которые отражают объем  производства, затраты на изготовление продукции и качество реализуемых  изделий. Это позволяет государству  отследить колебания показателей  прибыльности организаций, отдельных  отраслей экономики и хозяйства в целом[2, 45 c.].

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный налог. Переход  к рыночной экономике создает  предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в  увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Налог  на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства граждан.

Федеральные налоги и сборы, кроме  зачисления их в федеральный бюджет, в одинаковой степени используются для формирования доходов бюджетов всех уровней следующим образом:

а) зачисление в полном объеме в  федеральный бюджет,

б) распределение поступлений от некоторых платежей между бюджетами  разных уровней или закрепление  в полном объеме в установленном  федеральном законодательстве порядке.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  законами субъектов Российской Федерации  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.

Налог на имущество организаций  вводится на территории региона по решению представительного органа субъекта РФ. Помимо этого полномочия выражаются в определении ставки, порядка и сроков уплаты данного  налога, а также установление форм отчетности и льгот по его уплате. Основными источниками для налога выступают: глава 30 НК РФ и законы субъектов  о введении налога на имущество организаций, соответствующих нормам НК РФ. В  случае закрепления международным  договором положений, отличающихся от установленных законодательством  РФ и имеющих большую юридическую силу, иностранные организации руководствуются ими.

Налог на игорный бизнес приобретает  свое значение из-за того, что игорный  бизнес подлежит жесткому государственному регулированию. Наиболее четко это  отражено в ФЗ от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном  регулировании деятельности по организации  и проведению азартных игр и о  внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации». В нем закрепляется, что игорные  зоны могут создаваться на территории Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области (данная игорная  зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов  Российской Федерации).

Информация о работе Система налогов и сборов в Российской Федерации