Система налогов и сборов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение теоретических основ построения системы налогов и сборов и исследование их применения в РФ.
К задачам исследования можно отнести:
Изучить сущность налогов и их роль в экономике государства, классификация и виды налогов.
правовые основы функционирования системы налогов, сборов.
анализ действующей системы налогообложения РФ, а так же противоречия и нестабильность системы налогов России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и принципы построения системы налогов, сборов…….4
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………….4
1.2. Классификация и виды налогов…………………………………….9
1.3. Правовые основы функционирования системы налогов, сборов.22
Глава 2. Совершенствование системы налогов и сборов РФ………...28
2.1. Анализ действующей системы налогообложения РФ……………28
2.2. Противоречия и нестабильность системы налогов России……..31
2.3. Пути реформирования системы налогов и сборов РФ…………..34
Заключение………………………………………………………………..40
Библиография…………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

kursovaya_Sistema_nalogov_i_sborov_RF_Prava_or (1).docx

— 80.70 Кб (Скачать файл)

Игорный бизнес - предпринимательская  деятельность, связанная с извлечением  организациями или индивидуальными  предпринимателями доходов в  виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных  прав), работ или услуг. А азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя  или несколькими участниками  между собой либо с организатором  игорного заведения (организатором  тотализатора) по правилам, установленным  организатором игорного заведения (организатором тотализатора). Участниками  являются физические лица, принимающее  участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Транспортный налог регулируется главой 28 НК РФ и законами субъектов  РФ. Для бюджетов субъектов является положительным моментом то, что он включен в группу региональных налогов.

Налогоплательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения  в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В части 1 статьи 358 НК РФ указываются  объекты налогообложения. Ими признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы  на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,  гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации, если иное не предусмотрено  статьей 358 НК РФ. Во 2 части данной статьи устанавливается исчерпывающий  перечень транспортных средств, не отнесенных к объектам обложения этим налогом.

Налоговая база для различных видов  транспортных средств определяется по-разному, в соответствии со статьей 359 НК РФ.

Кодекс предусматривает налоговый  и отчетный периоды. Налоговый период равен 1 году, а отчетные периоды  – первый, второй и третий кварталы. Однако у законодательных (представительных) органов субъектов РФ имеется  право не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов РФ, в зависимости  от ставок, закрепленных в НК РФ. В  соответствии с законом субъекта налоговые ставки могут быть увеличены  или уменьшены, но не более чем  в пять раз.

Сумма, которую уплачивают налогоплательщики  – физические лица, исчисляется  налоговыми органами на основании сведений, которые они получают от органов, осуществляющих государственную регистрацию  транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании  налогового уведомления, которое направляет налоговый орган. А налогоплательщики  – организации по истечении налогового периода предоставляют в налоговый  орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Стоит отметить, что органы власти субъектов РФ вправе передать эти  налоги полностью или частично в  соответствующие местные бюджеты.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований, если иное не предусмотрено пунктом 4 и пунктом 7 статьи 12 НК РФ. Местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

Под системой местных налогов и  сборов понимаются обязательные платежи  юридических и физических лиц  поступающие в бюджет органов  местного самоуправления в порядке  и на условиях, определенных законодательными актами.

Характерными особенностями местных  налогов являются:

1)  использование поступлений по данным налогам на местные нужды в пределах территории, подведомственной соответствующему органу местного самоуправления,

2)  зачисление их в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов,

3)  отнесение введения и организации взимания данных платежей к компетенции органов местного самоуправления,

4)  контролирование органами местного самоуправления поступления и использования платежей по местным налогам как составной части доходов местных бюджетов,

5)  наличие у органов местного самоуправления поступления и использования платежей по местным налогам как составной части доходов местных бюджетов.

Благодаря земельному налогу обеспечивается стабильное поступление средств  в местные бюджеты. Плательщиком земельного налога и арендной платы  является предприятие и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена  земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается  в расчете на год с облагаемой налогами площади. Если земельный участок  находится в пользовании нескольких юридических лиц, то по каждой части  налог исчисляется отдельно.

Освобождаются от налогообложения:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  2. организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  3. религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе

созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители  составляют не менее 80 процентов, - в  отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых  полностью состоит из вкладов  указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении  земельных участков, используемых ими  для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных  товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

  1. организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  2. физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  3. организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок» [19, 65c.].

Земельный налог носит целевой  характер, и средства от данного  платежа могут быть использованы только на конкретные мероприятия.

Налог на имущество физических лиц  регулируется Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1"О налогах на имущество  физических лиц".

Данный закон закрепляет следующие  положения:

1. Плательщиками налогов на имущество  физических лиц признаются физические  лица - собственники имущества, признаваемого  объектом налогообложения.

2. Объектами налогообложения признаются  следующие виды имущества:

-  жилые дома,

-  квартиры,

-  дачи,

-  гаражи,

-  иные строения, помещения и сооружения.

3. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются  нормативными правовыми актами  представительных органов местного  самоуправления в зависимости  от суммарной инвентаризационной  стоимости.

4. Налоги зачисляются в местный  бюджет по месту нахождения (регистрации)  объекта налогообложения.

5. Исчисление налогов производится  налоговыми органами. Лица, имеющие  право на льготы, указанные в  статье 4 Закона РФ "О налогах  на имущество физических лиц", самостоятельно представляют необходимые  документы в налоговые органы.

6. В 4 статье Закон РФ "О  налогах на имущество физических  лиц" устанавливается перечень  лиц, имеющих право на льготы  по данному налогу.

Контроль над взиманием местных  налогов в бюджет осуществляют налоговые  органы. Также представительные органы местного самоуправления могут создавать  муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. При  этом данная служба должна координировать свою деятельность с налоговыми органами РФ.

 

1.3. Правовая основа налоговой системы

 

Налоговая система РФ представляет собой большую экономико-правовую систему. Она имеет экономическую, организационную и нормативно-правовую основу.

Экономической основой этой системы  являются российские и иностранные  предприятия, организации, а также  физические лица, ведущие экономическую  деятельность без образования юридического лица. Все эти лица могут заниматься экономической деятельностью в  различных сферах и отраслях экономики. В налоговом законодательстве экономическая  база представлена совокупностью объектов налогообложения и совокупностью  налогоплательщиков, что объективно определяет систему налогов и  специальные налоговые режимы [15, 14 c.].

Организационная основа налоговой  системы образуется профессиональными  налоговыми и привлекаемыми к  налоговой деятельности организациями, действующими в экономической сфере. Профессиональные налоговые организации  анализируют и инспектируют экономическую  деятельность налогоплательщиков с  позиций налогообложения и выполняют совместно с привлекаемыми организациями функции, обеспечивающие реализацию налогового и таможенного законодательства.

Правовой основой налоговой  системы является законодательство о налогах и сборах, а также  таможенное законодательство, образующие в совокупности нормативную модель налоговой системы.

Последняя включает систему налогообложения и собственно систему налогов, а также ее модификации в виде специальных налоговых режимов применительно к особенностям объекта налогообложения и особенностям налогоплательщика.

Следует обратить особое внимание на важность экономической основы налоговой  системы, так как в первую очередь  от состояния экономики и организации  экономической деятельности зависит  объем налоговых поступлений  в федеральный, региональный и местные  бюджеты, а также во внебюджетные государственные фонды.

Действующая до вступления в силу специальной части Налогового кодекса  система налогов (состав федеральных, региональных и местных налогов, основные элементы конкретных налогов) и соответствующая ей система  налоговых организаций сформировались в основном в 1991-1992. Эти основы налоговой системы должны быть приведены в соответствие с изменившейся экономической основой, в частности со сложившимися к настоящему времени отношениями собственности. Только сбалансированность экономической, организационной и правовой основ налоговой системы позволит обеспечить оптимальность налоговой нагрузки на экономику, увеличить налоговые поступления в бюджет и тем самым содействовать экономическому развитию страны [7, 23c.].

Информация о работе Система налогов и сборов в Российской Федерации