Система налогов и сборов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение теоретических основ построения системы налогов и сборов и исследование их применения в РФ.
К задачам исследования можно отнести:
Изучить сущность налогов и их роль в экономике государства, классификация и виды налогов.
правовые основы функционирования системы налогов, сборов.
анализ действующей системы налогообложения РФ, а так же противоречия и нестабильность системы налогов России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и принципы построения системы налогов, сборов…….4
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………….4
1.2. Классификация и виды налогов…………………………………….9
1.3. Правовые основы функционирования системы налогов, сборов.22
Глава 2. Совершенствование системы налогов и сборов РФ………...28
2.1. Анализ действующей системы налогообложения РФ……………28
2.2. Противоречия и нестабильность системы налогов России……..31
2.3. Пути реформирования системы налогов и сборов РФ…………..34
Заключение………………………………………………………………..40
Библиография…………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

kursovaya_Sistema_nalogov_i_sborov_RF_Prava_or (1).docx

— 80.70 Кб (Скачать файл)

Формирование правовой основы новой  налоговой системы сопровождается большими трудностями. Во вступивший в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс РФ (часть первая) в том же году были внесены многочисленные и весьма существенные изменения и дополнения (Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации” от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ). По существу часть первая кодекса была коренным образом переработана.

Трудности в формировании новой  налоговой системы вызваны, скорее всего, нестабильностью экономики  и неопределенностью экономической  политики государства. Отрицательно сказывается  и недостаточная разработанность  системных методов проектирования правовых систем как моделей сложных  развивающихся материальных систем.

Статья 58 в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ вступает в силу с 1 января 2006 года, а в отношении  краев, областей и автономных округов, решение об объединении которых  в новый субъект Российской Федерации  принято референдумом, состоявшимся до 1 января 2005 года, - с 1 января 2009 года.

Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете  субъекта Российской Федерации на очередной  финансовый год или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены:

  • единые для всех поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации;
  • единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации [25, 27 c.].

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов  от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в  соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах  и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливаются как  сумма нормативов, установленных  для поселений и муниципальных  районов соответствующего субъекта Российской Федерации.

При формировании и  утверждении проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов на 2006 - 2008 годы пункт 2 статьи 58 применяется с учетом особенностей, установленных пунктом 3.1 статьи 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной  финансовый год в порядке, предусмотренном  статьями 137 и 138 настоящего Кодекса, могут  быть установлены дополнительные нормативы  отчислений в местные бюджеты  от налога на доходы физических лиц, подлежащего  зачислению в соответствии с настоящим  Кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут  быть наделены полномочиями органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего  зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих  муниципальных районов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  предоставляют отсрочки или рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов  Российской Федерации в части  суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных настоящим Кодексом.

 Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Законы субъектов  Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое  законодательство Российской Федерации  в пределах компетенции субъектов  Российской Федерации, вступающие в  силу с начала очередного финансового  года, должны быть приняты до утверждения  законов субъектов Российской Федерации  о бюджете на очередной финансовый год [12, 31c.].

Внесение изменений  и дополнений в законодательство субъектов Российской Федерации  о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового  года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений  и дополнений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.

Порядок привлечения к ответственности  и производство по делам о налоговых  правонарушениях осуществляются в  порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса.    Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.  Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и  сборах, содержащих признаки административного  правонарушения или преступления, ведется  в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а  также к отношениям, возникающим  в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального  закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы совершенствования налоговой  системы РФ

2.1. Анализ  действующей налоговой системы

 

Действующая в России налоговая система вызывает множество  нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных  чиновников, журналистов и рядовых  налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что  первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов.

Далее предметами для  критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие  годы, следует помнить, что налоговая  система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее  судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает  задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.

И все-таки на некоторых  аспектах хотелось бы еще остановиться. В чем сходится большинство критиков, так это в требованиях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги — высокими или низкими — это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.

Естественное и  вполне объяснимое желание большинства  населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. В 70—80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов.

Однако нельзя и  снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно  низкие налоги могут привести к резкому  взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд  негативных последствий.

Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на нестабильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно. Без острой необходимости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под влиянием той или иной группировки политиков или экономистов делается попытка совместить несовместимое, учесть всё те предложения, о которых говорилось выше. Иначе чем можно объяснить, что в январе 1996 г. принимается решение о существенном смягчении подоходного налога с физических лиц, причем задним числом за предыдущий год, а затем в 1996 г. подоходный налог существенно ужесточается. Тот же подоходный налог, но уже на 1997 г., с сентября 1996 г. по январь 1997 г. прошел три законодательные стадии: ужесточение, отмена принятых мер, вновь ужесточение, но в меньшей степени. Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости создания научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие изменения, следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не сможет быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство. Налоговая реформа продолжается. Существенным этапом ее будет введение Налогового Кодекса Российской Федерации.

 

2.2. Противоречия и нестабильность действующей системы налогов

 

Основы системы налогов России законодательно оформлены в 1991г. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной системы налогов является кризис экономики.

Нынешние налоги в своей основе формировались  в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Характерным является крен в сторону  выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, так как в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней. 

Информация о работе Система налогов и сборов в Российской Федерации