Система обеспечения уплаты таможенных платежей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы начисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы исследования определены следующие основные задачи: определить сущностные характеристики таможенных платежей, факторы, влияющие на их исчисление и уплату; проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; выявить основные проблемы таможенных платежей, оценить их последствия для экономики; разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая Шулим!!! тема 11 переделка.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

Калужский филиал

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Налоги, таможенные платежи и сборы»

На тему: «Система обеспечения уплаты таможенных платежей в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: студентка  3 курса

Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

Калуга, 2013

 

Содержание

 

Приложения ..................................................................................................56

 

Введение

 

Таможенные платежи  являются важным регулятором участия  государства в системе внешнеэкономических  связей. Они во многом определяют место  страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.

Опыт развитых стран  свидетельствует о том, что эффективная  система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования  сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.

Принципиально иная ситуация наблюдается в России. Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации. Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары.

Несовершенный механизм исчисления и уплаты таможенных платежей – следствие их неадекватной современным  реалиям роли в экономике. Это  наносит дополнительный ущерб отечественным  товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам.

Вышеизложенное можно  определить как актуальность исследования темы данной курсовой работы.

Избранная тема на сегодняшний день пока недостаточно разработана, хотя проблемы экономической роли таможенных платежей находятся в фокусе внимания ряда научных исследований.

Особо следует отметить работы Х.А. Андриашина, В.Г. Драганова, А.В. Брызгалина, О.Ю. Бакаевой, О.А. Стрижовой, М.Е. Верстовой, А.Н. Козырина, А.А. Журавлева, и др.

Методологическую основу исследованияи составили общенаучные методы - диалектический метод познания и метод системного анализа, а также частно-научные методы - исторический, сравнительно-правовой, статистический. Так, исторический метод позволил проследить генезис банковской гарантии в российском законодательстве; статистический метод - применялся при определении доли таможенных платежей в доходной части федерального бюджета; сравнительно-правовой метод - позволил рассмотреть таможенное законодательство, регулирующее способы обеспечения уплаты таможенных платежей в РФ.

Используемые в курсовой работе методы не исключают возможности простого изложения фактов с целью придания необходимой аргументации достаточной доказательственной силы.

Исследователи раскрывают отдельные составляющие назначения, видов таможенных платежей, механизма их взимания. Однако имеющиеся научные наработки в данной области весьма противоречивы и не дают должной аргументации для принятия обоснованных государственных решений. Это касается, прежде всего, исследования сущности таможенных платежей, их значения в экономике государства, путей повышения эффективности их исчисления и уплаты.

Целью работы является изучение системы начисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.

Для раскрытия темы исследования определены следующие основные задачи: определить сущностные характеристики таможенных платежей, факторы, влияющие на их исчисление и уплату; проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; выявить основные проблемы таможенных платежей, оценить их последствия для экономики; разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.

Предметом исследования является система обеспечения уплаты таможенных платежей в России. Объектом - таможенные платежи.

Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие различные аспекты взимания таможенных платежей. Информационная база исследования включает в себя международные правовые акты, федеральное законодательство, нормативные акты по вопросам деятельности таможенной службы, статистические данные и аналитические материалы Министерства экономического развития России, Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Структура работы отражает порядок исследования и решение  поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, практической части, заключения, списка используемой в процессе написания работы, литературы и приложений.

 

I. Теоретические аспекты системы обеспечения уплаты таможенных платежей в России

1.1 Сущность таможенных платежей

 

Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой  денежные средства, взимаемые таможенными  органами с лиц, участвующих в  процессе перемещения товаров и  транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.

Таможенные  платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. В ряде случаев ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима1.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в т.ч. при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

Виды таможенных платежей определены Таможенным кодексом РФ, в  соответствии с которым к ним  относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение (п. 1 ст. 318 ТК РФ) 2.

Представляется, что к  таможенным платежам относятся следующие  категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор, плата. Такое многообразие обязательных платежей идет вразрез  с нормами налогового законодательства, которое использует две категории – «налог» и «сбор». Исключение таможенной пошлины из числа федеральных налогов и сборов не способствовало завершению научного спора о его финансово-правовой сущности. При этом А.В. Брызгалин полагает, что термины «налог», «сбор», «пошлина» являются синонимами, а их употребление объясняется лишь устоявшейся практикой3.

В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической  природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей есть налоги (НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенная пошлина, таможенные сборы).

Институт таможенных платежей тесно  связан с понятием таможенно-тарифного  регулирования внешнеторговой деятельности. Обычно это связывают с применением  таможенного тарифа (таможенных пошлин). Законодатель прямо относит ввозную и вывозную таможенную пошлину к мерам таможенно-тарифного регулирования.

Контроль за внесением таможенных платежей при  перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы. Контроль же за уплатой налогов внутри государства возложен на налоговые органы. В правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения) (Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls) предусмотрено взимание таможенной службой пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе и вывозе4

Таможенная  пошлина в соответствии с НК РФ является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную  стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ.

Уплата таких  платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при  совершении иных действий, предусмотренных  ТК РФ, в зависимости от избранного таможенного режима.

При исчислении таможенной пошлины, налогов общей  налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через  таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст.323 ТК РФ.

ТК РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл.28, 29, 32, 33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл.30). Нормы НК РФ в этих случаях не применяются.

Нормы гл.28-33 ТК РФ применимы и для сезонных пошлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенными органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при ввозе определенных видов товаров.

Таможенные  сборы, включенные в перечень видов  таможенных платежей, согласно НК РФ имеют иную правовую природу, нежели налоги.

Таможенные  сборы представляют собой плату  за услуги, предоставляемые таможенными  органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что  оговорено в правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.

К перечню таможенных платежей не отнесены специальные, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, устанавливаемые  в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов страны при осуществлении внешней торговли товарами.

Обеспечение уплаты таможенных платежей представляет собой  совокупность мер имущественного характера, побуждающих участников таможенных правоотношений (в специально предусмотренных таможенным законодательством случаях) к исполнению обязанностей по уплате пошлин и налогов.

Обеспечение обязательств, как институт гражданского права, регулируется нормами Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ). Обеспечение обязательств по уплате таможенных платежей перед  таможенными органами (как третьими лицами) предполагает применение предусмотренных гражданским законодательством РФ способов обеспечения исполнения таких обязательств (например, залог, банковская гарантия) с учетом особенностей, предусмотренных гл.31 ТК РФ.

Надлежащему исполнению обязательств способствуют многие гражданско – правовые, в том числе и таможенные институты, применение которых позволяет стимулировать должника к исполнению принятых им на себя обязанностей, а также защитить интересы кредитора при нарушении обязательства. Такие меры установлены в законе либо в качестве общих правил, применимых к любому обязательству, например взыскание причиненных убытков, либо как специальных, которые используются в определенных случаях, например субсидиарная ответственность.

Однако в  реальной действительности использование  названных мер в целях обеспечения конкретного обязательства может оказаться фактически невозможным, затруднительным или не позволит с достаточной эффективностью защитить интересы кредитора. В связи с этим гражданское законодательство Российской Федерации допускает применение дополнительных обеспечительных мер, устанавливаемых по соглашению сторон обязательства либо по прямому указанию закона. Они именуются способами обеспечения исполнения обязательств.

Согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ к ним относятся: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток и другие способы, предусмотренные законом или договором.

Способы, обеспечивающие исполнение обязательств, имеют имущественный  характер и устанавливаются в  интересах кредитора. Одни из них  непосредственно направлены на стимулирование должника к исполнению обязанностей в натуре (неустойка, задаток); вторые - призваны при нарушении должником обязательства гарантировать осуществление прав кредитора посредством уплаты ему денежной суммы другими лицами (поручительство, банковская гарантия); третьи - понуждают должника к исполнению обязанности, а при ее неисполнении обеспечивают защиту интересов кредитора тем, что позволяют получить удовлетворение за счет принадлежащего должнику имущества (залог, удержание).

Информация о работе Система обеспечения уплаты таможенных платежей в России