Система обеспечения уплаты таможенных платежей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы начисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы исследования определены следующие основные задачи: определить сущностные характеристики таможенных платежей, факторы, влияющие на их исчисление и уплату; проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; выявить основные проблемы таможенных платежей, оценить их последствия для экономики; разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая Шулим!!! тема 11 переделка.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Однако нельзя утверждать, что увеличение или сокращение объема взимаемого вида платежа приведет к закономерному соответственному изменению объема предоставленных льгот по данному виду платежа. Это правомерно в связи с тем, что объем предоставляемых льгот в большей степени зависит от вида и предназначения товара, чем от его стоимости или весовой характеристики, которые, несомненно, повлияют на объем взимаемых таможенных платежей. Структура распределения объема льгот по уплате таможенных платежей по видам предопределена объемами соответствующих взимаемых таможенных платежей. Однако их конкретное процентное соотношение не зависит от изменения структуры таможенных платежей, иначе льготы по видам имели бы прямую зависимость от соответствующего вида таможенного платежа и имели бы постоянное значение их доли.

Как и следовало предполагать, результаты расчетов подтвердили незначительную долю (около 0,13 %), которую таможенные льготы занимают в общей сумме платежей. Однако участники ВЭД сократили свои расходы на общую сумму 11 010,65 млн. руб. за три последних года, что является довольно значимой для них суммой денежных средств.

Подводя итог, можно сказать, что льготы по уплате таможенных платежей тем более эффективны и позволяют  экономить большие суммы участникам ВЭД, чем больше степень обработки  товара, больше его таможенная стоимость.

Преимущества финансового  характера, предоставляемые участникам внешнеторговой деятельности, являются одним из условий заключений внешнеторговых контрактов. Различные «бонусы», например, в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины, предоставляемые по ввозу конкретных видов товаров, являются зачастую одной из главных причин повышенной активности экспортеров.

Предоставление таможенно-тарифных льгот является одним из условий  успешного сотрудничества стран  по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, таможенно-тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри станы, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения. Предоставление льгот наименее развитым и развивающимся странам со стороны более сильных государств способствует сокращению экономического неравенства между нациями различных регионов мира.

 

III. Мероприятия по совершенствованию системы таможенных платежей в РФ

 

3.1. Сложности при регулировании обеспечения уплаты таможенных платежей

 

Обеспечительные меры по уплате таможенных платежей применяются  только тогда, когда сумма таможенных платежей составляет не менее 20 тысяч рублей. Интересно, что существует несколько обстоятельств, позволяющих отказаться от применения мер обеспечения, одно из них это - доверие к плательщику таможенных пошлин и налогов. 

В соответствии со статьей 337 Таможенного кодекса Российской Федерации обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не предоставляется, если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства плательщика будут выполнены, однако в законе не прописаны критерии доверия таможенных органов к плательщику таможенных пошлин и налогов. В качестве способов обеспечения таможенных обязательств может использоваться банковская гарантия, залог товаров и иного имущества, поручительство, а также такое специфическое средство, как денежный залог (внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе). При этом плательщик пошлин и налогов вправе самостоятельно избрать наиболее приемлемый из них.  Если планируется обеспечить исполнение обязательств банковской гарантией, то следует обращаться в кредитную или страховую организацию, которая включена в специальный реестр. В настоящее время такой реестр утвержден Приказом ГТК России от 18.09.2003 N 1039 "Об утверждении реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами". Он включает 99 кредитных организаций (не считая обособленных подразделений) и 5 страховых. Банковскую гарантию, выданную не включенной в список организацией, таможенный орган не примет. Распоряжение рекомендует таможенным органам принимать банковские гарантии, срок действия которых не превышает 14 месяцев.

Если предпочтительными  способами являются залог или  поручительство, в таможенный орган  необходимо представить подписанный  и удостоверенный проект соответствующего договора. Содержание договора должно удовлетворять закрепленным Распоряжением требованиям (п. п. 50 и 62). Залогодателем может являться как лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин и налогов, так и любое иное лицо. Поручителями могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.  Предмет залога - товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, способное быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством. Предмет денежного залога - валюта Российской Федерации или иностранная валюта, курс которой котируется Банком России. Проценты на сумму денежного залога не начисляются. Наиболее оперативным способом обеспечения таможенных обязательств, очевидно, является банковская гарантия.

Решение о принятии либо об отказе в принятии банковской гарантии принимается в течение  двух рабочих дней со дня ее представления  в таможенный орган.

Способы заключения договора залога и договора поручительства аналогичны. Сначала таможня в течение месяца рассматривает проект договора. Затем, также в течение месяца, проект согласовывается с ГТК России. И только потом он подписывается таможней (в течение 3 дней).

3.2 Проблемы определения величины таможенных платежей

 

В условиях экономического кризиса при формировании бюджета  страны государство уделяет особое внимание тем сферам деятельности, которые менее всего затронуты  кризисом. Одной из таких областей является внешняя торговля товарами, характеризующаяся бурным развитием и обновлением таможенного законодательства.

Ключевая цель деятельности таможенных органов - максимальное содействие международным экономическим отношениям, ускорение товарооборота. При этом нельзя забывать о том, что таможенная служба исторически формировалась как государственный фискальный аппарат, основная задача которого - пополнение федерального бюджета.

Наиболее эффективным  способом увеличения дохода бюджета  от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.

Как уже упоминалось  ранее Закон о таможенном тарифе предусматривает шестиступенчатую методику определения таможенной стоимости  импортируемых товаров: 1) по стоимости  сделки с ввозимыми товарами, 2) по стоимости сделки с идентичными товарами, 3) по стоимости сделки с однородными товарами, 4) вычитания стоимости, 5) сложения стоимости, 6) резервный метод.

Тем не менее, на практике в большинстве случаев применяется  первый и шестой метод, что приводит к возникновению ошибок при определении таможенной стоимости. Чаще всего это связано с проблемой наличия единого ценового пространства, а также с трудностями взаимопонимания участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости.

Основным методом определения  таможенной стоимости является метод  по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует  всегда с проверки применимости данного  метода. При невозможности его  использования применяется последовательно  каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой очередности.

В практической деятельности таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми  товарами, минуя последующие, используют резервный метод. Данное обстоятельство приводит к необоснованному изменению таможенной стоимости и, как следствие, - к увеличению сумм платежей, произведенных с нарушением законодательства. 18

Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов. 19

Мировая практика, положенная в основу системы определения  таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости  не должна зависеть от метода ее определения.

Международные организации  рассматривают таможенную оценку в качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные проблемы для национальной экономики.20

Недостатки системы  таможенной оценки товаров влекут за собой невозможность или, по крайней мере, затруднительность для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного барьера, затрудняющего ведение внешней торговли21.

С приходом кризиса давно  отлаженная система ввоза в Россию различных товаров начала буксовать  — таможенные органы стали требовать от импортеров увеличения заявленной стоимости грузов.

Во второй главе дипломной  работы было сказано, что Федеральная  таможенная служба РФ в 2009 году перечислила  в бюджет 3,519 трлн. рублей таможенных платежей и сборов. Из них - 63% этих средств – таможенные платежи за экспорт, а 37% соответственно импорт. Таким образом, платежи, перечисленные импортерами в бюджет, составляют около 1,3 трлн. руб., что наглядно продемонстрировано в Приложении № 3.

Сумма доначисления ФТС  после корректировки таможенной стоимости (КТС) составляет 27,800 млрд. руб. Это только доначисленные суммы по платежам, а фактически нагрузка в виде корректировки таможенной стоимости, т.е. базы с которой ведется расчет таможенный платежей, откорректирована более чем на 110 млрд. рублей.

Для сравнения – 44 млрд. руб., которые бюджет не получил в  результате непродуманной протекционистской  политики только в автомобилестроительной отрасли (по оценкам ФАС, Минэкономразвития) - не считают в правительстве маленькой суммой.22

Таким образом, меры и  методы, которые сегодня принимает  таможенная служба, не создают условий для развития экономики страны. Причем стратегические ошибки, цель перевыполнить план ведомства невзирая ни на что, касаются напрямую всех нас как конечных потребителей. Из-за необоснованных дополнительно взысканных платежей покупатель платит в магазине за импортный товар в 1,5 – 2 раза дороже, чем европейский потребитель. Такие меры ведут лишь к необоснованному росту цен и дефициту. Такие действия сводят на нет все попытки руководства страны, бизнес сообщества на создание конкурентно устойчивого реального сектора экономики страны. Для справки: 10 лет назад таможенные платежи составляли 15 – 17% бюджета страны. Сегодня – это более 50% бюджета.

Корректировке таможенной стоимости подвергается 98% грузов. Цены при этом таможня поднимает на 10 – 50 % от заявленной по контракту стоимости. Финансового или экономического обоснования этих корректировок нет: наоборот, в прошлом году Правительство уменьшило средневзвешенную ставку импортной пошлины почти на 1%. С 11,5 в 2008 году до 10,6 – 11% в 2009 году, а в 2010 году с 10,6 до 10,9%.

Корректировка таможенной стоимости ничего, кроме дополнительной нагрузки на импортеров не дает, что, в свою очередь, сказывается напрямую на потребителях. Импортеры вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю, или в доход государства. Есть случаи, когда просто бросают груз, т.к. его реализация на российском рынке после такой таможенной политики становится нерентабельной, или денежных средств оплатить корректировку таможенной стоимости нет. Таким образом, создаются условия для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы.

Таможня выбирает максимально  возможную стоимость импортного товара — вся номенклатура представлена в постоянно обновляемой базе данных. Таможенные органы часто и не пытаются установить действительную стоимость товара, а в качестве повода для корректировки используют недостатки в оформлении и содержании документов.

Информация о работе Система обеспечения уплаты таможенных платежей в России