Система обеспечения уплаты таможенных платежей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы начисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.
Для раскрытия темы исследования определены следующие основные задачи: определить сущностные характеристики таможенных платежей, факторы, влияющие на их исчисление и уплату; проанализировать порядок предоставления льгот по таможенным платежам; оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений; выявить основные проблемы таможенных платежей, оценить их последствия для экономики; разработать предложения по совершенствованию уплаты таможенных платежей.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая Шулим!!! тема 11 переделка.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

С точки зрения гражданского права способы обеспечения исполнения обязательств - это предусмотренные законом или договором дополнительные меры воздействия на должника, обязанного совершить в пользу кредитора определенные действия: уплатить деньги, передать имущество, выполнить работу, оказать услугу. Однако воздействие на должника - это не единственная функция мер, обеспечивающих исполнение обязательств. В ряде случаев использование этих мер служит удовлетворению интересов кредитора при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обязательств. В ряде случаев использование этих мер служит удовлетворению интересов кредитора при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обязательств.

С точки зрения таможенного  права обеспечение уплаты таможенных платежей представляет собой совокупность мер имущественного характера, побуждающих участников таможенных правоотношений (в специально предусмотренных таможенным законодательством случаях) к исполнению обязанностей по уплате пошлин и налогов.

Обеспечение уплаты таможенных платежей как институт таможенного права представляет собой совокупность норм таможенного законодательства, регулирующей отношения по установлению и реализации дополнительных гарантий исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей. Такие гарантии направлены на защиту финансовых интересов государства путем предупреждения возможных нарушений и восстановления его имущественных потерь, вызванных неуплатой или неполной уплатой таможенных пошлин, налогов.

Таможенное законодательство нисколько не противоречит гражданскому в части обеспечения обязательств. Таможенный кодекс предусматривает те же формы обеспечения обязательств, но со своей спецификой. Гражданский кодекс содержит следующие способы обеспечения исполнения обязательств:

а)неустойка;

б)залог;

в)удержание имущества  должника;

г)поручительство;

д)банковская гарантия;

е) задаток 

ж) иные способы, предусмотренные  законом или договором.

Здесь также необходимо отметить, что порядок обеспечения  уплаты таможенных платежей, закрепленный в ТК РФ, в целом соответствует  тому порядку исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, который предусмотрен в главе 11 НК РФ, с оговоркой, содержащейся в п. 2 ст. 72: "В части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации".

Как мы видим, налоговое  законодательство также предусматривает  механизм обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Целью такого обеспечения является стимулирование уплаты налогов и сборов, а также гарантированность их получения государством.

Для решения этих вопросов в таможенном и налоговом законодательствах  предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, налогов и сборов. Эти способы представляют собой специальные меры имущественного характера, стимулирующие их уплату в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий.

Обеспечение уплаты таможенных платежей, внутренних налогов может  иметь две направленности:

носить превентивный, предупредительный характер, чтобы  не допустить уклонения от уплаты таможенных платежей, внутренних налогов  и сборов;

в случае нарушения установленного порядка уплаты, гарантировать полное взимание причитающихся таможенных платежей, внутренних налогов и сборов.

Из Налогового кодекса (ст.73-77) можно выделить следующие  основания для обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов:

изменение сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и  сборов;

уплата налогов и  сборов в более поздние по сравнению  с установленными сроки;

обеспечение исполнения решения о взыскании налога и  сбора;

неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

Целью же применения обеспечения  уплаты таможенных платежей являются гарантии уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет при неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом, ответственным за уплату таких платежей, обязательств, установленных ТК РФ.

На основании выше изложенного можно определить понятие  обеспечения как института таможенного  законодательства.

Обеспечение уплаты таможенных платежей является институтом таможенного  законодательства и представляет собой  совокупность норм таможенного законодательства, регулирующих отношения по установлению и реализации гарантий исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Такие гарантии направлены на защиту финансовых интересов государства путем предупреждения возможных нарушений и восстановления имущественных потерь, вызванных неуплатой или неполной уплатой таможенных платежей.

Итак, институт обеспечения  уплаты таможенных платежей является объективно необходимой частью таможенного  права, созданный для подтверждения  права таможенных органов требовать исполнения таможенного законодательства.

 

II. Современное состояние системы таможенных платежей в РФ

2.1 Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета и обеспечении экономической безопасности государства

 

Приоритет финансовых целей предопределяет установленный  ст. 34 НК РФ статус таможенных органов, которые пользуются правами и  несут обязанности налоговых  органов по взиманию налогов при  перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу  РФ. Система учета и собираемости таможенных платежей от внешнеторговых операций более надежна и существенно менее сложна по сравнению с системой внутреннего налогообложения.

Таможенные  платежи, взимаемые таможенными  органами, формируя казну государства, выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства через таможенно-тарифное регулирование и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства.5 В литературе отмечалось, что к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина6, налог, сбор. Так, А.Н. Козырин отмечает, что цель взимания таможенной пошлины, как и других таможенных платежей (косвенных налогов и сборов), заключается в «мобилизации финансовых ресурсов для материального обеспечения государственной деятельности»7.

Многостороннее таможенно-правовое регулирование дополняется налогово-правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

Федеральным законом  № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации и отдельные  законодательные акты Российской Федерации»8 предусмотрен переход на уплату плательщиками таможенных и иных платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, и закрытие счетов таможенных органов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности.

В случаях, когда  участник внешнеэкономической деятельности активно осуществляет внешнеторговые операции, для упрощения его работы предусмотрена авансовая форма оплаты таможенных платежей. Доходы государства от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными. Фискальные платежи предполагают «удовлетворение публичных интересов за счет принудительного изъятия государством денежных средств, находящихся в частной собственности у физических лиц и организаций либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у государственных юридических лиц»9, отмечает Э.Д. Соколова. Фискальные платежи включаются в состав фискальных доходов. Следовательно, финансовые ресурсы, образующиеся в результате деятельности системы таможенных органов и направляемые в бюджет государства для удовлетворения публичных интересов, следует считать таможенными фискальными доходами.

Следует отметить, что все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы  на иные цели. Данный фактор обусловливает  публичное предназначение таможенных платежей государству, они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

Как отмечает М.Е. Верстова, «таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы по своей сути представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, охраняются принудительной силой государства»10. Следовательно, таможенные платежи являются неотъемлемой частью системы обязательных платежей, а их применение возможно в силу самого факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Наиболее развернутым  представляется предложенное О.Ю. Бакаевой определение таможенных платежей, под  которыми понимаются обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ11.

Примечательно, что в таможенное регулирование включены нормы административного, налогового, финансового, гражданского и уголовного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Данное положение означает определенный приоритет источников налогового права, следовательно, институт таможенных платежей регламентируется как нормами налогового, так и нормами таможенного законодательства. Институт таможенных платежей включает исчисление платежей, их уплату и взимание. Плательщик самостоятельно определяет сумму таможенных платежей при перемещении товара через таможенную границу. Исключение составляют случаи перемещения товаров в международных почтовых отправлениях (п. 3 ст. 295 ТК РФ), а также выставление требования о внесении таможенных платежей (ст. 350 ТК РФ). В таких ситуациях таможенный орган исчисляет и определяет размер таможенных платежей самостоятельно.

В настоящее время  таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 1991–2012 гг. их доля в федеральном бюджете возросла с 10 до 50,5%, что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.

Однако это не дает оснований полагать, что финансовому  положению страны ничто не угрожает. Сложившаяся тенденция профицита  бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2011г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина. 12

Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации.

На таможенную службу возложена  обязанность по наполнению доходной части федерального бюджета, что  затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществления планирования — планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).

Финансово-экономический кризис резко  изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от ВЭД.

Сравним: В 2011 году в федеральный бюджет перечислено 4 трлн. 664,2 млрд. руб., что составляет 101,8 % от установленного таможенным органам задания. По сравнению с 2010 г. платежей перечислено на 1 трлн. 436,5 млрд. руб. больше (на 44%)13. По итогам 2012 года в доход федерального бюджета перечислено 3 трлн. 519,8 млрд. рублей, что составляет 101,4 % от установленного таможенным органам задания.14

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2012 году составил 469 млрд. долларов США и по сравнению с 2011 годом уменьшился на 36,2%, в том числе экспорт – 301,6 млрд. долларов США (снижение на 35,5%), импорт – 167,4 млрд. долларов США (снижение на 37,3%). Cальдо торгового баланса составило 134,3 млрд. долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2011 году.

Размер снижения — $68,1 млрд. или 45%. Такое снижение свидетельствует о возникновении рисков резкого сокращения источников доходов федерального бюджета.15

Анализ изменений объемов, состава  и товарной структуры экспорта и  импорта в 2012 г. представляет большой интерес для определения тенденций и выявления отраслей народного хозяйства, защита которых должна обеспечить и формирование доходов бюджета страны.

Информация о работе Система обеспечения уплаты таможенных платежей в России