Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:53, курсовая работа
В основу избежания двойного обложения НДС или ухода от налогообложения положены три принципа.
1. Принцип территориальности – налогом облагаются операции, совершаемые на территории данной страны.
2. Принцип назначения – товары пересекают границы и облагаются косвенными налогами в стране потребления, а налог на экспортируемые товары не взимается.
3. Принцип происхождения – товары облагаются налогом в той стране, где производятся, то есть экспорт облагается налогом, а импорт освобожден.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Налоги в экономической системе общества………………………...5
1.1 Сущность налога на добавленную стоимость……………………5
1.2 Функции налогов……………………………………………………13
2. Основы исчисления и анализа налога на добавленную стоимость (на примере ООО «Сибирь»)………………………………………………..15
2.1 Краткая характеристика и организационная структура
ООО «Сибирь»……………………………………………………….15
2.2Система налогообложения ООО «Сибирь». Порядок исчисления
и взимания налога на добавленную стоимость в ООО «Сибирь»…...16
3.Совершенствование налога на добавленную стоимость…………....21
3.1 Пути совершенствования налогообложения по налогу на
добавленную стоимость. ………………………………………………...21
3.2 Возместить НДС по товарам, приобретенным для использования
дипломатическими представительствами и их персоналом………38
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованной литературы………………………
Сумма НДС, полученная от покупателей, учитывается по К 68 счету с оборотов по реализации продуктов, работ, услуг и иного имущества предприятия, а также со всех сумм, получаемых предприятием, если это получение связано с расчетами по оплате товара Д 90,91- К 68 (журнал-ордер № 8).
Суммы НДС, уплачиваемые
поставщикам, учитываются по Д 19, а
затем после оприходования
Ежемесячно предприятие определяет сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, для этого бухгалтер предприятия формирует книги покупок и продаж либо формирует книгу доходов и расходов, в программе 1:С. В книге покупок, как мы уже говорили раньше, отражается НДС к возмещению, а в книге продаж к уплате. В зависимости от того какой НДС дебетовый или кредитовый, предприятие либо уплачивает разницу, если НДС кредитовый, либо ничего не уплачивает, так как сумма возмещения больше.
НДС уплачивается не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным. Составляется платежное поручение в программе 1:С. И перечисляется через систему клиент – Сбербанк. Декларация по НДС предоставляется раз в квартал.
Определим сумму НДС за IV квартал 2009г:
Предприятие реализовало продукции на 10 455 420, 16 рублей, в том числе НДС 18% - 572 946, 9 рублей, НДС 10% - 609 039, 54 рубля
Итого сумма НДС с реализации 1 181 986, 44 рубля.
Предприятие закупило продукции на 8 561 495, 17 в том числе НДС 18% - 467 214, 66 рублей НДС 10% - 472 967, 59 рублей
Итого сумма НДС к возмещению 940 182, 25 рублей.
В данной ситуации видно, что сумма НДС реализации превышает сумму к возмещению, значит необходимо высчитать сумму уплаты налога в бюджет:
1 181 986, 44 – 940 182. 25 = 241 804, 19 рублей.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, за IV квартал составила 241 804, 19 рублей.
3. Совершенствование налога на добавленную стоимость
3.1 Пути совершенствования налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
НДС – единственный налог, для исчисления которого введен специальный налоговый регистр (книги покупок и книги продаж) и налоговый первичный документ (счет-фактура), при этом неточности при оформлении регистров и счетов-фактур могут лишить налогоплательщика права на законный вычет по НДС, который при этом «финансово оправдан».
К явным недостаткам данного косвенного налога, предусматривающего зачет (вычет), специалисты относят: – с одной стороны, существование «фирм-однодневок» и использование «серых схем» позволяют недобросовестным налогоплательщикам при попустительстве налоговых органов возмещать из бюджета значительные суммы; – с другой стороны, остальные налогоплательщики, претендующие на налоговые вычеты или на возмещение из бюджета сумм НДС, вынуждены отстаивать свои вычеты и возмещения в судебном порядке.
Можно предложить
следующие пути совершенствования существующего
порядка исчисления НДС:
Отмена таких объектов налогообложения
как: – передача товаров (работ, услуг)
для собственных нужд, расходы на которые
не учитывается при исчислении налогооблагаемой
прибыли (пп. 2 п. 1 ст.
146 НК РФ); – выполнение строительно-монтажных
работ для собственного потребления (пп.
3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Поскольку передача
товаров (работ, услуг) для собственных
нужд не учитывается при исчислении
налогооблагаемой прибыли, то обложение
этой передачи еще и НДС означает
совокупную налоговую нагрузку на организации
в 38 %, что лишено экономического смысла,
кроме как ограничительного.
Выполнение строительно-монтажных работ
для собственного потребления облагается
НДС, однако в этом же налоговом периоде
исчисленная сумма НДС предъявляется
к вычету, что лишает всякого экономического
смысла данный объект налогообложения
(кроме случаев строительства объектов,
которые не используются в налогооблагаемой
деятельности).
Необходимо уточнить такой объект налогообложения, как безвозмездная передача. В частности, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе, которые не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли, признается реализацией товаров (работ, услуг). Такая формулировка сняла бы вопросы по рекламным, представительским расходам и т.д. Одновременно необходимо скорректировать подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении рекламы.
Отмена НДС с полученных авансов и вычетов по уплаченным авансам. Применение норм ст. 167 НК РФ приводит к тому, что налоговая база по НДС возникает до появления объекта налогообложения (ст. 146 НК РФ), что противоречит ст. 54 НК РФ, согласно которой налоговая база представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения. Включение в налоговую базу полученных авансов лишено экономического смысла, поскольку объект налогообложения может впоследствии вообще не появиться, что приводит к парадоксальной ситуации: налоговая база возникает вообще без объекта налогообложения! Налоговый же вычет по уплаченным авансам, введенный с 1 января 2009 г., является весьма трудоемким – причем как для поставщика, так и для покупателя.
Если законодатель
разрешил покупателю вычет той суммы
НДС, которую исчислил к уплате в
бюджет поставщик, то логичнее было бы
вообще данную операцию «свернуть» и
вместо четырех операций:
1) исчисление поставщиком НДС с полученного
аванса;
2) вычет покупателем НДС с уплаченного
аванса;
3) вычет поставщиком НДС с полученного
аванса при отгрузке;
4) восстановление покупателем НДС с уплаченного
аванса при приобретении;
вообще освободить авансы от НДС.
Следует напомнить, что еще в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. была поставлена нерешенная до сих пор задача: «Другой проблемный вопрос – налог на добавленную стоимость. Наряду с изменением процедур взимания НДС надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей».
Порядок ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС операций, установленный ст. 170 НК РФ, нуждается в уточнении: следует предоставить право организациям определять долю выручки исходя не из текущего, а из предыдущего налогового периода, если доля облагаемых и необлагаемых операций меняется от периода к периоду, например, не более чем на 10 процентов.
Снижение ставки НДС. Снижение
ставки НДС (сначала с 28 % до 20 %, а затем
– с 20 % до 18 %) не привели к предполагавшемуся
снижению цен в российской экономике.
Предположения о росте инвестиций в результате
снижения ставки НДС основаны на гипотезе
о том, что данные выгоды будут направлены
на увеличение капитальных вложений. Вместе
с тем стимулы к осуществлению инвестиций
в России во многом обусловлены не уровнем
налоговой нагрузки, а высоким уровнем
рисков, связанных с инвестициями.
Снижение НДС является мерой поддержки
диверсификации российской экономики,
промышленного роста (от этого выигрывают,
в первую очередь, промышленные предприятия
с высоким уровнем добавленной стоимости).
Более того, за счет снижения НДС высвобождаются
значительные средства предприятий, которые
могут быть направлены на инвестиции в
основной капитал, на перевооружение и
расширение производства. Вместе с тем
необходимо расширение применения налоговой
ставки НДС 0 % для операций, подпадающих
под освобождение от НДС (ст. 149 НК РФ), либо
под ставку в 10 % (п. 2 ст. 164 НК РФ).
К числу актуальных проблем относятся: сокращение объема документов для отчетности – упрощение формы налоговой декларации; корректировка перечня обязательных реквизитов от счетов-фактур; перенос сроков предоставления декларации по НДС с 20 на 28 число месяца, следующего за налоговым периодом.
Также предлагается ввести понятие «консолидированный налогоплательщик» в части исчисления и уплаты НДС и ввести порядок уплаты НДС таким налогоплательщиком (очистить налоговую базу от трансфертных платежей).
Еще одним направлением совершенствования НДС является работа по улучшению механизмов его возмещения. Соответствующий законопроект № 223442-5 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» на момент выхода брошюры, по-видимому, будет принят Госдумой во втором чтении или в окончательной редакции.
В целом поддерживая
концепцию законопроекта, ТПП России
отмечает ряд серьезных замечаний, которые целесообразно учесть
при доработке проекта.
1. В соответствии с пунктом 2 новой статьи
1761 право на применение заявительного
порядка возмещения налога имеют: налогоплательщики,
отвечающие критериям отнесения налогоплательщиков
к категории крупнейших в соответствии
со статьей 83 Налогового кодекса РФ;
налогоплательщики, у которых на момент
подачи налоговой декларации стоимость
амортизируемого имущества, определяемая
в соответствии со статьей 257 НК РФ, составляет
не менее пятисот миллионов рублей, а сумма
дохода от реализации, за предшествующий
календарный год превысила пять миллиардов
рублей; налогоплательщики, представившие
вместе с налоговой декларацией, в которой
заявлено право на возмещение, банковскую
гарантию.
Полагаем, что такие критерии не вполне
согласуются с принципом всеобщности
и равенства налогообложения (пункт 1 статьи
3 Налогового кодекса РФ) и фактически
ограничат доступ малого и среднего бизнеса
к заявительному порядку возмещения НДС.
Для решения указанной проблемы существует, как нам представляется, несколько путей решения.
Во-первых, равномерность
доступа к налоговым
Кроме того, проектом не определено, гарантии каких банков принимаются, на какой срок такая гарантия должна быть предоставлена. В то же время, статьей 101 НК РФ, к примеру, установлено, что безусловным основанием для отмены обеспечительных мер, является предоставление банковской гарантии только банков с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Министерством финансов РФ. Таким образом, недобросовестный налогоплательщик сможет, воспользовавшись заявительным порядком и предоставив банковскую гарантию заведомо неплатежеспособного банка, получить из бюджета суммы налога на добавленную стоимость. Во избежание возможных коррупционных явлений предлагается четко прописать в законодательстве или на уровне подзаконного акта порядок и условия предоставления указанных банковских гарантий.
Во-вторых, можно было бы сумму дохода от реализации за предшествующий календарный год, дающую право на применение заявительного порядка возмещения налога, уменьшить, к примеру, до одного миллиарда рублей. Эта мера позволит расширить круг налогоплательщиков, имеющих право на заявительный порядок возмещения НДС.
Кроме того, в
целях поддержки и
В-третьих, некоторые членские организации ТПП России вышли с предложением предоставить право на возмещение НДС в заявительном порядке всем налогоплательщикам, работающим с применением налоговой ставки «0» процентов, без разделения их по предлагаемым критериям. Так, к примеру, операторы морских терминалов имеют право на возмещение НДС, т.к. оказывают услуги, облагаемые по «0» ставке. Вместе с тем, они не относятся к крупнейшим налогоплательщикам, а сумма дохода от реализации у большинства не превышает 5 миллиардов рублей.
2. Приведенные
в проекте закона группы налогоплательщиков,
возможно, целесообразно было бы дополнить
еще одной категорией:
«налогоплательщики, у которых на момент
подачи налоговой декларации не менее
половины суммы дохода от реализации,
определяемой в соответствии со статьей
249 настоящего Кодекса (без учета налога)
за предшествующий календарный год, составляли
поступления от исполнителей государственного
и муниципального заказа. Указанные налогоплательщики
вправе применить заявительный порядок,
если со дня создания организации или
с момента регистрации индивидуального
предпринимателя к моменту подачи налоговой
декларации прошло не менее трех лет;».
Информация о работе Совершенствование налога на добавленную стоимость