Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)
  • Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения.

(штраф в размере 1000 рублей).

  • Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года.

(штраф в размере  5000 рублей).

Формы вины при  совершении налогового правонарушения

 Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

  • Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
  • Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения

       Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие  стечения тяжелых личных или  семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под  влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые  судом могут быть признаны  смягчающими ответственность.

      Обстоятельством,  отягчающим ответственность, признается  совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

     Лицо, с которого взыскана  налоговая санкция, считается  подвергнутым этой санкции в  течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 Налогового Кодекса.

В составах нарушений  в зависимости от объекта, на который направлены противоправные действия можно выделить следующие группы:

    1. Сокрытие или занижение объектов налогообложения;
    2. Нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения;
    3. Нарушение порядка представления документов в налоговый орган;
    4. Нарушение порядка уплаты налогов;
    5. Прочие нарушения.

Давность привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения

          Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

          Исчисление  срока давности со дня совершения  налогового правонарушения применяется  в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

          Исчисление  срока давности со следующего  дня после окончания соответствующего  налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Давность взыскания  налоговых санкций

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

      Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции)

        В случае  отказа в возбуждении или прекращения  уголовного дела, но при наличии  налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Тема 10. Организация налогового контроля.

 

Понятие налогового контроля. Государственный  реестр налогоплательщиков. Обязанности  органов, осуществляющих контроль. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Формы проведения налогового контроля. Камеральная налоговая проверка. Выездная налоговая проверка. Технология проведения налоговых проверок. Процессуальные действия проверяющих. Проведение налогового контроля за расходами. Порядок оформления результатов проверки.Акт о налоговой проверке. Действия налоговых органов по результатам проверки. Налоговая тайна. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций. Порядок обжалования актов налоговых органов.

 

Понятие налогового контроля. Государственный реестр налогоплательщиков. Обязанности органов, осуществляющих контроль.

Налоговый контроль –  это установленная нормами актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Содержание налогового контроля включает:

  • Наблюдение за подконтрольными объектами;
  • Прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
  • Принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
  • Выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Налоговый контроль осуществляется как  государственными органами, так и  аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий.

Государственный реестр налогоплательщиков.

Постановка на учет организации  или индивидуального предпринимателя  в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождении организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

 Постановка  на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обязанности по уплате того или иного налога.

При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику  присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Обязанности органов, осуществляющих контроль:

    • осуществление, контроля соблюдения законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
    • обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет;
    • обеспечение правильности начисления платежей гражданами, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;
    • контроль своевременности представления плательщиками документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;
    • проверка достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов в части правильного определения прибыли, дохода, иных 
      объектов обложения и исчисления налога;
    • передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
    • предъявление в суд и арбитражный суд исков.

Обязанности банков, связанные с  учетом налогоплательщиков

 Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям  только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

Банки обязаны выдавать налоговым  органам справки по операциям  и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством  Российской Федерации, в течение  пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Формы проведения налогового контроля. Камеральная налоговая  проверка. Выездная налоговая проверка.

Статьей 82. Кодекса определены формы проведения налогового контроля:

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

    • налоговых проверок;
    • получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
    • а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при этом, пользуясь правами и неся обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

 Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных  внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых  проверок у налоговых органов  возникает необходимость получения  информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора-организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

 Камеральная налоговая проверка - проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с  их служебными обязанностями без  какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения