Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагирования на изменения экономической ситуации.

Определенность  налогообложения. Налоговая система должна иметь такую структуру, при которой каждый плательщик точно знает, сколько он платит.

Справедливость. Налоговая система должна обеспечивать справедливый подход к различным индивидам.

Нельзя не отметить, что  в реальной действительности имеет  место отступления от этих принципов и, прежде всего в отношении стабильности и четкости. Такое отношение, может при определенных условиях превратить систему налогообложения из инструмента, способствующего развитию экономики в систему, оказывающую на экономику серьезное разрушительное воздействие.

Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

    • расширение круга налогоплательщиков;
    • увеличение тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;
    • повышение налоговых ставок и при прямом и при косвенном налогообложении.

Многие государства  стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги -  стабильными, легкими и гибкими. Налоговая политика в современных условиях должна обеспечивать равновыгодность производства продуктов на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных товаров.

Учитывая это, специалисты  в области налогообложения разработали  целостную систему мер по совершенствованию налоговой политики. Она направлена:

    • на снижение налоговой нагрузки на отечественных товаропроизводителей и ее перераспределение с реального сектора экономики в сферу потребления;
    • на упрощение налоговой системы;
    • на повышение собираемости налогов и сборов и усилением контроля за их поступлением в бюджет.

Насущной задачей является скорейшее решение проблемы, касающейся обеспечения сбалансированности фискальной, протекционистской и регулятивной функций таможенных платежей и, в первую очередь, таможенных пошлин как одного из основных инструментов таможенной политики.

Проводимые мероприятия в области реформирования налоговой системы не должны ограничиваться лишь совершенствованием собственного налогового законодательства. Они должны включать в себя также:

    • установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкое усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;
    • усиление пропаганды идей о серьезности, безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений.

В рамках осуществления  налоговой реформы должны быть достигнуты следующие цели:

      1. выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, путем отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений);
      2. отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего, оборотных налогов);
      3. исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;
      4. упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах);
      5. разрешить к вычету из базы налога на прибыль всех обоснованных необходимых для ведения бизнеса расходов.

Либерализация налоговой  системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков должны способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату в легальную сферу капиталов, выведенных из-под налогообложения.

Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.

 

Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования. Управление налогами на предприятиях и в организациях. Пределы налогового планирования. Возможности минимизации налоговых платежей в РФ. Основные принципы оптимизации налоговых платежей. Уменьшение налога на прибыль путем использования чистой прибыли на льготируемые цели. Основные требования законодательства по оформлению оптимизации. Основные способы минимизации НДС. Пути снижения других налоговых платежей в рамках законодательства о налогах.

 

 

  1. Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования.

 

Право налогоплательщика принимать  меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209. п. 2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Поскольку налог - это безвозмездное  изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить ’’ущерб", причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.

Необходимость налогового планирования определена современным налоговым  законодательством, предусматривающее  различные налоговые режимы, в  зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора оптимального сочетания  построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их “компенсация” может повлечь за собой крупные финансовые потери.

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов  действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по вопросам проектов налоговых законов, направлений и содержания готовящихся налоговых реформ, а также анализа направлений налоговой политики, проводимой Правительством РФ.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции. Эффективность же налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение.

Уровни налогового планирования.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени.

 

НБ=НН/ОРП*100%


НБ – налоговое бремя;  
НН – налоги, начисленные за отчетный период;  
ОРП – объем реализованной продукции.  

НБ/ВНП

Уровень налогового планирования

Необходимость НП

10-15%

четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот,

уровень профессионального  бухгалтера, разовые консультации внешнего налогового консультанта

минимальна (разовые мероприятия)

20-40%

налоговое планирование становится частью общей системы финансового  управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов, требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора,

абонентское обслуживание в специализированной компании

необходимо (регулярные мероприятия)

45-60%

важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям, требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами, постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката, специальная программа развития, обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами

жизненно необходимо (ежедневные мероприятия)

более 60%

смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции

 

 

 

  1. Возможности минимизации налоговых платежей в РФ. Основные принципы оптимизации налоговых платежей.

 

Налоговая оптимизация - процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией.

Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и практические советы даются так же, как и врачебное заключение, - только в конкретном случае после предварительной экспертизы.

Этапы налогового планирования и их краткие характеристики

Внешнее планирование

  1. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции).

При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует  ориентироваться только на размер налоговых  ставок. В ряде случаев при небольших 10-15% налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высокому налоговому бремени. Следует обратить особое внимание, что налоговое планирование не применяется в случаях акцизов и в случае наличия налогов, исчисляемых в твердых ставках с объекта обложения.

  1. Выбор организационно-правовой формы

Влияет на порядок использования  прибыли и возможность получения  льгот.

  1. Определение состава учредителей и долей акционерного капитала

В случае участия государства более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно налоговому и гражданскому кодексу при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.

  1. Выбор основных направлений деятельности и особенности подготовки учредительных документов

Первоначальные направления деятельности определяются кодами ОКПО и ОКОНХ  по направлениям деятельности, прямо  указанными в учредительных документах.

В учредительных документах указываются  различные внутренние фонды и  порядок их формирования и использования, а также предельные полномочия исполнительных органов.

  1. Определение стратегии развития предприятия (количество работников, внутренней структуры организации, филиалов).

Используется для максимального  использования налоговых льгот (например, малых предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.) и преференций. Создание филиалов в юрисдикции с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным — создает дополнительные возможности для налогового планирования.

  1. Выбор порядка формирования уставного капитала.

Внесение имущества в уставной капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество.

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения