Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

2) проводить налоговые проверки;

3) производить выемку документов  при проведении налоговых проверок  у налогоплательщика или налогового  агента, свидетельствующих о совершении  налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного  уведомления в налоговые органы  налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по  счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

6) осматривать (обследовать) любые  используемые налогоплательщиком  для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов,  подлежащие внесению налогоплательщиками  в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей  устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам  и сборам, а также взыскивать  пени;

10) контролировать соответствие  крупных расходов физических  лиц их доходам;

11) требовать от банков документы,  подтверждающие исполнение платежных  поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей  лиц, которым могут быть известны  какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для проведения налогового  контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании  или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты;

16) предъявлять в суды общей  юрисдикции или арбитражные суды  иски:

о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

о признании недействительной государственной  регистрации юридического лица или  государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

в иных случаях.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых  органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о  налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, а также принятых в  соответствии с ним нормативных  правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в  том числе в письменной форме)  налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику  или налоговому агенту копии  акта налоговой проверки и  решения налогового органа, а  также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы при выявлении  обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Должностные лица налоговых органов  обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей  компетенции права и обязанности  налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться  к налогоплательщикам, их представителям  и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

 

2. Полномочия  таможенных органов.

 

Полномочия таможенных органов

1. Таможенные органы пользуются  правами и несут обязанности  налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

2. Должностные лица таможенных  органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 Налогового кодекса РФ, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

3. Таможенные органы осуществляют  в порядке, установленном таможенным  законодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Ответственность налоговых  органов,

таможенных органов, а  также их должностных лиц

 Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета  в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Другие участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К участникам налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся финансовые органы во главе с Министерством финансов Российской Федерации, органы внутренних дел,  а также органы государственных внебюджетных фондов.

Основные задачи Министерства финансов РФ — разработка и реализация стратегии  финансовой политики государства, составление  проекта и исполнение бюджета, в  частности его доходной части. В  его составе действует Департамент  налоговой политики, который выполняет основные функции по практической реализации полномочий, предоставленных Минфину России в налоговой сфере.

Департамент налоговой политики выполняет  следующие функции в налоговой сфере:

•   анализ влияния действующей  налоговой системы на развитие экономики России;

•   участие в разработке предложений  по совершенствованию налоговой  политики и налоговой системы;

•   оценка эффективности решений, принимаемых высшими законодательными и исполнительными органами власти, Президентом РФ по вопросам налогового законодательства;

•   разработка мер по повышению  собираемости налогов и сборов, а также финансовому и налоговому стимулированию предпринимательства;

•   подготовка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации;

•   обеспечение исполнения доходной части федерального бюджета;

•   разработка с участием таможенных органов методологии, ставок и порядка  взимания таможенных пошлин;

•   методологическое руководство  бухгалтерским учетом и отчетностью.

В составе Минфина России образована единая централизованная система органов федерального казначейства (Казначейство). На счетах органов казначейства должны аккумулироваться все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты. Главная задача казначейства в налоговой сфере — это перераспределение сумм поступивших налогов по бюджетополучателям согласно бюджетной росписи.

Государственные социальные внебюджетные фонды созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ (ст. 37, 39 и 41). Средства фондов имеют строго целевое назначение и находятся в ведении органов государственного управления с одноименными названиями. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица.

 

Полномочия органов  внутренних дел в части, касающейся законодательства по налогам и сборам

1. По запросу налоговых органов  органы внутренних дел участвуют  вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств,  требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

За неправомерные действия или  бездействие должностные лица и  другие работники органов внутренних дел несут ответственность в  соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тема 12. Характеристика современного налогообложения в Российской Федерации и основные тенденции его развития.

 

Общая характеристика Российской налоговой  системы во 2-ом  тысячелетии. Принципы, положенные в основу налоговой системы РФ. Современные проблемы и тенденции налогообложения в России. Достоинства и недостатки налоговой системы России после 2000 года. Доходная часть федерального бюджета РФ. Факторы, влияющие на налоговую систему РФ. Совершенствование налоговой системы РФ.

 

Общая характеристика российской налоговой системы

во втором тысячелетии.

 

Основы функционирования национальной системы налогообложения следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно-политической надстройки.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения