Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Для современной России особо важное значение в создании системы налогообложения рыночного типа имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы обоснования не выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, система налогообложения должна строится исходя из знания фундаментальных закономерностей распределительных отношений и их влияния на процесс создания общественного богатства. Т.к. любой экономический закон определяет фундаментальные тенденции общественного развития и принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества, зависеть от политических интересов и состава законодательной и исполнительной власти.

     Основу налоговедения  как науки определяют положения  системы экономических законов:  возрастающих издержек и расходов, рыночного равновесия, свободной конкуренции и другие. В плоскости данных концепций особо важен анализ функций, роли налогов при формировании доходов бюджета и воздействии на качественные и количественные параметры воспроизводства (это позволяет выявить социальные последствия налогообложения и оценить в целом регулирующее воздействие налогов).

     Налоговедение,  постигая эти закономерности, определяет  организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует методики исчисления отдельных налоговых платежей, не забывая об обязанности учёта при проведении налоговых реформ требований объективных рыночных законов.

Принципы, положенные в основу налоговой системы России.

      Принципы  – основополагающие положения  любого процесса и системы,  позволяющие характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы.    

      Налоговая  система России стала формироваться  в ее современном виде в  результате принятия Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.). Принятием этого закона хотели положить в основу построения российской налоговой системы два основных принципа:

  1. охват налогами всех хозяйствующих субъектов;
  2. однократность обложения одного вида дохода одним и тем же налогом за один и тот же период времени.

     Первый принцип реализуется посредством обязательной регистрации юридических лиц в налоговой инспекции. А второй принцип осуществляется таким построением системы налогов, которая позволяет избежать двойного налогообложения. Но, к сожалению, на практике элементы двойного налогообложения наблюдаются и в скрытой и в явной форме.

Современные проблемы и тенденции налогообложения  в России

     Налоговая  система РФ представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков (юридических и  физических лиц) в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

    Действующая  налоговая система России нуждается  в серьезном реформировании. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности.

     В настоящее  время налоговая система России  уже содержит ряд методов и  средств, являющихся приемлемой формой перераспределения средств в условиях рыночных отношений.

     Вообще характерной  чертой новой налоговой системы  России становится появление большой группы местных налогов и сборов, предельная ставка которых ограничена законодательством РФ. Местные органы согласно законодательству могут вводить 21 вид налогов, из которых 3 являются общеобязательными (земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и налог на имущество граждан). Остальные 18 устанавливаются (или не устанавливаются) по решению местных органов управления.

Если сказать в целом  о развитии системы налогообложения  в России, то можно указать на следующие свойства, которые ей присущи:

    • наличие минимальной суммы дохода;
    • наличие и величина предельной, самой высокой ставки налога, взимаемого с достаточно больших доходов;
    • налоговое льготы и освобождение от налога определенных категорий граждан и видов доходов;
    • изменение величины налога в зависимости от величины дохода;
    • сведение различных видов дохода одного гражданина в единый общий доход.

В России установлена трехуровневая  система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц:

Первый уровень - это федеральные налоги. 

Второй уровень - налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов.

Третий уровень - местные налоги.

Особенность - правительственные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Трехуровневая система  налогообложения дает возможность каждому органу управления самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, займов и др.

Налоги меняются и будут  меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, так как налоги - это гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя.

Достоинства и недостатки налоговой системы  России. Основные проблемы.

В России местное налогообложение - не только наименее разработанная  область научно-практических знаний, но и самая противоречивая область  правовых отношений. Юридически не урегулирована проблема баланса властных полномочий центра и мест. Механизм распределения налогов по звеньям бюджетной системы деформирован, как и баланс правовых полномочий между центральной властью и властью на местах.

Провозглашенные в 1991 году принципы организации налогообложения  в России остаются не реализованными на практике, а зачастую налоговые действия серьезно нарушают положения законодательства (не соблюдается  принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок; допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкции для отдельных налогоплательщиков).

Стабильность же налоговой  системы характеризуется не только длительным постоянством в составе налогов, условиях их сбора, но и закреплением налогов за уровнями бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы. Налоговая система должна быть свободной и от малоэффективных налоговых форм, т.е. таких видов налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только запутывают и усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль, отвлекая работников от действительно серьезных налогов.

К недостаткам российской системы налогообложения можно  отнести и то, что она  основывается на налогообложении результатов  производства (прямые налоги) и  товарооборотов (косвенные налоги).

Основными направлениями  реформирования системы налогообложения  являются следующие:

    1. построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключения условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;
    2. создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России.

В период с 1991 года Россия заметно продвинулась вперед по пути приближения своих гражданско-правовых, бухгалтерских и налоговых стандартов к применяемым в странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем, не трудно было заметить, что этот процесс происходит под влиянием ряда факторов, которые оказывают на него негативное воздействие. Хотелось перечислить главные из них:

    • постоянное желание восполнять дефицит бюджетных средств за счет усиления налогового бремени;
    • законодатели, вводя новые налоги, преследуют только цель создания нового источника доходов и, похоже, игнорирует возможность любого влияния таких налогов на макроэкономику.

Именно эти причины  определяют ярко выраженный фискальный характер российской системы налогообложения, которая в последние годы развивалась только по пути усиления налогового бремени для налогоплательщиков и усложнения.

Довольно часто проявляется стремление предприятий, предпринимателей, отдельных лиц избежать уплаты налогов, скрыть наличие доходов облагаемых налогов, скрыть наличие доходов облагаемых налогом. Если же налог установлен законом, то уклонение от его уплаты будет наказуемо как преступление.

Множество разновидностей налогов и платежей вызывает возражение не только со стороны граждан и  производителей, этим недовольны и  отдельные ученые экономисты.

Доходная  часть федерального бюджета РФ

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Классификация доходов  бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Классификация включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Исходя из содержания БК РФ, все предусмотренные законодателем доходы разделяются на четыре основные группы:

1) доходы, поступающие  в качестве обязательных отчислений  от прибыли предприятий и учреждений различных форм собственности;

2) доходы, поступающие  в качестве обязательных отчислений  отличных доходов граждан;

3) доходы, поступающие  от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности;

4) доходы, получаемые в  процессе и в результате осуществления  государством, органами местного самоуправления государственной либо муниципальной деятельности, в том числе внешнеэкономической.

Приведенная классификация  доходов бюджетов всех уровней раскрывает, прежде всего, материальную сторону доходной части бюджета. При этом первые два вида доходов составляют большую часть доходной части бюджета.

В Законе о бюджетной  классификации приведена другая классификация доходов, основанная на источниках и способах их получения. В указанном законодательном  акте выделены две основные группы доходов:

1. Налоговые доходы (по  видам).

2. Неналоговые доходы (например, доходы, поступающие от использования государственного и муниципального имущества и др.).

По способу зачисления в бюджет все доходы разделяются  на два вида:

1. Закрепленные доходы - доходы, которые согласно бюджетному  законодательству полностью либо в определенной части (в процентах, доле) поступают в федеральный, региональный или муниципальный бюджет. При этом закрепление данных доходов за конкретным бюджетом может носить срочный (в течение пяти лет) либо бессрочный характер.

2. Регулирующие доходы - это такие доходы, которые поступают от определенных видов налоговых платежей и закрепляются за бюджетом нижестоящего уровня власти вышестоящими органами законодательной (представительной) власти в виде своеобразной финансовой помощи (для установления баланса между доходной и расходной частями нижестоящего бюджета).

Совершенствование налоговой системы: возможности  и альтернативы.

В настоящее время на основе “классических” принципов  сформулированы современные принципы “хорошей налоговой системы”.

Экономическая эффективность. Налоговая система должна носить поощрительный характер, не мешать эффективному использованию ресурсов, развитью предпринимательства.

Дешевизна налогообложения. Законы о налогах должны быть простыми по формулировке, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения