Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:09, контрольная работа
В широком смысле можно понимать налоговый контроль как совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
Рассмотрев определения налогового контроля, приведенные в экономической литературе, можно сделать следующие выводы:
- многие авторы дают общетеоретическое определение налоговому контролю без выделения системообразующих признаков;
- все определения направлены на простые, детерминированные экономические объекты, функционирующие в условиях плановой экономики;
Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы: формальная, логическая и арифметическая проверка документов; юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации — контрагента и в других документах и учетных записях; экономический анализ.
Фактический налоговый контроль предусматривает использование таких методов, как: учет налогоплательщиков; исследование документов; получение объяснений (допрос свидетелей); осмотр помещений и предметов; инвентаризация; привлечение специалиста; сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам; экспертиза; экстраполяция. Тема о методах и формах налогового контроля более подробно раскрыта в следующем параграфе настоящей курсовой работы.
1.2 Формы и методы налогового контроля.
Прежде чем рассматривать основные формы налогового контроля, необходимо уделить должное внимание классификации данного понятия по различным критериям. Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.
В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:
1) документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;
2) фактический
контроль — проверка, при которой
состояние проверяемого
По времени проведения контрольных действий выделяют следующие виды налогового контроля:
а) Предварительный налоговый контроль, который осуществляется при сопоставлении планов на первых стадиях бюджетного процесса, а так же на стадии подготовки к проверке конкретного налогоплательщика. В его ходе на основе анализа налоговой информации выявляются дополнительные финансовые ресурсы, определяется круг подлежащих налогообложению объектов, и т.д. В практике данный вид налогового контроля носит вспомогательный характер.
б) Текущий налоговый контроль - проводится во время отчетного налогового периода; фактически он осуществляется повседневно, и сводится к соблюдению налогового законодательства (например, тематическая проверка соблюдения контрольно-кассовой дисциплины налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю, проводимая налоговыми органами) и своевременному исполнению доходной части бюджета.
в) Последующий налоговый контроль, который проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Он предназначен для оценки результатов финансовой деятельности, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми, и т.д. Именно последующий контроль наиболее распространен сегодня в практике работы налоговых органов, так как он позволяет выявить недостатки, упущенные из вида в ходе осуществления предварительного и текущего контроля.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, выделяют контроль:
а) налоговых органов;
б) таможенных органов;
в) органов государственных внебюджетных фондов.
В зависимости от места проведения налоговый контроль подразделяется на камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные налоговые проверки проводятся непосредственно в налоговых органах. Выездные проверки осуществляются на территории налогоплательщика.
В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:
1) государственный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);
2) негосударственный контроль, который включает в себя:
- внутренний аудит - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации;
- внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Министерства финансов России.
Изучив некоторое количество специальной литературы по налоговому праву, можно сделать выводы о том, что существует несколько точек зрения в отношении понятий "форма" и "метод" налогового контроля.
Иногда в литературе встречается точка зрения, согласно которой законодатель в ст.82 НК РФ необоснованно смешал формы и методы контроля. При этом поясняется, что если налоговые проверки действительно относятся к категории форм налогового контроля, то все остальные элементы, перечисленные в п.1 ст.82 НК РФ, являются методами налогового контроля, используемыми при реализации той или иной его формы. Именно методами, а не формами, согласно данной позиции, являются получение объяснений налогоплательщиков, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений. Главным отличием методов налогового контроля от его форм является то, что методы не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо определенной формы налогового контроля.
В порядке постановки
проблемы к формам налогового контроля
можно отнести также
Под методом налогового контроля в налогово-правовой литературе предлагается понимать совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей.
При этом О.А. Ногина выводит многоуровневую систему методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:
1) общенаучные методы: анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, статистические методы, логический метод, сравнительный метод и другие методы, которые применяются при осуществлении любого вида деятельности;
2) специальные методы
3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля: убеждение, поощрение, принуждение и др.
При этом отмечается, что неразрывность и органичное единство форм и методов налогового контроля. Так, в рамках одной правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной налоговым законодательством формой контроля.
Вопрос о выборе тех или иных методов, их сочетании и последовательности применения решается самим налоговым органом в зависимости от различных факторов: специфики налогоплательщика, целей конкретных мероприятий налогового контроля и т.д.
В доктрине же финансового права выделяют следующие методы финансового контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия. Именно поэтому, по мнению профессора А. А. Ябулганова, признанного специалиста в области финансового, земельного и налогового права, перечисленные в ст. 82 НК РФ формы налогового контроля, по сути, являются методами его осуществления.
А. И. Украинцева
в своей статье "Сущность, формы и методы
налогового контроля"
придерживается другого мнения и предлагает
формы и методы разделить следующим образом:
«Под формами следует понимать налоговые
проверки (выездную и камеральную) как
таковые. Под методами — действия налоговых
органов, осуществляемые при проведении
налоговых проверок (выездной и камеральной):
получение объяснений налогоплательщиков,
налоговых агентов и плательщиков сборов,
проверка данных учета и отчетности, осмотр
помещений и территорий, используемых
для извлечения дохода (прибыли), и другие». 4
Ю. А. Крохина отмечает те же формы налогового контроля, которые определены в ст. 82 НК РФ. Под формой налогового контроля она подразумевает способ конкретного выражения и организации контрольных действий.Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.5
Наличие у налогового
контроля разнообразных целей и
задач обусловливает и
Т. А. Ефремова предлагает уточнить перечень форм налогового контроля, который закреплен Налоговым кодексом РФ. Она предлагает дополнить его такой формой контроля, как постановка налогоплательщиков на учет, без которой на практике невозможно провести какие-либо контрольные мероприятия в их отношении, и выведения в методы контроля — проверку данных учета и отчетности, поскольку она производится уже в процессе осуществления налоговых проверок.6
Реализация контрольной деятельности происходит путем применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля. Под методом обычно понимается способ (или совокупность способов) практического осуществления или познания изучаемых явлений. Категория метода может рассматриваться как совокупность свойственных человеку эмпирических приемов познания окружающей действительности. А. С. Кормильцин отмечает, что существуют различные методы налогового контроля:
Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Е. В. Поролло различает методы налогового контроля в зависимости от того, является он документальным или фактическим.
Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы: формальная, логическая и арифметическая проверка документов; юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации — контрагента и в других документах и учетных записях; экономический анализ.
Фактический налоговый контроль предусматривает использование таких методов, как: учет налогоплательщиков; исследование документов; получение объяснений (допрос свидетелей); осмотр помещений и предметов; инвентаризация; привлечение специалиста; сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам; экспертиза; экстраполяция .
В законодательстве и на практике допускаются различные варианты определения форм и методов налогового контроля. В связи с этим, А. И. Украинцева предлагает внести изменение в п. 1 ст. 82 НК РФ, изложив ее следующим образом: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в форме налоговых проверок посредством применения следующих методов налогового контроля: получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также иными методами, предусмотренными настоящим Кодексом».
В. В. Семенихин обращает внимание на то, что налоговые проверки являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля, в ходе которых возможны такие мероприятия, как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); и другие действия. Но в тоже время, перечисленные мероприятия рассматриваются наряду с налоговыми проверками, как самостоятельные формы налогового контроля.8
Таким образом,
формы и методы налогового контроля
— это неразрывные и
Однако вернемся к основному законодательному акту о налогах и сборах. В гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ перечислены следующие контрольные мероприятия: