Сущность налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле можно понимать налоговый контроль как совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
Рассмотрев определения налогового контроля, приведенные в экономической литературе, можно сделать следующие выводы:
- многие авторы дают общетеоретическое определение налоговому контролю без выделения системообразующих признаков;
- все определения направлены на простые, детерминированные экономические объекты, функционирующие в условиях плановой экономики;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Преобладающей формой налогового контроля является так же камеральная проверка налоговых деклараций. При этом результативность выездной проверки обеспечивается за счет развития информационно - аналитического направления в деятельности налоговых органов. От эффективности проверок налоговых деклараций зависят дополнительные поступления денежных средств в государственную казну. В связи с этим вытекает необходимость совершенствования действующих процедур налоговых проверок.

Проблема рационального  отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок на сегодняшний  день является наиболее актуальной. Ведь иначе не соблюдается основной принцип налогового контроля. Для решения этой проблемы, а также для повышения эффективности камеральных проверок, необходимо совершенствование действующего программного обеспечения.

Еще один акцент в контрольной деятельности налоговых органов сделан на работу по проверке налоговых деклараций фирм-однодневок.

Четких критериев, по которым можно вычислить фирму–однодневку, не существует, утверждают эксперты. Косвенной приметой служит то, что компанию невозможно найти по месту регистрации. Помимо этого, такие предприятия предлагают товары и услуги по ценам значительно ниже рыночных, отмечает председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга" Александр Доронин. "Системно этот законопроект вряд ли решит проблему, но способен сократить число таких компаний на 15–20%", — рассказал Александр Доронин, отметив, что людей, которых используют в качестве подставных лиц, уголовная перспектива вряд ли испугает. Речь идет, например, о бомжах. По прогнозу председателя регионального отделения "Деловой России" Эльгиза Качаева, до 50% учредителей однодневок все равно найдут способ приспособиться к новым законам, подобные налоговые изменения приведут к росту спроса на регистрацию таких предприятий.

Повысилось качество контрольной  работы в том числе в части  администрирования крупнейших налогоплательщиков (за счет создания межрегиональных и специализированных инспекций). Так, за 2012 год поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации налоговых платежей и других доходов, администрируемых федеральной налоговой службой, с учетом поступлений от налогоплательщиков, администрируемых в Межрегиональных ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, превысили 215,6 млрд. рублей.

О высокой эффективности  налогового контроля свидетельствует  и тот факт, что налоговики стабильно обеспечивают свыше двух третей поступлений в бюджетную систему страны.

Статистика  ФНС России показывает, что сегодня  сохраняется устойчивая тенденция  сокращения количества налоговых споров. Ежегодно споры с участием юридических  лиц сокращаются в среднем  на 15- 20%, а в пользу бюджета в судах рассматривается около 60% сумм.

Число выездных налоговых проверок в последнее время уменьшилось примерно на 14%. Эффективность одновременно выросла на треть, при этом налогов было собрано больше запланированного на 17 млрд руб.

Глава Минфина Антон Силуанов отметил, что качественная работа налоговой службы в 2012 г. позволила РФ продвинуться в разделе «Налоговое администрирование» рейтинга Всемирного банка Doing Business сразу на 41 позицию - со 105-го на 64-е место. «Это успех на международной арене», - заявил министр финансов, передает «Российская газета».

Существенного изменения ситуации в лучшую сторону  удалось добиться благодаря упрощению  процедур администрирования начислений и уплаты налогов. Более того - за последние 3 года время, которое тратят физлица и организации на их уплату, удалось снизить почти вдвое. Тем не менее, основные задачи на этот год остаются неизменными, подчеркнул Силуанов. Среди них - качественное администрирование налоговых доходов, контроль за исполнением налогового законодательства, борьба с неплательщиками.13

Эти положительные  показатели по судам стали результатом  эффективной работы системы досудебного  рассмотрения налоговых споров, когда  до суда доводятся только обоснованные правонарушения.

При этом практика рассмотрения споров в досудебном порядке  показывает, что ежегодно по результатам  жалоб налогоплательщиков (а это  в большинстве случаев обжалование  решений по налоговым проверкам) отменяется 40%. Такой большой процент  удовлетворения жалоб стал предметом анализа отмененных решений и способствовал тому, что ФНС России решила изменить подходы в контрольной работе и сделать акцент на качестве проводимых контрольных мероприятий.

О том, как будет  строиться контрольная работа налоговых  органов в будущем, рассказал заместитель Руководителя ФНС России Сергей Аракелов.

Он отметил, что много лет перед инспекциями  ставилась задача не уменьшать количество выездных налоговых проверок по сравнению  с предыдущим годом. Это было одним  из критериев оценки эффективности работы инспекций.

По словам Сергея Аракелова, количественный показатель, который ранее был внесен в  методику оценки эффективности деятельности налоговых органов, оказался неэффективным: проверки зачастую проводились формально, а взыскание по таким проверкам было низким.

Сейчас ФНС  России внесены изменения в методику оценки эффективности деятельности налоговых органов. В методике закреплен  отказ от количества проверок и сделан акцент на качестве проверок, на взыскании  обоснованных доначислений и выигрыше в судах.

Сергей Аракелов обратил внимание, что на сайте  ФНС России размещены критерии оценки налоговых рисков налогоплательщиков. «В основном, это организации с  низкой налоговой нагрузкой, нерентабельный бизнес, организации, заявляющие высокий налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость. Но в первую очередь акцент будет сделан на проверках организаций, которые используют схемы ухода от налогообложения, необоснованного возмещения НДС из бюджета», - пояснил С. Аракелов.

Анализ статистических данных в отношении убыточных организаций говорит о том, что налоговые органы увеличивают количество именно камеральных налоговых проверок, а не выездных. При этом достаточно велик процент налогоплательщиков, которые представили уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль.

Именно сейчас происходят кардинальные изменения  в налоговом законодательстве, и  в частности в целевом назначении налогового контроля и его роли в  экономике страны. От его эффективности  напрямую зависит успех проводимой государством налоговой политики и функционирование всей налоговой системы. Важным моментом при осуществлении правового и экономического регулирования в области налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

 

2.2 Зарубежный опыт осуществления налогового контроля

Проблема повышения эффективности  налогового контроля, совершенствования  контрольной работы налоговых органов, а так же борьбы с нарушениями  налогового законодательства была и  будет актуальна в России.

Для проведения полноценного анализа налогового контроля в России, несомненно, необходимо уделить внимание налоговому контролю и налоговым правонарушениям  в зарубежных странах, ведь улучшение качества налогового контроля возможно не только за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования, но и за счет использования международного опыта. Зарубежная практика налогового контроля применяет различные способы его осуществления. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. Разумное использование и совершенствование зарубежных методик налогового контроля в российской действительности в результате должно привести к повышению эффективности контрольной деятельности. Комплексное сравнение и оценка позволит иметь представление о всех слабых и сильных сторонах налоговой системы России, а так же, возможно, разработать дополнительные меры по его  улучшению.

Очевидно, что в мире на сегодняшний  день отношение к нарушителям  налогового законодательства весьма и  весьма строгое. Преднамеренное же уклонение  от уплаты налогов считается преступлением  против государства. Однако практика показывает, что некоторым лицам удается и в рамках закона в своей юрисдикции  либо вовсе не платить налоги, либо минимизировать размер налоговых выплат.

Именно в этом аспекте, например, администрация Нидерландов начала цикл исследований, целью которых  является отображения различных  форм и типов законодательно-нормативной базы и полномочий налоговых администраций в разных странах.

В Бразилии основанием для взыскания  налоговых санкций с налогоплательщика  является налоговый дефицит, т. е. наличие  недоплаченной суммы налога. В  этом случае взыскивается штраф в размере 50 % от суммы налога, подлежащей уплате, а при наличии признаков умышленного занижения суммы налога или налогового мошенничества – 150 %. Недоплата налога в результате технических ошибок влечёт взыскание штрафа в размере 20 %, а в случае если налогоплательщик исправно уплачивал налоги в течение года, - 10 %. Независимо от этого взимается пеня в размере 1 % в месяц. Допускается снижение размера штрафа в два раза в случае незамедлительной уплаты недоимки

Законодательство Дании за несвоевременную уплату налога предусматривает взыскание пени в размере 1% в месяц, а за непредставление декларации – увеличение ставки налога на 1 %. Общее увеличение налоговой обязанности, например по налогу на прибыль, не может быть больше 10 %. 

В Италии несоблюдение компанией сроков уплаты налога наказывается взысканием дополнительного налога в размере 40 % неуплаченной суммы, а также пени в размере 12 % в год.

В Испании нарушения, связанные  с порядком декларирования, наказываются штрафом в размере от 50 до 300 % от суммы подлежащего уплате налога. Такие нарушения, как сокрытие доходов, незаконное использование налоговых льгот, наказываются штрафом в максимальном размере. 

В США, в свою очередь, к нарушителям  налогового законодательства применяются  штрафы, сочетающие взыскание 5 % от суммы неуплаченного налога и 50 % от суммы, которую налогоплательщик мог бы получить в случае размещения соответствующих средств в банке. Неисполнение налоговой обязанности в установленный срок влечёт взыскание помимо налога дополнительно от 2 до 15 % суммы недоимки или 5 % от неё за каждый месяц просрочки, но не более 25 %. Минимальный размер санкции не может составлять менее 100 долларов.

При анализе  системы налогового контроля в зарубежных странах в первую очередь необходимо отметить, что особое внимание уделяется именно теоретико-идеологическим вопросам, в том числе концепции налогового контроля и налоговой дисциплины.

Говоря о  концепции налогового контроля, необходимо выделить несколько ее составляющих базовых принципов, закрепляемых государством в основах налоговой системы. В их числе следующие:

- построение  отношений между налогоплательщиком  и налоговыми органами на принципах  равноправия и баланса прав  и обязанностей сторон;

- соответствие  средств поставленным целям (принцип экономической эффективности). В случае назначения налоговой проверки отбор объектов осуществляется с позиции высокой вероятности обнаружения нарушений и, следовательно, увеличения объема доначислений;

- неотвратимость  наказания - любые попытки обмана государства со стороны налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным последствиям;

- Презумпция  невиновности налогоплательщика.

Разработчиком многих современных стандартов взаимодействия налогоплательщика и налоговых  органов стал Комитет налоговых дел Организации экономического сотрудничества и развития.

Например, стандарт обслуживания налогоплательщиков Службы внутренних доходов Ирландии гарантирует:

- последовательность, справедливость и конфиденциальность  во всех вопросах;

-  вежливость и предупредительность в общении;

- достоверность  информации и право налогоплательщика  на жалобы, проверки и апелляции.

Хартия прав налогоплательщиков налоговой службы  Австралии провозглашает беспристрастность  общения, проверку действий службы, объяснение принятых решений, честность и профессионализм в ведении дел.

Повышенное  внимание за рубежом уделяется созданию условий, при которых растет уровень  добровольного соблюдения налогоплательщиками  налогового законодательства. Согласно данным Службы внутренних доходов  США, систематическое и всестороннее проведение проверок приводит к добросовестному отношению налогоплательщика к исполнению своих обязанностей. В результате чего свыше 80 % причитающихся к уплате налогов в США уплачивается добровольно. Не стоит также забывать, что указанные результаты были достигнуты в результате 15-летней работы по модернизации налоговой структуры. Последняя концепция в качестве стратегических целей на первое место ставит улучшение обслуживания налогоплательщиков, на второе - улучшение персонифицированного обслуживания и на третье - повышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора налогов при минимальном вложении со стороны государства).

Информация о работе Сущность налогового контроля