Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:09, контрольная работа
В широком смысле можно понимать налоговый контроль как совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
Рассмотрев определения налогового контроля, приведенные в экономической литературе, можно сделать следующие выводы:
- многие авторы дают общетеоретическое определение налоговому контролю без выделения системообразующих признаков;
- все определения направлены на простые, детерминированные экономические объекты, функционирующие в условиях плановой экономики;
В соответствии с НК РФ можно так же выделить следующие формы налогового контроля:
1) налоговые проверки;
2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
3) проверка данных учета и отчетности;
4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
5) другие формы, предусмотренные НК РФ.
Рассмотрим представленные выше формы подробнее.
Основная форма проведения налогового контроля из перечисленных выше — налоговая проверка, которая подразделяется на камеральную и выездную. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.
1.Камеральные налоговые проверки.
В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии, и в то же время, представляет собой наименее трудоемкую форму налогового контроля. Камеральными проверками охватываются около 97 % всех налогоплательщиков. По результатам камеральной проверки отбираются "кандидаты" на выездную.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки прописан в статье 88 Налогового Кодекса.9
2) Выездные налоговые проверки.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются так же выездные налоговые проверки, которые в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
3) Проверки данных учета и отчетности.
Целесообразность указания таких проверок в качестве формы налогового контроля также вызывает серьезные сомнения, поскольку законодатель не установил какого-либо самостоятельного порядка проведения указанных проверок. Содержание данного вида проверок в НК РФ также не раскрывается. Анализ ст.82 НК РФ в совокупности с другими положениями НК РФ не позволяет четко разграничить данную форму налогового контроля и налоговые проверки. Правоприменительная практика также не разделяет указанные действия. В связи с этим выделение законодателем проверки данных учета и отчетности в самостоятельную форму налогового контроля представляется не вполне обоснованным.
4) Осмотр помещений
и территорий. Регламентации данной
формы налогового контроля
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что в налоговом
1.3 Значение налогового контроля
Говоря о значении налогового контроля, мы имеем в виду, прежде всего его роль непосредственно в развитии и функционировании, как самой налоговой системы, так и всей экономики государства, и влияние его на состояние бюджета государства.
Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. Приоритетность налогового контроля в первую очередь, обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Более полноценно оценить значимость и объёмы этих поступлений позволяют достоверные статистические данные по объёмам налоговых поступлений (см. Приложение)
Так, по оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 6488,3 млрд. рублей, что на 14,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 1031,7 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 17,8%.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-июле 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 22,9%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,0%, налога на доходы физических лиц - 19,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 18,4%.
В январе-июле 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5795,8 млрд.рублей (89,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 392,1 млрд.рублей (6,0%), местных - 90,2 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 207,7 млрд.рублей (3,2%).11
Поступление налога на прибыль
организаций в
По численности контролируемых лиц налоговый контроль также занимает основную позицию. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Налоговый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все существенные черты последнего. В то же время налоговый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц, целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т.д.
В узком аспекте налоговый контроль- это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Таким образом, налоговый контроль представляет собой сложный, комплексный процесс, регулируемый не только нормами Налогового кодекса, но и других нормативно-правовых актов как в области регулирования налоговых правоотношений, так и в других областях (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и др.). В нашей стране налоговый контроль осуществляется государственными уполномоченными органами, контрольные действия охватывают всю систему налогообложения и выполняются в разрезе отдельных налогов и групп налогоплательщиков. Налоговый контроль пронизывает экономику и по вертикали, и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.
Глава 2.
2.1 Оценка эффективности мер налогового контроля в Российской Федерации
Для оценки эффективности налогового контроля применяются количественные и качественные показатели. Источником информации для их получения и расчетов является отчетность налоговых инспекций, которая, в свою очередь состоит и совокупности количественных показателей.
В отчетности основные количественные показатели приводятся в абсолютном выражении. Сюда входят следующие данные:
- сумма поступлений налогов и сборов в бюджетную систему России на контролируемой территории - в целом и по видам бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
- сумма, доначисленная инспекцией в ходе контрольной работы, — в целом и по видам бюджетов, государственные внебюджетные фонды, категорий налогоплательщиков (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), видам проверок (выездные и камеральные), характеру платежей (налоги, пеня, санкции);
- сумма, взысканная в бюджет по результатам контрольной работы;
- сумма недоимки и задолженности по налогам, пени и штрафам - всего и по видам бюджетов;
- количество налогоплательщиков, состоящих на учете, - всего и по отдельным категориям.
Основные качественные показатели деятельности налоговой инспекции рассчитываются по результатам ее работы в относительном выражении.
К ним относятся:
- темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года;
- соотношение суммы платежей, доначисленной в ходе контрольной работы, и суммы поступлений в бюджет за отчетный период;
- соотношение суммы платежей, фактически поступившей в бюджет в результате контрольной работы, и суммы поступлений в бюджет за отчетный период;
- процент взыскания доначисленных сумм. Рассчитывается как отношение суммы, поступившей в бюджет в результате контрольной работы налоговой инспекции, к доначисленной в ходе этой работы сумме;
- количество выездных налоговых проверок за отчетный период на одного сотрудника налоговой инспекции;
- удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства;
- сумма доначислений, приходящаяся на одну налоговую проверку.
Данная система показателей позволит оценить эффективность контрольной деятельности конкретной налоговой инспекции в сопоставлении с другими налоговыми инспекциями, и в сравнении с предыдущим отчетным периодом, с соответствующими периодами прошлых лет. А именно определить:
- реальную эффективность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы;
- эффективность выбора объектов для проверки и качество их проведения;
- качество работы инспекции на приоритетных направлениях налогового контроля.
Под положительным результатом налогового контроля понимаются добровольная уплата всех доначисленных налогов и сборов, пеней и штрафов, а так же положительная судебная практика в пользу налоговых органов.
По оценкам специалистов, в настоящее время существенно изменяется методология проведения налогового контроля, что в лучшую сторону отражается на его результативности. Рост эффективности мероприятий налогового контроля (камеральные, выездные проверки) обусловливается рядом факторов: правильный (целенаправленный) отбор налогоплательщиков для проведения выездной проверки; использование адекватных и эффективных методик проверки налоговых деклараций и выявления нарушений; повышение квалифицированности и профессионализма проверяющих. Однако проблема эффективности проведения проверок налоговых деклараций остается сегодня особенно актуальной.
Как уже была сказано в предыдущих главах, одним из наиболее эффективных форм контроля со стороны налоговых органов была и остаётся налоговая проверка. Различают выездные и камеральные налоговые проверки. Статистические данные наглядно демонстрируют возрастание роли налоговых проверок. Так, в 2010 году выявлены следующие цифры: 99,8 % - результативность проверок юридических лиц, и 99,7% - результативность проверок физических лиц. Согласно статистике 9% проверок налогоплательщиков были проведены с участием сотрудников правоохранительных органов, данные проверки дали 23% доначислений (51,79 млрд. руб.).
В 2011 году Статистика налоговых проверок в настоящее время составляет всего 0,8 процентов от общей массы юридических лиц. Об этом заявил глава ФНС России Михаил Мишустин, выступая на Международном налоговом конгрессе.
Руководитель ФНС РФ подтвердил, что в настоящее время статистика налоговых проверок такова. Менее одного процента юридических лиц проверяется налоговыми инспекторами, используя выездные контрольные мероприятия. Отметим, что ранее она составляя 15 процентов. На выступлении также было отмечено, что в Евросоюзе эта цифра в три раза больше – 3,3 процента.
Дополняя рассмотренное сообщение, отметим важный момент. Полномочия налогового контроля предполагают более широкие границы. Выражаются они в проведении, условиях и объеме документации, необходимых для проведения контрольных мероприятий.12
Выездных налоговых проверок стало меньше, при этом растет их эффективность. Это - результат серьезной аналитической работы, которая предшествует выездным проверкам. Если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь проверками охвачен только 1 налогоплательщик из 100. Служба поддерживает этот невысокий процент охвата налогоплательщиков выездными налоговыми проверками. При этом в ряде стран ОЭСР этот показатель составляет 3%. Подводя предварительные итоги этого года, отмечу, что за прошедшие 9 месяцев количество выездных проверок снизилось с 56 до 49 тысяч, или на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доначисления в среднем на одну выездную проверку составили порядка 4,5 млн. рублей. Это свидетельствует о более тщательном сборе налоговыми органами доказательственной базы по нарушениям, а также улучшении качества подготовки и проведения контрольных мероприятий. Учитывая это, моментом, предопределяющим решение о проведении контрольного мероприятия, является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности. Служба концентрирует усилия на налогоплательщиках, попавших в зоны риска.