Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:09, контрольная работа
В широком смысле можно понимать налоговый контроль как совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
Рассмотрев определения налогового контроля, приведенные в экономической литературе, можно сделать следующие выводы:
- многие авторы дают общетеоретическое определение налоговому контролю без выделения системообразующих признаков;
- все определения направлены на простые, детерминированные экономические объекты, функционирующие в условиях плановой экономики;
По мнению специалистов налоговых органов Швеции, добровольная уплата налогов достигается за счет:
- хорошо отлаженного
аппарата налогового контроля, характеризующегося
профилактикой, точностью и
- доверия налогоплательщиков,
уверенных в хорошей работе
налоговой системы и
- введения
доступных для понимания
В Великобритании, помимо принципов справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется так же и качеству обслуживания налогоплательщиков.
Таким образом,
как видно из представленного
обзора, во многих странах усиление
налогового контроля происходит за счет
совершенствования
Помимо провозглашения налоговых принципов, важно определить методы по сбору налогов, учитывая при этом два фактора:
- готовность
налогоплательщиков к
- уровень собираемости налогов.
Одной из распространенных форм налогового контроля в иностранных налоговых системах является институт предварительного налогового регулирования. Его смысл заключается в согласовании налогоплательщиком с налоговым органом налоговых последствий сделок, вплоть до вопросов ценообразования, распределения прибыли, инвестиционных проектов, иных хозяйственных операций до их фактического совершения. В западноевропейских странах данные отношения оформляются в форме заключения соответствующих налоговых соглашений и получения индивидуальных консультаций
Согласно положениям Свода фискальных процедур Франции фискальный рескрипт (rescript fiscal) дает налогоплательщику право направить в фискальный орган запрос о правомерности планируемой операции. Таким образом, он использует право получить налоговую консультацию до заключения контракта. Принятое налоговое решение является обязательным как для налоговых органов, так и для налогоплательщика, и не подлежит изменению. В случае отсутствия ответа в предусмотренные сроки налогоплательщик совершает действия с позиции их полной правомерности, при этом в будущем налоговые органы не вправе рассматривать данную сделку как правонарушение. 14
Аналогичная процедура (tax ruling) имеется и в США. Ее реализация происходит двумя способами. Первый - это толкование публикуемых налоговым органом налоговых нормативных актов (revenue ruling). По сути, эти акты подобны административным инструкциям. Второй способ - письменные ответы налогового органа налогоплательщику (private ruling), обратившемуся с предварительным запросом по сделке, которую он намеревается заключить. Полученные ответы применяются в отношении всех аналогичных ситуаций и могут использоваться налогоплательщиками в судах в качестве аргумента.
В Швеции фискальный рескрипт представляет собой выдачу Комиссией по налоговому праву предварительного заключения (forhandsbesked) о налоговых последствиях той или иной сделки. Предварительное заключение является обязательным для налоговых органов и применяется при условии, что налогоплательщик пожелает этого. Различают инструкции, содержащие лишь простое описание действующего права, и общие рекомендации, отражающие позицию налоговой службы по конкретным вопросам, на которые прочие источники не дают однозначного ответа. Некоторые публикуемые акты налоговой службы Швеции признаются источниками права.
Особенно примечательна система налоговых соглашений в Израиле. В этой стране можно обращаться за консультацией в налоговые органы как до заключения сделки, так во время и после ее совершения. При этом главное условие - подать просьбу о налоговом решении до срока сдачи годового отчета. Налоговые власти Израиля в результате выдают решения двух видов:
а) налоговые
решения по соглашению - в этом случае
это решение обязывает обе
стороны (налоговый орган и
б) налоговое решение без соглашения - в этом случае налогоплательщик не обязан обращать на него внимание и может его оспорить в суде.
В Германии процедура рескрипта ограничена консультированием налогоплательщиков по вопросам налога на зарплату, таможенных сборов или оценки фактических ситуаций в связи с проведением фискального контроля. Опубликованные позиции, высказанные налоговой администрацией, становятся обязательными для нее, но при этом не накладывают ограничений на суд.15
Заключение соглашений об исполнении обязательств или соглашений комплаенс-контроля, действующих в Нидерландах, предполагает в первую очередь построение взаимовыгодных отношений между налогоплательщиком и налоговым органом. При наличии определенного налогового риска предприятие обязано обратиться к налоговой службе, а инспектор обязан дать свое мнение по данной ситуации в течение определенного срока.
В Великобритании же еще с 2004 года действует порядок, в соответствии с которым бухгалтеры и налоговые консультанты должны заблаговременно направлять в налоговую и таможенную службы новые схемы организации бизнеса.
При рассмотрении
налоговых соглашений к их преимуществам
можно отнести ясность ситуации
для налогоплательщика и
Таким образом, заключение налоговых соглашений можно рассматривать как своего рода гарантию в отношениях налогоплательщика и государства, а отсутствие таких гарантий может превратить налоговый контроль в орудие произвола и рычаг давления на добросовестного налогоплательщика.
Безусловно, российским налоговым органам при введении института предварительного налогового регулирования придется разрабатывать собственный механизм реализации указанной формы налогового контроля с учетом экономических, социальных и прочих особенностей государства.
Если налоговым
органам совместно с
Отдельным направлением повышения эффективности налогового контроля в зарубежных странах является координация действий различных органов государственной власти и разработки комплексных методов противодействия уходу от уплаты налогов и сборов и невыполнению положений налогового законодательства.16
Например, партнерами итальянских налоговых органов в обмене информацией являются:
- торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного сектора;
- налоговая полиция;
- налоговый
архив и картотека
- ведомство автомобильного реестра гражданских транспортных средств.
В Финляндии
ведется расширенный банк данных
налоговой службы, сформированный и
пополняемый общедоступной
Во многих странах активно применяется процедура "визита и конфискации", которая заключается в наделении сотрудников налоговых ведомств правом проводить обыски при наличии разрешения судебной власти. Разрешение позволяет проникать в торговые и частные помещения, собирать информацию и документы, способные доказать рассматриваемое мошенничество: тайная или фиктивная деятельность, сокрытие или передача доходов, подлог в налоговой льготе. Значительные усилия в зарубежных странах направлены на упрощение условий налогообложения физических лиц. Работа направлена на избавление граждан от сбора и представления информации о самих себе в налоговые органы и передачу этой функции в ведение налоговых органов, а именно - осуществление сбора информации налоговыми органами за счет своих сил и средств. Налогоплательщикам остается только уплатить налоги в случае согласия с предъявленной суммой налога. При этом налоговые ведомства освобождаются от некоторого контроля на уровне получателей доходов. Данный способ воплощается в виде системы удержания налога у источника выплаты, которая уже давно и успешно применяется практически во всех европейских странах.
Например, в Норвегии вся ответственность за декларирование дохода, удержание с него суммы налога и перечисление ее на счет налогового органа возлагается на лицо, удерживающее налог (государственное учреждение, организация, банк и т.д.), а от самого налогоплательщика не требуется ни сбора информации, ни представления ее в налоговые органы. Налогоплательщик может принять на себя отчетно-информационные обязанности в добровольном порядке, если, по его мнению, налог с него удержан в повышенном размере или если он имеет право на льготное налогообложение (например, по условиям международного налогового соглашения).
Нельзя не сказать о важности развития информационных технологий. Автоматизация форм налогового контроля позволяет не только сократить трудоемкость аналитической работы и повысить результативность проводимых мероприятий налогового контроля за счет обоснованного отбора налогоплательщиков, но и снизить количество налоговых правонарушений, а так же создать информационные ресурсы для накопления данных о налоговых нарушениях и их использования в последующем. Кроме того, внедрение новых информационных технологий способствует экономии финансовых и временных затрат в налоговом процессе.
В странах с
развитым налоговым администрированием
вопросы автоматизации
Обратимся к опыту Австралии. Все организации регистрируются через веб-сайт электронным бесконтактным методом, что занимает один рабочий день. Также показательным является состав работников налоговых органов Австралии - 20% от всех работников налоговых инспекций составляют IT-специалисты.
Активная работа ведется по внедрению в сознание самих налогоплательщиков необходимости работы с программными продуктами. Использование магнитных носителей при сдаче налоговых деклараций в налоговые органы является временной мерой, конечной целью которой является сдача налоговых деклараций в электронном виде через Интернет.
В обеспечении
налогового контроля в отношениях налогоплательщика
и налоговых органов
Многие из аспектов
усиления налогового контроля, активно
используемых зарубежными странами,
рассматривались и