Сущность налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле можно понимать налоговый контроль как совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
Рассмотрев определения налогового контроля, приведенные в экономической литературе, можно сделать следующие выводы:
- многие авторы дают общетеоретическое определение налоговому контролю без выделения системообразующих признаков;
- все определения направлены на простые, детерминированные экономические объекты, функционирующие в условиях плановой экономики;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Перспективные  направления совершенствования мер налогового контроля

 

Безусловно, российская налоговая система не является совершенной. Отечественным законодателям есть, что почерпнуть из зарубежного опыта, а так же из собственного опыта предыдущих лет.

Самая важная задача для ФНС России сегодня - выстроить  эффективную систему администрирования, которая должна быть открытой и понятной для налогоплательщиков, поскольку доля взысканных по результатам контрольных мероприятий налогов имеет минимальное значение в общей сумме поступлений налогов, уплаченных налогоплательщиками в бюджет. Внесенные ФНС изменения будут способствовать созданию максимально комфортных условий для ведения бизнеса, а это залог уплаты добросовестными налогоплательщиками налогов в бюджет.18

Как уже отмечалось ранее, субъекты налогообложения обязаны  вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Но в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы в частности исполнение этой обязанности пока оставляет желать лучшего. Причем уклонение от уплаты налогов осуществляется законными и незаконными методами, что свидетельствует о несовершенстве налогового законодательства. Таким образом, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

Первоочередной  задачей налоговой инспекции  является постоянное совершенствование  форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Предполагаемая результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

Также одной  из действенных формой налогового контроля являются перепроверки

предприятий, допустивших  сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Кроме того, необходимо применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных на прочной законодательной базе, исключающей двоякое толкование норм, и предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков

Основным направлением совершенствования контрольной  работы налоговых органов в ближайшее время является так же, в первую очередь, усиление тщательности камеральных проверок, а значит, и ответственности сотрудников налоговых органов. Ведь проверять отчетность в инспекции намного проще, чем на предприятии, кроме того, инспекторы не успевают выезжать на проверки во все организации. Для того чтобы повысить производительность, инспекторы должны автоматизировать свою работу (что и происходит сегодня в налоговых инспекциях повсеместно). Для осуществления углубленного камерального анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика необходимо сформировать единую государственную интегрированную информационную базу данных на основании информации из внутренних и внешних источников.

Система контрольных  соотношений позволит осуществлять предварительный предпроверочный камеральный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок.

В настоящее  время в МНС РФ проводится работа по подготовке автоматизированной процедуры  отбора на основе построения экономико-математической модели налогоплательщика с целью определения потенциальной суммы его налоговых обязательств.

Помимо безусловного повышения эффективности мероприятий  налогового контроля, создание единой государственной информационной интегрированной базы данных будет способствовать также воспитанию законопослушного налогоплательщика, поскольку уверенность в том, что уклонение от налогообложения будет с большей степенью вероятности обнаружено, не позволит последнему совершать нарушения законодательства о налогах и сборах.

Необходимо  осуществлять также постоянный мониторинг деятельности налогоплательщиков. Наряду с созданием единой информационной базы налогоплательщиков, ведение постоянного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, обеспечение высокого уровня информатизации налоговых органов позволит значительно упростить форму проведения камерального контроля на основе налоговых деклараций.

Для совершенствования  современного налогообложения и  повышения эффективности функционирования налоговых органов необходимо создать современный механизм, обеспечивающий высокое качество контроля, неотъемлемой частью которого должны стать меры по повышению грамотности налогоплательщиков. Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:- системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

- использование  системы оценки работы налоговых  инспекторов; 

- форм и методов  налоговых проверок. Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов

Также одной  из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Особенно актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы.

Таким образом, совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

1) увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;

2) повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

3) проведение рейдов в вечернее и ночное время; проведение перекрестных проверок;

4) использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм. Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях. Необходимо также отметить, что одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства, на мой взгляд, является повышение сознательности налогоплательщика.

Особенно актуальным представляется применение косвенных методов исчисления

налогооблагаемой  базы, использование которых может  принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения   применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы.

Так как налоги являются источником государственных  финансов, государство постоянно  совершенствует порядок их взимания, внося изменения в законодательство. С другой стороны, организации, заинтересованные в снижении налоговой нагрузки, в результате на каждое усовершенствование находят несколько способов минимизации налога и уклонения от его уплаты.

Анализ существующих схем уклонения от уплаты налогов физическими лицами дает нам право сказать, что неэффективность института налогового контроля за расходами физических лиц исходит: из отсутствия налогового контроля за доходами физических лиц, оказывающих финансовое содействие другим лицам в приобретении дорогостоящего имущества, передающих наличные денежные средства по договору займа; из лояльного отношения государства к регистрации юридических лиц; из невозможности государства на своей территории осуществлять полную налоговую юрисдикцию, используя и территориальный, и резидентский принципы налогообложения.

На сегодня  можно сделать однозначный вывод, что большинство мероприятий  налогового контроля в отношении  налогоплательщиков направлено на контроль трех основных вопросов:

- обоснованность применения сумм НДС к вычету и права на возмещение НДС из бюджета;

- контроль за уровнем заработной платы и борьба с «конвертными» схемами ее выплаты работникам.

- проверка обоснованности отражения убытков в целях исчисления налога на прибыль организации.

Анализ статистических данных в отношении убыточных организаций говорит о том, что налоговые органы увеличивают количество именно камеральных налоговых проверок, а не выездных. При этом достаточно велик процент налогоплательщиков, которые представили уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль.

Именно сейчас происходят кардинальные изменения  в налоговом законодательстве, и  в частности в целевом назначении налогового контроля и его роли в  экономике страны. От его эффективности  напрямую зависит успех проводимой государством налоговой политики и функционирование всей налоговой системы. Важным моментом при осуществлении правового и экономического регулирования в области налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

В процессе исследования вопросов сущности и значимости налогового контроля на современном этапе экономического развития РФ важно отметить, что его необходимо рассматривать не только с позиции государства, но и с позиции налогоплательщиков.

С позиции государства  одной из наиболее существенных проблем налогового администрирования в целом и налогового контроля в частности является несовершенство процедур регистрации и учета налогоплательщиков.

Подобные проблемы характерны для всех стран с переходной экономикой. Россия не является исключением. Решение данных проблем видится, прежде всего, в совершенствовании государственной регистрации, а именно прекращении регистрации фирм-однодневок, что приведет к разрыву финансово-экономических связей подобных фирм с реальными налогоплательщиками.

С этой целью  видится необходимым создание информационного  ресурса, содержащего сведения о  юридических лицах:

- имеющих руководителей  или учредителей, проживающих  за пределами данного субъекта  РФ;

- зарегистрированных  по адресам «массовой» (адрес,  сдаваемый в аренду нескольким фирмам) регистрации;

- имеющих «массового»  руководителя (директор и учредитель  сразу нескольких фирм).

Подобную информацию целесообразно использовать не только в рамках налогового администрирования, но также и в деятельности правоохранительных органов и кредитных учреждений.

Отдельной проблемой, связанной с налоговым администрированием регистрации и учета налогоплательщиков стала миграция. Участились случаи миграции налогоплательщиков из одного налогового органа в другой, путем  смены юридического адреса. Нередко такие налогоплательщики имеют значительные суммы задолженности по налогам перед бюджетом. В большинстве случаев такая регистрация является ложной и преследует цель скрыться от контролирующих органов.

В целях борьбы с несовершенством учета и регистрации налогоплательщиков, в процессе налогового контроля целесообразна реализация следующих мер:

- создание информационного  ресурса, содержащего сведения  об организациях, не представляющих  бухгалтерскую и налоговую отчетность;

- установление фактов несоблюдения порядка оплаты внесения уставного капитала, либо внесение уставного капитала имуществом;

- выявление  контрагентов фирм-однодневок и  проведение в отношении них  контрольных мероприятий;

- законодательно  установить право налоговых органов предъявлять иски налогоплательщикам, получившим необоснованную налоговую выгоду в результате заключения сделок с фирмами-однодневками;

- публичное  информирование в СМИ информации  о результатах по противодействию  создания фирм-однодневок.

Проблема досудебного урегулирования налоговых споров также нуждается в совершенствовании. Оно должно сопровождаться следующими изменениями:

- объединение  процедуры предоставления налогоплательщиком  возражений и подачи апелляционной  жалобы в одну единую процедуру.  Принципы и порядок которой, будет относиться только к результатам налоговых проверок;

Информация о работе Сущность налогового контроля