Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование теоретических основ федеральных налогов в доходной части федерального бюджета и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма взимания и мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. В процессе работы использовались такие методы исследования - диалектический метод познания, системный подход, метод экономического анализа и синтеза. Полученные результаты исследования. Изучены теоретические и практические основы формирования доходов бюджетной системы за счет федеральных налогов, разработаны рекомендации по результативности поступления федеральных налогов в бюджет.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты значения и роли федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.1 Понятие, экономическая сущность и значение федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.2 Правовое регулирование федеральных налогов в РФ
1.3 Актуальные проблемы формирования бюджета за счет федеральных налоговых поступлений
2 Анализ формирования доходов бюджета Республики Мордовия за счет федеральных налогов
2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты РФ и бюджет РМ
2.2 Исследование механизма формирования доходов за счет федеральных налогов
2.3 Оценка объема федеральных налоговых поступлений в бюджет
3 Мероприятия по совершенствованию формирования федеральных налоговых поступлений в бюджетную систему РМ
3.1 Пути реформирования федеральных налогов и сборов, формирующих доходную часть федерального бюджета
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью поступления федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет
3.3 Возможности применения зарубежного опыта взимания федеральных налогов и их мобилизации в доходную часть федерального бюджета в отечественной практике
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Значение и роль федеральных налогов и сборов в формировании .doc

— 120.43 Кб (Скачать файл)

Во-первых, не ясно, что такое  «общее начало» в Налоговом Кодексе  ст.1 упоминает об «общих принципах» и ст. 3 посвящена «основным началам» станет всё, что захочется толкователю  закона, который с последующей  опорой на «буквальный смысл» сможет оспорить любую норму.

В налоговом кодексе любая  неясность заведомо обращена в пользу одной стороны – налогоплательщика [39, c.49].

Буквальная трактовка  Налогового Кодекса Российской Федерации  предоставляет безграничные возможности  для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию  непримиримого ревнителя буквы, то почти все в нём может  стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.

Таким образом, в настоящее  время продолжает иметь место  недостаточная чёткость и ясность  положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно  затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем, их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

          В процессе исследования значения федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы были рассмотрены основные  понятия, экономическая сущность и роль данного налога в формировании доходов бюджетной системы, правовое регулирование федеральных налогов в РФ и актуальные проблемы формирования бюджета за счет данных налогов.

Исследованные данные позволяют  нам сделать ряд выводов.

Федеральные налоги в Российской Федерации установлены Налоговым  кодексом и являются обязательными  к уплате на всей территории страны. К ним относятся: НДС, акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. Федеральные налоги регулируются: законодательными  актами, которые устанавливают основы налоговой системы РФ, положениями Конституции РФ и НКРФ. К основным проблемам при формировании доходов бюджетной системы за счет федеральных налогов можно отнести: теневую экономику (сокрытие доходов); нестабильность налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу; неэффективность отдельных элементов налогового механизма.

 

 

 

         

 

 

 

          2 Анализ формирования доходов бюджета Республики Мордовия за счет федеральных налогов

        

          2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты РФ и бюджет РМ.

         В условиях рыночной экономики  все виды налогов на всех  уровнях государственного управления  формируют превалирующую часть  доходов бюджетов. Система разделения  налогов по уровням власти  обеспечивает осуществление, государством  регулирующей функции, позволяя  ему воздействовать на социальные  и экономические процессы в  стране. Рассмотрим структуру поступления  федеральных налогов в федеральный  бюджет и в консолидированные  бюджеты субъектов РФ за 2008 –  2009 гг. Эти данные представлены в таблице 2.1 [49].

Таблица 2.1- Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды, млрд рублей.

Поступления в бюджетную  систему

2010 год

2011 год

Всего поступило в бюджетную  систему РФ

в том числе:

10,038

      8,3793

Налоги и сборы в  консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

 

8,4557

 

6,7981

Государственные внебюджетные фонды

1,5771

1,5812

Налоги и сборы –  всего (вкл. ЕСН)

8,4557

6,7981

в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

4,0787

3,0124

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

4,3770

3,7857

из них:

   

Налог на прибыль организаций

2,5130

1,2644


      Продолжение таблицы 2.1

в федеральный бюджет

761,1

195,4

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

1,7519

1,0690

Налог на доходы физических лиц

   

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

1,6656

1,6650

ЕСН в федеральный бюджет

506,8

509,8

Налог на добавленную стоимость

   

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

998,4

1,1766

Акцизы

314,7

327,4

в федеральный бюджет

125,2

81,7

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

81,7

245,7

Налоги и сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами

 

1,7426

 

1,0809

в федеральный бюджет

1,6375

1,0063

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

105,1

74,7

в том числе

   

налог на добычу полезных ископаемых

1,7080

1,0538

в федеральный бюджет

       1,6047

     981,5

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

103,4

72,3

из него нефть:

1,5716

934,3

в федеральный бюджет

1,4930

887,6

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

78,6

46,7


 

   

          Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, поступления в бюджетную систему страны значительно снизились на 16,5%, чтобы понять, с чем связан подобный спад рассмотрим данные таблицы постатейно.

          Наблюдается тенденция резкого  спада поступления налога на  прибыль организаций, на 49,7%, что  связано со снижением основной  производственной деятельности  предприятий, а, следовательно,  с сокращением суммы прибыли,  как следствие кризиса и снижения  покупательской способности. В  федеральный бюджет в 2010 году поступило 761,1млрд. руб., а в 2011 году на 74,3% меньше - 195,4 млрд. руб. Снижение отразилось и на консолидированном бюджете субъектов РФ, если в 2010 году сумма поступлений составила - 1,751,9 млрд. руб., то в 2011 - 1,069,0 млрд. руб., что на 39% ниже предыдущего года.

          Налог на доходы физических  лиц за анализируемый период  существенных изменений не претерпел  отчисления в консолидированные  бюджеты субъектов РФ 2010 году составил - 1,665,6 млрд. руб., а в 2011году - 1,665,0 млрд. руб.

         Единый социальный налог в федеральный бюджет в 2010 году поступил в сумме - 506,8 млрд. руб., а в 2011 году - 509,8 млрд. руб., что на 0,6 % больше. ЕСН отчисляется во внебюджетные фонды и прямо зависит от налога на доходы физических лиц, поэтому также практически не изменился.

         Налог на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации  в 2010 году составил - 998,4 млрд. руб., а в 2011 году - 1,176,6 млрд. руб., что на 17,9% выше предыдущего года, что свидетельствует о повышении объема реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

         Акцизы поступающие в консолидированные  бюджеты субъектов РФ в 2010 году составили - 189,4млрд. руб., а в 2011году - 245,7 млрд. руб., следовательно, за анализируемый период их сумма возросла на 29,7%, что свидетельствует об увеличении спроса на подакцизные товары. В федеральный бюджет поступления от акцизов снизились с 125,2 млрд. руб. до 81,7 млрд. руб., что связано с изменением налоговой политики государства.

          Сумма налога на добычу полезных  ископаемых существенно снизилась,  подобная тенденция связана с  резким падением цены на нефть  на мировом рынке, если в  2010 году сумма налога от продажи нефти была получена в размере 1,571,6 млрд. руб., то в 2011 - 934,3 млрд. руб., и федеральный и консолидированный бюджет субъектов РФ понес существенный ущерб.

         Рассмотрев показатели можно  сделать выводы, что за анализируемый  период произошли изменения в  поступление администрируемых ФНС  России доходов в бюджетную  систему Российской Федерации,  включая государственные внебюджетные  фонды. Значительно снизились  поступления налогов и сборов  в консолидированный бюджет РФ, как и всего поступлений в  бюджет, это связано в большей  степени как со снижением суммы  поступивший от налога на добычу  полезных ископаемых, так и суммы  налога на прибыль организации.

         Рассмотрим структуру поступлений  федеральных налогов в бюджет  РМ. Эти данные представлены в таблице 2.2. [51].

Таблица 2.2- Структура поступления  федеральных налогов в бюджет РМ, млрд  рублей.

Показатели

2008г

2009г

2010г

НДС

998

1177

1329

НДПИ

1605

982

1377

Акцизы

125

82

114

Налог на прибыль

организаций

761

195

255


 

          Исходя их полученных данных, можно отметить следующее:

          Поступления налога на прибыль организаций в 2010 году составили 255,0 млрд. р., что на 31% больше, чем в 2009году, а относительно уровня 2008 года – меньше в 3 раза. Снижение поступлений налога на прибыль организаций обусловлено уменьшением прибыли прибыльных организаций.

        Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010году поступило 1 328,7 млрд. р., что на 13% больше, чем в 2009году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,3 раза. На увеличение поступлений налога на добавленную стоимость в 2009 году оказали влияние следующие факторы: снижение налоговых вычетов по ввозимым товарам за счет снижения объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю; уточнение налоговой базы за 2009 год и снижение сумм возмещения налога в I квартале 2009 г. в связи с проведением ускоренного возмещения налога на добавленную стоимость крупнейшим налогоплательщикам в IV квартале 2008 г [40].

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2010году составили 113,9 млрд. р. и выросли относительно 2009 года на 39%, а относительно уровня 2008 года – снизились на 9 процентов. Снижение поступлений обусловлено: снижением фактических объемов реализации подакцизной продукции; возмещение сумм акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.

Налога на добычу полезных ископаемых в 2010 года поступило 1 376,6 млрд. р., в том числе на добычу нефти – 1 266,8 млрд. р., газа горючего природного – 85,1 млрд. р., газового конденсата – 9 млрд. р.

По сравнению с 2009 годом  поступления НДПИ выросли на 40%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 57,8$ в декабре 2008 года - ноябре 2009 года до 76,7$ в декабре 2009 года - ноябре 2010 года, или в 1,3 раза), а относительно уровня 2008 года – ниже на 14%.

Таким образом, можно отметить, что основным источником формирования доходов бюджета как РФ, так  и РМ являются НДС и НДПИ. Так, в общей сумме администрируемых ФНС России по РМ доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 43%, НДС - 41%.

 

 

           2.2 Исследование механизма формирования  доходов за счет федеральных налогов

 

Доходы бюджета Федерального бюджета формируются за счет налоговых  и неналоговых доходов, а также  доходов целевых внебюджетных фондов. Состав налоговых доходов определятся  Бюджетным кодексом РФ и включает доходы от:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
  • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;
  • В доходах федерального бюджета, также учитываются:
  • прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны