Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:28, курсовая работа
Цель работы - исследование теоретических основ федеральных налогов в доходной части федерального бюджета и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма взимания и мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. В процессе работы использовались такие методы исследования - диалектический метод познания, системный подход, метод экономического анализа и синтеза. Полученные результаты исследования. Изучены теоретические и практические основы формирования доходов бюджетной системы за счет федеральных налогов, разработаны рекомендации по результативности поступления федеральных налогов в бюджет.
Введение
1 Теоретические аспекты значения и роли федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.1 Понятие, экономическая сущность и значение федеральных налогов в формировании доходов бюджетной системы
1.2 Правовое регулирование федеральных налогов в РФ
1.3 Актуальные проблемы формирования бюджета за счет федеральных налоговых поступлений
2 Анализ формирования доходов бюджета Республики Мордовия за счет федеральных налогов
2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты РФ и бюджет РМ
2.2 Исследование механизма формирования доходов за счет федеральных налогов
2.3 Оценка объема федеральных налоговых поступлений в бюджет
3 Мероприятия по совершенствованию формирования федеральных налоговых поступлений в бюджетную систему РМ
3.1 Пути реформирования федеральных налогов и сборов, формирующих доходную часть федерального бюджета
3.2 Разработка рекомендаций по повышению результативности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью поступления федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет
3.3 Возможности применения зарубежного опыта взимания федеральных налогов и их мобилизации в доходную часть федерального бюджета в отечественной практике
Заключение
Список использованных источников
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год[1].
За последние годы наблюдается тенденция к снижению доли доходов федерального бюджета к ВВП, так в 2007 году доходы федерального бюджета составили 7779.1 млрд.руб., что составляет 33% к ВВП.
Анализируя доходы федерального бюджета за период 2008-2010гг. мы наблюдаем увеличение поступлений, т.е. 2005 - 5127, 2006 - 6276, 2007 – 7779.
В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют наибольший удельный вес, около 60% от общего объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в налоговых доходах занимают доходы от Единого социального налога, налога на прибыль организации, налога на добавленную стоимость и налогов от добычи и использования природных ресурсов.
В период с 2009 по 2011гг. мы наблюдаем увеличение доходов федерального бюджета от налога на прибыль организации. Значительный рост наблюдается в структуре доходов от налога на добавленную стоимость как товаров производимых на территории РФ, так и ввозимых на территорию РФ Индексация ставок акцизов увеличила налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость, что привело к росту доходной части федерального бюджета на 3,13% от общего объема доходов федерального бюджета в 2009г. по сравнению с предыдущими годами.
В связи с индексацией специфических ставок акцизов (кроме акцизов на нефтепродукты), а также централизацией в федеральном бюджете поступлений по акцизам на табачные изделия, налоговые доходы федерального бюджета за последние годы также имеют тенденцию к увеличению 2008г - 872,3 млрд.руб., 2009г. - 1116,7 млрд.руб., 2010г. - 1157,4 млрд.руб..
Что касается доходов от взимания государственной пошлины в 2009г. Доходы увеличились на 2,3 млрд.руб. по сравнению с 2008, а в 2010г. на 3,7 млрд.руб. по сравнению с 2009г.
2.3 Оценка объема
федеральных налоговых
Всего в 2010году в федеральный бюджет поступило 3 207,2 млрд. р., что на 28% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления ниже на 10% [50].
Снижение поступлений в 2010 году относительно уровня 2008 года обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой на нефть (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1- Поступления доходов администрируемых УФНС России по РМ в федеральный бюджет за январь-декабрь 2008-2010 гг. 1 [51].
По оперативным данным
Федеральной налоговой службы,
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 августа 2010г. составила 477,3 млрд.р. и увеличилась по сравнению с 1 января 2010г. на 7,6%.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения(без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций),в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 октября 2011г. составила 679,7 млрд.р. По сравнению с 1 января 2011г. она сократилась на 3,4%, налога на добычу полезных ископаемых - на 67,3%, налогу на прибыль организаций - на 7,9%, акцизам в целом - на 3,6%, налогу на добавленную стоимость - на 1,3% [53].
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 октября 2011г. составила 356,3 млрд.р. и сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 9,8%.
Рисунок 2.2 - Динамика задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджет РФ, млрд.р [50].
Таблица 2.3 - Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 октября 2011 года
Показатели |
Задолженность |
Из нее | ||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная | |||
млрд.р. |
в % к итогу |
млрд.р. |
в % к итогу | |||
Всего |
679,7 |
100 |
278,4 |
100 |
395,8 |
100 |
в том числе:по федеральным налогам и сборам |
557,5 |
82,0 |
194,3 |
69,8 |
359,7 |
90,9 |
в том числе: налог на прибыль организаций |
162,5 |
23,9 |
46,0 |
16,5 |
115,8 |
29,3 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ и ввозимые из Республики Беларусь |
308,8 |
45,4 |
113,4 |
40,7 |
193,5 |
48,9 |
Продолжение таблицы 2.1
из него НДС на товары реализуемые на территории РФ |
307,4 |
45,2 |
112,7 |
40,5 |
192,9 |
48,7 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
6,1 |
0,9 |
2,6 |
0,9 |
3,4 |
0,9 |
из них НДПИ |
3,2 |
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,7 |
0,4 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ и ввозимым из Республики Беларусь |
28,1 |
4,1 |
6,6 |
2,4 |
20,9 |
5,3 |
из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) |
8,2 |
1,2 |
2,3 |
0,8 |
6,0 |
1,5 |
табачную продукцию |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,3 |
0,1 |
автомобильный бензин |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
легковые автомобили и мотоциклы |
0,6 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,6 |
0,2 |
дизельное топливо |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
Пиво |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) |
13,0 |
1,9 |
2,7 |
1,0 |
10,3 |
2,6 |
остальные федеральные налоги и сборы |
52,1 |
7,7 |
25,6 |
9,2 |
26,2 |
6,6 |
Из таблицы видно, что недоимка по налоговым платежам на 1 октября 2011г. составила 278,4 млрд. р. (41,0% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она сократилась на 11,4%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 44,3%, акцизам в целом - на 35,5%. Увеличилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 26,9%, налогу на добавленную стоимость - на 1,6% [51].
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 октября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 15,1% и составила 29,3 млрд. р. (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Структура задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 2011 года [51].
Показатели |
Задолженность |
Из нее | ||||
млрд.р. |
в % к итогу |
недоимка |
урегулированная задолженность | |||
млрд.р. |
в % к итогу |
млрд. р. |
в % к итогу | |||
Всего |
13,8 |
100 |
2,7 |
100 |
11,0 |
100 |
в том числе: Пенсионный фонд Российской Федерации |
11,8 |
85,6 |
2,3 |
84,6 |
9,4 |
85,8 |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
0,8 |
5,7 |
0,2 |
6,6 |
0,6 |
5,5 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
0,1 |
0,4 |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
0,4 |
территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
1,2 |
8,3 |
0,2 |
8,3 |
0,9 |
8,3 |
Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 25,3%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 октября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 29,7% и составила 39,9 млрд.р. [51].
Таким образом, по данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в бюджет Российской Федерации на 1 августа 2010г. составила 801,7 млрд.р. Задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения(без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций),в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 октября 2011г. составила 679,7 млрд. р.
3 Совершенствование действующей практики взимания федеральных налогов в РФ
3.1 Пути реформирования федеральных налогов и сборов, формирующих доходную часть федерального бюджета
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации [41].
Помимо решения задач
в области бюджетного планирования
Основные направления налоговой
политики позволяют экономическим
агентам определить ориентиры в
налоговой сфере на трехлетний период,
что должно способствовать стабильности
и определенности условий ведения
экономической деятельности на территории
Российской Федерации. Несмотря на то,
что Основные направления налоговой
политики не являются нормативным правовым
актом, этот документ представляет собой
основание для внесения изменений
в законодательство о налогах
и сборах, которые разрабатываются
в соответствии с предусмотренными
в нем положениями. Такой порядок
приводит к увеличению прозрачности
и прогнозируемости налоговой политики
государства. Предсказуемость действий
государственных органов в
В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения [14, c.52].
Важнейшим фактором проводимой
налоговой политики является необходимость
поддержания сбалансированности бюджетной
системы. Налоговая политика ближайших
лет будет проводиться в
Информация о работе Значение и роль федеральных налогов в формировании бюджета страны