Активные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:49, реферат

Описание работы

Человека образовывает культурная среда -- в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно -- через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.
Однако, понимая вышесказанное, в данном тексте мы будем трактовать систему образования (далее -- СО) сужено -- как систему общественных институтов (детский сад, школа, вуз, станция юных техников, спортивная секция и т. п.), созданных специально с целью обучения и воспитания. Будем лишь помнить о весьма условном разделении этих понятий -- недаром англичане используют единое «education».

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки….....5
1.1. Сущность традиционного обучения..............................................................5
1.2. Достоинства и недостатки традиционного обучения..................................6
1.3. Основные противоречия традиционного обучения.....................................7
Глава 2. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки….…..10
2.1. Исторические аспекты проблемного обучения..........................................10
2.2. Сущность проблемного обучения................................................................14
2.3. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения.......................17
2.4. Достоинства и недостатки проблемного обучения....................................19
Глава 3. Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки..............................................................................................................19
3.1. Сущность программированного обучения..................................................19
3.2. Типы обучающих программ.........................................................................22
3.3. Достоинства и недостатки программированного обучения......................24
Заключение...........................................................................................................27
Список литературы..............................................................................................29

Файлы: 1 файл

ленка.docx

— 69.43 Кб (Скачать файл)

главление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки….....5

1.1. Сущность традиционного  обучения..............................................................5

1.2. Достоинства и недостатки традиционного обучения..................................6

1.3. Основные противоречия  традиционного обучения.....................................7

Глава 2. Проблемное обучение: сущность, достоинства и  недостатки….…..10

2.1. Исторические  аспекты проблемного обучения..........................................10

2.2. Сущность проблемного  обучения................................................................14

2.3. Проблемные  ситуации как основа проблемного  обучения.......................17

2.4. Достоинства  и недостатки проблемного обучения....................................19

Глава 3. Программированное  обучение: сущность, достоинства и  недостатки..............................................................................................................19

3.1. Сущность программированного  обучения..................................................19

3.2. Типы обучающих  программ.........................................................................22

3.3. Достоинства  и недостатки программированного  обучения......................24

Заключение...........................................................................................................27

Список литературы..............................................................................................29

 

Введение

Человека образовывает культурная среда -- в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно -- через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.

Однако, понимая  вышесказанное, в данном тексте мы будем  трактовать систему образования (далее -- СО) сужено -- как систему общественных институтов (детский сад, школа, вуз, станция юных техников, спортивная секция и т. п.), созданных специально с целью обучения и воспитания. Будем лишь помнить о весьма условном разделении этих понятий -- недаром англичане используют единое «education».

Адекватность  культурной среде, то есть понимание  ее и активное гармоничное существование  в ней, -- вот что отличает Человека. И если это так, то основная функция СО -- окультуривание, то есть передача культуры общества формирующемуся, можно сказать образовывающемуся, Человеку (литературный штамп: подрастающему поколению).

Конечно, здесь  следуют оговорки... Да, общество даже в пределах одной страны весьма неоднородно. Да, культура общества, подобно мозаичному полотну, состоит из множества субкультур. Все это так...

Но остается, несмотря на многие нюансы, главный вывод --

1: ОТ ВЕКА И  ПОНЫНЕ ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ СО: ПЕРЕДАЧА  КУЛЬТУРЫ ФОРМИРУЮЩЕМУСЯ ЧЕЛОВЕКУ.

ВТОРОЙ ОСНОВНОЙ ФУНКЦИЕЙ СО С НЕОБХОДИМОСТЬЮ СТАНОВИТСЯ ОБУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЮ КУЛЬТУРЫ.

Остается понять, каким образом будет воплощаться  эта функция в СО. Есть ли те зерна, из которого вырастет новое образование?

Конечно, тут нельзя не вспомнить наработки, выполненные  в русле проблемного обучения, в том числе российской школы  развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова...

Но есть еще  группа методов, интеллектуальных технологий, предназначенных специально для  получения новых идей. Самый простой  и известный -- мозговой штурм. Менее известны метод фокальных объектов, морфологический анализ, синектика...

Адаптацией этих методов к образованию -- от детсада до вуза -- занимается ТРИЗ-педагогика. Хотя главной ее методологической базой является отечественная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Развитие управляемого творческого воображения, навыков работы с многофакторными, заключающими в себе противоречивые требования задачами -- такие цели ставит ТРИЗ-педагогика. Здесь нас, педагогов, ждет еще немало педагогических открытий. А пока мы -- при некоторых успехах -- только в начале пути. Хотя и есть серьезные основания думать, что в этом направлении мы опережаем Европу и США. И поэтому, главный вывод -- 3: РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА ИМЕЕТ УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЗАДЕЛ В РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

Глава 1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и  недостатки

1.1. Сущность традиционного  обучения

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное [11].

Каждый из этих типов имеет  как положительные, так и отрицательные  стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства  ими предпочитаемого обучения и  не в полной мере учитывают его  недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь  лишь при оптимальном сочетании  различных типов обучения. Можно  привести аналогию с так называемыми  технологиями интенсивного обучения иностранным  языкам. Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных (связанных  с внушением) способов запоминания  иностранных слов на подсознательном  уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков. Но ведь правила грамматики внушением  не осваиваются. Они осваиваются  давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.

Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще  Я.А. Коменским ("Великая дидактика") (Коменский Я.А., 2005).

Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную  организацию обучения, сложившуюся  в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие [13]:

- учащиеся приблизительно  одного возраста и уровня подготовки  составляют класс, который сохраняет  в основном постоянный состав  на весь период школьного обучения;

- класс работает по  единому годовому плану и программе  согласно расписанию. Вследствие  этого дети должны приходить  в школу в одно и то же  время года и в заранее определенные  часы дня;

- основной единицей занятий  является урок;

- урок, как правило, посвящен  одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса  работают над одним и тем  же материалом;

- работой учащихся на  уроке руководит учитель: он  оценивает результаты учебы по  своему предмету, уровень обученности  каждого ученика в отдельности  и в конце учебного года  принимает решение о переводе  учащихся в следующий класс;

- учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

1.2. Достоинства и недостатки традиционного обучения

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность  за короткое время передать большой  объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом  виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных  ситуациях. Среди существенных недостатков  этого типа обучения можно назвать  его ориентированность в большей  степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями  являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру  и т.п. Учебно-познавательный процесс  в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют "школой памяти". Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует  возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим  особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением  и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и некоторые  особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.

1.3. Основные противоречия  традиционного обучения

А.А. Вербицкий выделил  следующие противоречия традиционного  обучения [4]:

1. Противоречие между  обращенностью содержания учебной  деятельности (следовательно, и самого  обучающегося) в прошлое, опредмеченное  в знаковых системах "основ  наук", и ориентацией субъекта  учения на будущее содержание  профессионально-практической деятельности  и всей культуры. Будущее выступает  для учащегося в виде абстрактной,  не мотивирующей его перспективы  применения знаний, поэтому учение  не имеет для него личностного смысла. Повернутость в прошлое, принципиально известное, "вырезанность" из пространственно-временного контекста (прошлое - настоящее - будущее) лишает учащегося возможности столкновения с неизвестным, с проблемной ситуацией - ситуацией порождения мышления.

2. Двойственность учебной  информации - она выступает как  часть культуры и в то же  время лишь как средство ее  освоения, развития личности. Разрешение  этого противоречия лежит на  пути преодоления "абстрактного  метода школы" и моделирования  в учебно-воспитательном процессе  таких реальных условий жизни  и деятельности, которые позволили  бы обучающемуся "вернуться"  в культуру обогащенным интеллектуально,  духовно и практически и тем  самым оказаться причиной развития  самой культуры.

3. Противоречие между  целостностью культуры и ее  овладением субъектом через множество  предметных областей - учебных дисциплин  как представительниц наук. Эта  традиция закреплена делением  школьных педагогов (на учителей-предметников) и кафедральной структуры вуза. В результате вместо целостной  картины мира обучающийся получает  осколки "разбитого зеркала", которые он сам собрать не  в состоянии.

4. Противоречие между  способом существования культуры  как процесса и ее представленностью  в обучении в виде статических  знаковых систем. Обучение предстает  как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития  культуры учебного материала,  вырванного из контекста как  предстоящей самостоятельной жизни  и деятельности, так и из текущих  потребностей самой личности. В  результате не только индивид,  но и культура оказывается  вне процессов развития.

5. Противоречие между  общественной формой существования  культуры и индивидуальной формой  ее присвоения обучающимися. В  традиционной педагогике оно  не разрешается, поскольку ученик  не объединяет свои усилия  с другими для производства  совместного продукта - знания. Будучи  рядом с другими в группе  учащихся, каждый "умирает в одиночку". Более того, за оказание помощи  другим ученик наказывается (порицанием "подсказки"), чем поощряется  его индивидуалистическое поведение.

Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция обучающихся  в индивидуальных формах работы и  по индивидуальным программам, особенно в компьютерном варианте, исключает  возможности воспитания творческой индивидуальности, которой становятся, как известно, не через робинзонаду, а через "другого человека" в процессе диалогического общения  и взаимодействия, где человек  совершает не просто предметные действия, но поступки.

Именно поступок (а не индивидуальное предметное действие) должен рассматриваться в качестве единицы деятельности обучающегося.

Поступок - это социально  обусловленное и морально нормированное  действие, имеющее как предметную, так и социокультурную составляющую, предполагающее отклик другого человека, учет этого отклика и коррекцию  собственного поведения. Такой взаимообмен  действиями-поступками предполагает подчинение субъектов общения определенным нравственным принципам и нормам отношений между людьми, взаимный учет их позиций, интересов и нравственных ценностей. При этом условии преодолевается разрыв между обучением и воспитанием, снимается проблема соотношения  обучения и воспитания. Ведь что  бы человек ни делал, какое бы предметное, технологическое действие ни совершал, он всегда - "поступает", поскольку  входит в ткань культуры и общественных отношений.

Многие вышеперечисленные  проблемы успешно решаются в проблемном типе обучения.

 

Глава 2. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки

2.1. Сущность проблемного  обучения

Сегодня наиболее перспективным  и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим  условиям является проблемное обучение.

В чем сущность проблемного  обучения? Его трактуют и как принцип  обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую  систему. Под проблемным обучением  обычно понимается такая организация  учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя  проблемных ситуаций и активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению [9].

Проблемное обучение заключается  в создании проблемных ситуаций, в  осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной  самостоятельности первых и под  общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися  в процессе такой деятельности обобщенными  знаниями и общими принципами решения  проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс  обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

Проблемное обучение (как  и любое другое обучение) может  способствовать реализации двух целей [9]:

Информация о работе Активные методы