Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:49, реферат
Человека образовывает культурная среда -- в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно -- через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.
Однако, понимая вышесказанное, в данном тексте мы будем трактовать систему образования (далее -- СО) сужено -- как систему общественных институтов (детский сад, школа, вуз, станция юных техников, спортивная секция и т. п.), созданных специально с целью обучения и воспитания. Будем лишь помнить о весьма условном разделении этих понятий -- недаром англичане используют единое «education».
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки….....5
1.1. Сущность традиционного обучения..............................................................5
1.2. Достоинства и недостатки традиционного обучения..................................6
1.3. Основные противоречия традиционного обучения.....................................7
Глава 2. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки….…..10
2.1. Исторические аспекты проблемного обучения..........................................10
2.2. Сущность проблемного обучения................................................................14
2.3. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения.......................17
2.4. Достоинства и недостатки проблемного обучения....................................19
Глава 3. Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки..............................................................................................................19
3.1. Сущность программированного обучения..................................................19
3.2. Типы обучающих программ.........................................................................22
3.3. Достоинства и недостатки программированного обучения......................24
Заключение...........................................................................................................27
Список литературы..............................................................................................29
главление
Введение......................
Глава 1. Традиционное обучение:
сущность, достоинства и недостатки….....
1.1. Сущность традиционного
обучения......................
1.2. Достоинства и недостатки
традиционного обучения......................
1.3. Основные противоречия
традиционного обучения........
Глава 2. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки….…..10
2.1. Исторические
аспекты проблемного обучения..
2.2. Сущность проблемного
обучения......................
2.3. Проблемные
ситуации как основа
2.4. Достоинства
и недостатки проблемного
Глава 3. Программированное
обучение: сущность, достоинства и
недостатки....................
3.1. Сущность программированного
обучения......................
3.2. Типы обучающих
программ......................
3.3. Достоинства
и недостатки
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Человека образовывает культурная среда -- в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно -- через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.
Однако, понимая вышесказанное, в данном тексте мы будем трактовать систему образования (далее -- СО) сужено -- как систему общественных институтов (детский сад, школа, вуз, станция юных техников, спортивная секция и т. п.), созданных специально с целью обучения и воспитания. Будем лишь помнить о весьма условном разделении этих понятий -- недаром англичане используют единое «education».
Адекватность культурной среде, то есть понимание ее и активное гармоничное существование в ней, -- вот что отличает Человека. И если это так, то основная функция СО -- окультуривание, то есть передача культуры общества формирующемуся, можно сказать образовывающемуся, Человеку (литературный штамп: подрастающему поколению).
Конечно, здесь следуют оговорки... Да, общество даже в пределах одной страны весьма неоднородно. Да, культура общества, подобно мозаичному полотну, состоит из множества субкультур. Все это так...
Но остается, несмотря на многие нюансы, главный вывод --
1: ОТ ВЕКА И
ПОНЫНЕ ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ СО: ПЕРЕДАЧА
КУЛЬТУРЫ ФОРМИРУЮЩЕМУСЯ
ВТОРОЙ ОСНОВНОЙ ФУНКЦИЕЙ СО С НЕОБХОДИМОСТЬЮ СТАНОВИТСЯ ОБУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЮ КУЛЬТУРЫ.
Остается понять,
каким образом будет
Конечно, тут нельзя не вспомнить наработки, выполненные в русле проблемного обучения, в том числе российской школы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова...
Но есть еще группа методов, интеллектуальных технологий, предназначенных специально для получения новых идей. Самый простой и известный -- мозговой штурм. Менее известны метод фокальных объектов, морфологический анализ, синектика...
Адаптацией этих методов к образованию -- от детсада до вуза -- занимается ТРИЗ-педагогика. Хотя главной ее методологической базой является отечественная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Развитие управляемого творческого воображения, навыков работы с многофакторными, заключающими в себе противоречивые требования задачами -- такие цели ставит ТРИЗ-педагогика. Здесь нас, педагогов, ждет еще немало педагогических открытий. А пока мы -- при некоторых успехах -- только в начале пути. Хотя и есть серьезные основания думать, что в этом направлении мы опережаем Европу и США. И поэтому, главный вывод -- 3: РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА ИМЕЕТ УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЗАДЕЛ В РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Глава 1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки
1.1. Сущность традиционного обучения
В педагогике
принято выделять три основных типа
обучения: традиционное (или объяснительно-
Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам. Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных (связанных с внушением) способов запоминания иностранных слов на подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков. Но ведь правила грамматики внушением не осваиваются. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.
Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским ("Великая дидактика") (Коменский Я.А., 2005).
Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие [13]:
- учащиеся приблизительно
одного возраста и уровня
- класс работает по
единому годовому плану и
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
1.2. Достоинства и недостатки традиционного обучения
Несомненным достоинством
традиционного обучения является возможность
за короткое время передать большой
объем информации. При таком обучении
учащиеся усваивают знания в готовом
виде без раскрытия путей
1.3. Основные противоречия традиционного обучения
А.А. Вербицкий выделил следующие противоречия традиционного обучения [4]:
1. Противоречие между
обращенностью содержания
2. Двойственность учебной
информации - она выступает как
часть культуры и в то же
время лишь как средство ее
освоения, развития личности. Разрешение
этого противоречия лежит на
пути преодоления "
3. Противоречие между
целостностью культуры и ее
овладением субъектом через
4. Противоречие между
способом существования
5. Противоречие между
общественной формой
Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция обучающихся в индивидуальных формах работы и по индивидуальным программам, особенно в компьютерном варианте, исключает возможности воспитания творческой индивидуальности, которой становятся, как известно, не через робинзонаду, а через "другого человека" в процессе диалогического общения и взаимодействия, где человек совершает не просто предметные действия, но поступки.
Именно поступок (а не индивидуальное предметное действие) должен рассматриваться в качестве единицы деятельности обучающегося.
Поступок - это социально
обусловленное и морально нормированное
действие, имеющее как предметную,
так и социокультурную
Многие вышеперечисленные проблемы успешно решаются в проблемном типе обучения.
Глава 2. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки
2.1. Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным
и соответствующим социально-
В чем сущность проблемного обучения? Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению [9].
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей [9]: