Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:49, реферат
Человека образовывает культурная среда -- в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно -- через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.
Однако, понимая вышесказанное, в данном тексте мы будем трактовать систему образования (далее -- СО) сужено -- как систему общественных институтов (детский сад, школа, вуз, станция юных техников, спортивная секция и т. п.), созданных специально с целью обучения и воспитания. Будем лишь помнить о весьма условном разделении этих понятий -- недаром англичане используют единое «education».
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки….....5
1.1. Сущность традиционного обучения..............................................................5
1.2. Достоинства и недостатки традиционного обучения..................................6
1.3. Основные противоречия традиционного обучения.....................................7
Глава 2. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки….…..10
2.1. Исторические аспекты проблемного обучения..........................................10
2.2. Сущность проблемного обучения................................................................14
2.3. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения.......................17
2.4. Достоинства и недостатки проблемного обучения....................................19
Глава 3. Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки..............................................................................................................19
3.1. Сущность программированного обучения..................................................19
3.2. Типы обучающих программ.........................................................................22
3.3. Достоинства и недостатки программированного обучения......................24
Заключение...........................................................................................................27
Список литературы..............................................................................................29
Первая цель -- сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель -- достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть
реализованы с большим успехом
именно в процессе проблемного обучения,
поскольку усвоение учебного материала
происходит в ходе активной поисковой
деятельности учащихся, в процессе
решения ими системы проблемно-
Важно отметить еще одну из важных целей
проблемного обучения - сформировать особый
стиль умственной деятельности, исследовательскую
активность и самостоятельность учащихся.
Особенность проблемного
обучения заключается в том, что
оно стремится максимально
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
· В основе ее создания лежат
следующие положения
o процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
o проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
o условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
o закономерности мышления
и закономерности усвоения
При проблемном обучении учитель
создает проблемную ситуацию, направляет
учащихся на ее решение, организует поиск
решения. Таким образом, учащийся ставится
в позицию субъекта своего обучения
и как результат у него образуются
новые знания, он обладает новыми способами
действия. Трудность управления проблемным
обучением в том, что возникновение
проблемной ситуации - акт индивидуальный,
поэтому от учителя требуется
использование
Рассмотрим пример. Учащиеся 6-го класса не знакомы с понятием о видах глагола. Все другие грамматические признаки глагола (число, время, переходность и т.д.) им известны. Учительница обращает внимание учащихся на доску, где разноцветными мелками в два столбика написаны глаголы [16]:
I |
II |
|
Наклеивать |
Наклеить |
|
Прибегать |
Прибежать |
|
Печь |
Испечь |
|
При первом же знакомстве с этими глаголами учащиеся видят несоответствия между видовыми парами. Вопрос. По какому грамматическому признаку различаются глаголы первого и второго столбиков?
Формулировка проблемы уточняет характер затруднения учащихся, возникшего при столкновении с проблемой. Попытки учащихся объяснить различие глаголов на основе актуализации ранее усвоенных знаний не достигают цели. В дальнейшем связь между элементами данных и цели достигается путем анализа и объяснения данных, т.е. анализируется фактический языковой (грамматический) материал, содержащийся в примерах. Цель (понятие о видах глагола) постепенно раскрывается в ходе решения проблемы. Как показали ряд исследований, между поисковой деятельностью человека и его здоровьем (физическим, психическим) есть тесная взаимосвязь.
Люди со слабо развитой потребностью в поиске живут менее напряженной жизнью, их поисковая активность выражается только конкретными вешними ситуациями, когда не удается на основе хорошо отработанных форм поведения удовлетворить другие потребности, как биологические, - например, потребность в безопасности и в хлебе насущном, так и социальные, - например, потребность в престиже. Если же все основные желания удовлетворены, можно как будто жить расслаблено и спокойно, ни к чему особенно не стремясь и, следовательно, не подвергаясь риску поражения и ущемления. Отказ от поиска, если поиск не является внутренней насущной потребностью, дается безболезненно и спокойно. Однако это благополучие мнимое и условное. Оно возможно только в идеальных условиях полного комфорта. Наш динамичный мир такие условия никому не предоставляет - и это вполне закономерно, ибо накопление в обществе лиц с низкой поисковой активностью неминуемо привело бы к общественному регрессу [11]. А в мире, где постоянно возникает необходимость в поиске хотя бы для удовлетворения первичных потребностей, отсутствие стремления к поиску как таковому делает существование мучительным, ибо постоянно приходится совершать усилие над собой. Поиск, не принося переживания естественности и удовлетворения, становится неприятной необходимостью для людей с низкой потребностью в поиске и, разумеется, гораздо хуже удается им, чем у людей с высокой потребностью в нем. К тому же человек с низкой активностью хуже подготовлен к столкновениям с жизненными трудностями и быстрее отказывается от поиска выхода из сложных ситуаций. И хотя этот отказ субъективно переживается им не так тяжело, но объективно сопротивляемость организма все равно снижается. В одной из стран была прослежена на протяжении ряда лет судьба людей, в характере и поведении которых преобладало чувство апатии, безразличия к жизни, людей с низкой активностью. Оказалось, что они в среднем умирают в более раннем возрасте, чем люди исходно активные. И погибают они от причин, которые не являются фатальными для других. Вспомним Илью Обломова, человека с чрезвычайно низкой потребностью в поиске (с детства эта потребность у него не развивалась, ибо все давалось в готовом виде). Он был вполне доволен жизнью, вернее, своей полной отгороженностью от жизни, и скончался в довольно молодом возрасте по непонятной причине.
Постоянное отсутствие поисковой
активности приводит к тому, что
индивид оказывается
2.2. Проблемные ситуации
как основа проблемного
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия.
· Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента [12]:
o необходимость выполнения
такого действия, при котором
возникает познавательная
o неизвестное, которое
должно быть раскрыто в
o возможности учащихся
в выполнении поставленного
· Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:
1. Проблемная ситуация
создается тогда, когда
2. Проблемные ситуации
возникают при необходимости
многообразного выбора из
3. Проблемные ситуации
возникают перед учащимися
4. Проблемная ситуация
возникает в том случае, если
имеется противоречие между
5. Проблемные ситуации
при решении технических задач
возникают тогда, когда между
схематическим изображением и
конструктивным оформлением
6. Проблемные ситуации
создаются и тем, что
· Правила создания проблемных ситуаций. Для создания проблемной ситуации необходимо следующее [12]:
1. Перед учащимся должно
быть поставлено такое
§ задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
§ неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;
§ выполнение проблемного
задания должно вызвать у учащегося
потребность в усваиваемом
2. Предлагаемое ученику
проблемное задание должно
3. Проблемное задание
должно предшествовать
4. В качестве проблемных
заданий могут служить: а)
Однако нельзя смешивать проблемное задание
и проблемную ситуацию. Проблемное задание
само по себе не является проблемной ситуацией,
оно может вызвать проблемную ситуацию
лишь при определенных условиях.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Возникшую проблемную
ситуацию должен формулировать
учитель путем указания
2.3. Достоинства и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено
на самостоятельный поиск
Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.
Несмотря на выделенные недостатки,
на сегодняшний день проблемное обучение
является наиболее перспективным. Дело
в том, что с развитием рыночных
отношений все структуры
Глава 3. Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки
3.1. Сущность программированного обучения
Программированное обучение
- это обучение по заранее разработанной
программе, в которой предусмотрены
действия, как учащихся, так и
педагога (или заменяющей его обучающей
машины). Идея программированного обучения
была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским
психологом Б. Скиннером для повышения
эффективности управления процессом
учения с использованием достижений
экспериментальной психологии и
техники. Объективно программированное
обучение отражает применительно к
сфере образования тесное соединение
науки с практикой, передачу определенных
действий человека машинам, возрастание
роли управленческих функций во всех
сферах общественной деятельности [8].
Для повышения эффективности
управления процессом учения необходимо
использовать достижения всех наук, имеющих
отношение к этому процессу, и,
прежде всего кибернетики - науки
об общих законах управления. Поэтому
развитие идей программированного обучения
оказалось связанным с