Активные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:49, реферат

Описание работы

Человека образовывает культурная среда -- в самом широком ее понимании. Это язык и поведенческие реакции, идеи и идеалы, традиции и технологии... Все то, что является результатом эволюции человечества и окружает нас впрямую или косвенно -- через книги, телевидение, слухи или иные информационные потоки.
Однако, понимая вышесказанное, в данном тексте мы будем трактовать систему образования (далее -- СО) сужено -- как систему общественных институтов (детский сад, школа, вуз, станция юных техников, спортивная секция и т. п.), созданных специально с целью обучения и воспитания. Будем лишь помнить о весьма условном разделении этих понятий -- недаром англичане используют единое «education».

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки….....5
1.1. Сущность традиционного обучения..............................................................5
1.2. Достоинства и недостатки традиционного обучения..................................6
1.3. Основные противоречия традиционного обучения.....................................7
Глава 2. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки….…..10
2.1. Исторические аспекты проблемного обучения..........................................10
2.2. Сущность проблемного обучения................................................................14
2.3. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения.......................17
2.4. Достоинства и недостатки проблемного обучения....................................19
Глава 3. Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки..............................................................................................................19
3.1. Сущность программированного обучения..................................................19
3.2. Типы обучающих программ.........................................................................22
3.3. Достоинства и недостатки программированного обучения......................24
Заключение...........................................................................................................27
Список литературы..............................................................................................29

Файлы: 1 файл

ленка.docx

— 69.43 Кб (Скачать файл)

В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к  обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и  доступными для целостного восприятия.

Сегодня под программированным  обучением понимается управляемое  усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.) (рис. 8). Программированный  материал представляет собой серию  сравнительно небольших порций учебной  информации ("кадров", файлов, "шагов"), подаваемых в определенной логической последовательности.

В программированном обучении учение осуществляется как четко  управляемый процесс, так как  изучаемый материал разбивается  на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются  ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена - переход к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка [17].

Обычно, при составлении  обучающих программ, из кибернетических  требований учитывалась лишь необходимость  систематической обратной связи, из психологических - индивидуализация процесса обучения. Отсутствовали последовательность реализации определенной модели процесса усвоения. Наиболее известна концепция  Б. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую  теорию учения, согласно которой между  обучением человека и научением  животных нет существенной разницы. В соответствии с бихевиористской  теорией обучающие программы  должны решать задачи получения и  закрепления правильной реакции. Для  выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированное  сложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из которых учащийся смог бы совершить  безошибочно. При включении в  обучающую программу системы  подсказок требуемая реакция  вначале дается в готовом виде (максимальная степень подсказки), затем  с пропуском отдельных элементов (затухающие подсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоятельное  выполнение реакции (снятие подсказки). Примером может служить заучивание стихотворения: вначале четверостишие  дается полностью, затем - с пропуском  одного слова, двух слов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив  вместо четверостишия четыре строчки  многоточий, должен воспроизвести стихотворение  самостоятельно.

Для закрепления реакции  используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного  повторения реакций.

3.2. Типы  обучающих программ

Обучающие программы, построенные  на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, и б) разветвленные программы  Н. Краудера [17].

1. Линейная система программированного  обучения, первоначально разработанная  американским психологом Б. Скиннером  в начале 60-х гг. ХХ в. на основе  бихевиористского направления в  психологии.

Он выдвинул следующие  требования к организации обучения:

o При обучении учащийся  должен проходить через последовательность  тщательно подобранных и размещенных  "шагов".

o Обучение следует построить  таким образом, чтобы учащийся  все время был "деловит и  занят", чтобы он не только  воспринимал учебный материал, но  и оперировал им.

o Перед тем, как перейти  к изучению последующего материала,  учащийся должен хорошо усвоить  предыдущий.

o Учащемуся необходимо  помочь путем деления материала  на небольшие порции ("шаги" программы), путем подсказок, побуждений  и т.д.

o Каждый правильный ответ  учащегося необходимо подкреплять,  используя для этого обратную  связь, - не только для формирования  определенного поведения, но и  для поддержания интереса к  обучению.

Согласно этой системе, обучаемые  проходят все шаги обучаемой программы  последовательно, в том порядке, в котором они приведены в  программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить  одним или несколькими словами  пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти  к следующему шагу; если же его ответ  не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще  раз. Таким образом, линейная система  программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего  безошибочное выполнение заданий. Поэтому  шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли  Б. Скиннера, обучаемый учится, главным  образом, выполняя задания, а подтверждение  правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого.

Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. В силу этого  коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и  той же линии (отсюда название программ - линейные).

2. Разветвленная программа  программированного обучения. Ее  основоположником является американский  педагог Н. Краудер. В этих  программах, получивших широкое  распространение, кроме основной  программы, рассчитанной на сильных  учащихся, предусматриваются дополнительные  программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется  ученик в случае затруднений.  Разветвленные программы обеспечивают  индивидуализацию (адаптацию) обучения  не только по темпу продвижения,  но и по уровню трудности.  Кроме того, эти программы открывают  большие возможности для формирования  рациональных видов познавательной  деятельности, чем линейные, ограничивающие  познавательная деятельность в  основном восприятием и памятью.

Контрольные задания в  шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый  должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения  правильности ответа и указание о  переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться  к какому-то из предыдущих шагов  программы или же перейти к  некоторой подпрограмме.

Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано  много других, в той или иной степени использующих линейный или  разветвленный принцип или оба  эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.

Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской  основе, заключается в невозможности  управления внутренней, психической  деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С  кибернетической точки зрения эти  программы осуществляют управление по принципу "черного ящика", что  применительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. главная цель при обучении состоит в формировании рациональных приемов познавательной деятельности. Это означает, что  контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Практика программированного обучения показала непригодность линейных и недостаточную  продуктивность разветвленных программ. Дальнейшие усовершенствования обучающих  программ в рамках бихевиористской  модели обучения не привели к существенному  улучшению результатов.

3.3. Достоинства и недостатки  программированного обучения

Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы  умственных действий, воспитывается  умение логически мыслить. Однако оно  имеет и ряд недостатков, например [12]:

o не в полной мере  способствует развитию самостоятельности  в обучении;

o требует больших затрат  времени;

o применимо только для  алгоритмически разрешимых познавательных  задач;

o обеспечивает получение  знаний, заложенных в алгоритме  и не способствует получению  новых. При этом чрезмерная  алгоритмизация обучения препятствует  формированию продуктивной познавательной  деятельности.

· В годы наибольшего увлечения  программированным обучением - 60-70-е  гг. ХХ в. - был разработан ряд систем программирования и много различных  обучающих машин и устройств. Но одновременно появились и критики  программированного обучения. Э. Лабэн  так суммировал все возражения против программированного обучения:

o программированное обучение  не использует положительных  сторон группового обучения;

o оно не способствует  развитию инициативы учащихся, поскольку  программа как бы все время  ведет его за руку;

o с помощью программированного  обучения можно обучить лишь  простому материалу на уровне  зубрежки;

o теория обучения, основанная  на подкреплении, хуже, чем основанная  на интеллектуальной гимнастике;

o в противоположность  утверждениям некоторых американских  исследователей - программированное  обучение не революционно, а консервативно,  так как оно книжное и вербальное;

o программированное обучение  игнорирует достижения психологии, которая уже более 20 лет изучает  структуру деятельности мозга  и динамику усвоения;

o программированное обучение  не дает возможности получить  целостную картину об изучаемом  предмете и представляет собой  "обучение по крохам".

Хотя не все эти возражения полностью справедливы, но, несомненно, они имеют под собой определенные основания. Поэтому интерес к  программированному обучению в 70-80-е  гг. ХХ в. стал падать и его возрождение  произошло в последние годы на базе использования новых поколений  компьютерной техники.

Как уже отмечалось, наибольшее распространение различные системы  программированного обучения получили в 50-60-х гг. ХХ в., в дальнейшем стали  использовать лишь отдельные элементы программированного обучения, главным  образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков. В последние  годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической  основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме  компьютерного, или электронного, обучения. Новая техническая база позволяет  почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его  как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит  в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также  проведении отдельных элементов  безмашинного обучения. Многолетний  опыт подтвердил, что программированное  обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.

 

Заключение

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное. Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Сегодня наиболее распространенным является традиционный тип обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще  Я.А. Коменским ("Великая дидактика").

o Термин "традиционное  обучение" подразумевает, прежде  всего, классно-урочную организацию  обучения, сложившуюся в XVII в.  на принципах дидактики, сформулированных  Я.А. Коменским, и до сих пор  являющуюся преобладающей в школах  мира.

o Традиционное обучение  обладает рядом противоречий (А.А.  Вербицкий). Среди них одним из  основных является противоречие  между обращенностью содержания  учебной деятельности (следовательно,  и самого обучающегося) в прошлое,  опредмеченное в знаковых системах "основ наук", и ориентацией  субъекта учения на будущее  содержание профессионально-практической  деятельности и всей культуры.

Сегодня наиболее перспективным  и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим  условиям является проблемное обучение.

o Под проблемным обучением  обычно понимается такая организация  учебных занятий, которая предполагает  создание под руководством учителя  проблемных ситуаций и активную  самостоятельную деятельность учащихся  по их разрешению.

o В американской педагогике  начала XX в. известны две основныe  концепции проблемного обучения (Дж. Дьюи, В. Бертон).

o Педоцентрическая концепция  Дж. Дьюи оказала большое влияние  на общий характер учебно-воспитательной  работы школ США и некоторых  других стран, в частности советской  школы 20-х гг., что нашло свое  выражение в так называемых  комплексных программах и в  методе проекте.

o Теория проблемного обучения  начала интенсивно разрабатываться  и в СССР в 60-х гг. XX в. в  связи с поиском способов активизации,  стимулирования познавательной  деятельности учащихся, развития  самостоятельности школьника.

o Основой проблемного  обучения является проблемная  ситуация. Она характеризует определенное  психическое состояние учащегося,  возникающее в процессе выполнения  задания, для которого нет готовых  средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.

Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной  программе, в которой предусмотрены  действия, как учащихся, так и  педагога (или заменяющей его обучающей  машины).

o Идея программированного  обучения была предложена в  50-х гг. XX в. американским психологом  Б. Скиннером для повышения  эффективности управления процессом  учения с использованием достижений  экспериментальной психологии и  техники.

o Обучающие программы,  построенные на бихевиористской  основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Б. Скиннером, и  б) так называемые разветвленные  программы Н. Краудера.

Информация о работе Активные методы