Действия по улучшению системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Цель методики – предоставить в распоряжение, в первую очередь, высших менеджеров (генеральных директоров, их первых заместителей, финансовых руководителей, главных инженеров и т.д.), во вторую, - преподавателей, слушателей курсов повышения квалификации, студентов, в третьих, - менеджеров, уполномоченных осуществлять реинжиниринг бизнеса для постоянного совершенствования организации, повышения результативности и эффективности деятельности,эффективную процедуру адаптации системы менеджмента организации к новым («Современная проблема – изменение, а приоритет - люди…») требованиям. Поставленную цель можно достичь, решив следующие задачи:
- разъяснение принципиальных различий в требованиях нового и старого;
- описание требуемых изменений в документации и в практической деятельности;
- предоставление вариантов последовательности действий при адаптации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…...2
1 Область применения..………………………………………………………………..…4
2 Общие положения……………………………………………………………………....5
2.1 Система менеджмента организации. Система менеджмента качества…….......5

2.2 Непрерывное совершенствование менеджмента бизнеса организации…....….8
3 Различия в требованиях…………………………………………………………….…11
3.1 Документация…………………………………………………………………….11
3.2 Ответственность и полномочия…………………………………………………13
3.3 Практическая деятельность…………………………………………………...…13
4 Этапы проведения работ по разработке и внедрению системы менеджмента качества…………………………………………………………………………………..14
4.1 Краткое описание этапов………………………………………………………...14
4.2 Анализ и особенности этапов………………………………………………...…15
Определения……………………………………………………………………..……... 19
Заключение……………………………………………………………………...……….29
Нормативные ссылки…………………………………

Файлы: 1 файл

Фазлуллин А.Ю. 2 курс.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ/МАГИСТРАТУРА

«Управление качеством»

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине:

«Международный стандарт управления качеством»

 

 

На тему: Действия по улучшению системы менеджмента качества  в

соответствии со стандартами ИСО 9000 .

 

 

Вариант № 27

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Фазлуллин Александр Юрьевич

Студент 2 курса

     3 семестр

 

 

3 февраля 2015 г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………...…...2

1 Область применения..………………………………………………………………..…4

2 Общие положения……………………………………………………………………....5

     2.1 Система менеджмента организации. Система менеджмента качества…….......5

 

     2.2 Непрерывное совершенствование менеджмента бизнеса организации…....….8

3 Различия в требованиях…………………………………………………………….…11

     3.1 Документация…………………………………………………………………….11

     3.2 Ответственность и полномочия…………………………………………………13

     3.3 Практическая деятельность…………………………………………………...…13

4 Этапы проведения работ по  разработке и внедрению системы менеджмента качества…………………………………………………………………………………..14

     4.1 Краткое описание этапов………………………………………………………...14

     4.2 Анализ и особенности этапов………………………………………………...…15

Определения……………………………………………………………………..……... 19

Заключение……………………………………………………………………...……….29

Нормативные ссылки………………………………………………………………..….29

Библиография……………………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

      

Введение.

 

       В данной работе представлю методику выполнения процедуры перехода организации с системой менеджмента, соответствующей одним требованиям к другим. В частности, системы менеджмента качества по модели, представленной в стандартах ИСО серии 9000 версии 1994 г. к системе менеджмента качества, представленной стандартах ИСО  серии 9000 версии 2000 г.

 

          Методика, стандарт -  всего на всего инструмент повышения эффективности организации для гармоничного удовлетворения  потребителя, собственника, персонала и поставщиков  организации, а также общества в целом.  Методические рекомендации разработаны таким образом, чтобы нацелить  организацию на повышение эффективности бизнеса, а не на акцию по получению «бумаги» - сертификата . Система менеджмента организации, система менеджмента качества и сертификация это не вещь в себе, а всего на всего инструмент для получения прибыли. Часто приходится слышать от менеджеров и специалистов разного уровня выражения типа «это, стандарты по качеству, а это деятельность …( «…это не относится к качеству», или даже «…это для жизни», «…и вы там занимайтесь, а мы будем зарабатывать деньги…», пессимистическое - «нам необходимо три поколения, чтобы что-либо изменить в мышлении… »). Задумываешься, почему это случилось(ется)? В чем глубинные причины? Почему мы можем первыми создать, совершить, открыть (первый лазер, первый полет…), то есть на уровне героев (и это прекрасно!). Почему же не закономерно, мало вероятно появление продукта «нормального» качества результатов ПОСТОЯННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Много причин… и читатели сами могут высказать их немало... По мнению многих специалистов очень весомую  долю в них занимает несовершенство МЕНЕДЖМЕНТА (всех уровней). Следовательно, необходимы СООБРАЖЕНИЯ каким образом повысить его эффективность. Они - представлены в стандартах ISO, монографиях и т.д. Настоящие рекомендации также  преследуют указанную цель. А, что касается упомянутых высказываний… Они из-за несоответствия стратегии предприятия и провозглашенной (формально) политики  в области качества. Но это «короткая стратегия». В условиях обостряющейся конкурентной борьбы и глобализации экономики  с такой стратегией организация долго (хотя на век многих высших менеджеров хватит) не просуществует, думается, что и «три поколения» раскачиваться также не дадут. Тем не менее, такая «короткая стратегия» имеет право на существование. «Каждый выбирает по себе…»

Цель методики – предоставить в распоряжение, в первую очередь, высших менеджеров (генеральных директоров, их первых заместителей, финансовых руководителей, главных инженеров и т.д.), во вторую, - преподавателей, слушателей курсов повышения квалификации, студентов, в третьих, - менеджеров, уполномоченных осуществлять реинжиниринг бизнеса для постоянного совершенствования организации, повышения результативности и эффективности деятельности,эффективную процедуру адаптации системы менеджмента организации к новым («Современная проблема – изменение, а приоритет - люди…») требованиям. Поставленную цель можно достичь, решив следующие задачи: 

- разъяснение принципиальных различий в требованиях нового и старого;

- описание требуемых изменений  в документации и в практической  деятельности; 

- предоставление вариантов последовательности  действий при адаптации;

- разъяснение возможных проблем  и выдача рекомендаций по их  решению.

Процедура перехода характеризуется:

-         неразрывной связью с действующей системой менеджмента организации;

-          непрерывностью деятельности, подвергаемой изменениям;

-          существенным влиянием на результаты реинжиниринга человеческого фактора, традиций и культуры, стратегии организации (особенно ее лидеров – высших и средних менеджеров);

-          этапностью;

-          особенностями для предприятий различных масштабов  и видов деятельности;

-         ресурсоемкостью, ограниченностью по времени и т.д.

Методика может быть применена в различных отраслях деятельности, как эффективное средство формализованного описания, проектирования, анализа и улучшения менеджмента организации и в частности менеджмента качества.

 

 Разработчики при написании исходили из того, что пользователи уже знакомы с требованиями стандартов ИСО серии 9000-2000 г., успели приобрести как положительный, так и отрицательный опыт работы по системам менеджмента качества, разработанных на базе стандартов ИСО серии 9000- 1994  г., и в  их сознании уже прошли процессы «очарования-разочарования» и наступил этап прагматического осмысления и видения перспектив. Разработчики стояли перед выбором – излагать «солдатскую инструкцию» либо предоставить концептуальное видение перспектив, методов решения…  Мнения разделились… Поэтому сделана попытка излагать материал для обоих типов читателей. Первым - рекомендуется оставить без внимания большинство определений, примечания, приложения и библиографию…

Некоторые предложения настоящей работы и источников кажутся не бесспорными, но это и правильно, термин истинности определен … Тем не менее, придерживаемся изречения Александра Гумбольдта и, по-видимому, оно уместно и в данном случае - «Всякая истина, новая и на первый взгляд непостижимая идея в человеческом сознании проходит через три стадии: «какая чушь…», «в этом, что-то есть…», «кто же этого не знает…»».

 

 

 

 

 

 

 

 

     1 Область применения.

Настоящие  рекомендации предназначены для организаций, которым необходимо осуществлять кардинальные улучшения деятельности для выживания, преуспевания в конкурентной среде и описывают процедуру проведения работ по непрерывному совершенствованию системы менеджмента, в том числе менеджмента качества.        

Организации, внедрившие систему менеджмента качества в соответствии с моделями ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 редакции 1994 г. с учетом рекомендаций , с введением новой версии нормативного документа вынуждены совершенствовать систему менеджмента  до требований  ИСО 9001-2000.

С целью повышения эффективности деятельности рекомендации могут быть полезны для организаций впервые разрабатывающих, внедряющих системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001-2000, осуществляющих консультирование, развивающих поставщиков, проводящих сертификацию.

Рекомендации не регламентируют процедуру построения системы менеджмента по каким-либо требованиям или моделям, но нацеливают на возможные подходы. Рекомендации такого плана можно найти как в «продвинутых» системах, так и в литературе . Рекомендации могут быть использованы при совершенствовании систем менеджмента качества соответствующих моделям QS 9000-98, VDA 6.1-98, ИСО /TS 16949-99, также основанных на ИСО 9001-94.

Основными объектами внимания рекомендаций являются:

-         организационный процесс перехода;

-         структура документированных процедур;

-         содержательная часть новых требований;

-         перспективы повышения эффективности организации за счет совершенствования менеджмента бизнеса и его существенной части менеджмента качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2 Общие положения.  

2.1 Система менеджмента организации. Система менеджмента качества.

 

  2.1.1 Система менеджмента организации включает в себя различные подсистемы, такие как финансовый менеджмент, менеджмент ресурсов, рисков, экологический менеджмент т.д. Система менеджмента качества, наравне с упомянутыми, так же является подсистемой менеджмента организации. С одной стороны она должна гармонично функционировать с остальными подсистемами , с другой – благодаря стандартизации моделей, требований и методическим рекомендациям должна соответствовать требованиям, подтверждаемым при сертификации. На преодоление указанного неантагонистического противоречия, как показывает практика, необходимо затрачивать существенные силы.   

 

  2.1.2 Требования к системе менеджмента качества ИСО 9001-2000 достаточно демократичны. Реализация  практического применения отдается на усмотрение организации. Необходимо подтвердить при сертификации соответствие требованиям, т.е. принципам (эта одна из возможностей для организации гармонизировать подсистемы менеджмента между собой). Некоторые системы менеджмента качества (QS 9000-98, VDA 6.1-98, ИСО /TS 16949) с одной стороны не столь демократичны, поскольку достаточное количество требований конкретизированы,  с другой - существенно более гармонизированы с менеджментом организации (финансовый менеджмент и т.п.),  с третьей – они опережают в применении прогрессивных подходов. Примером может служить процессный подход, оценка удовлетворенности и т.п. обязательные в применении при выполнении стандартов QS 9000-98, VDA 6.1-98. Хотя не все так однозначно, поскольку при разработке упомянутых стандартов в качестве основы использовались стандарты ИСО 9001-94, ИСО 9004-94.

 

        Однако стандарты ИСО  9000 и ИСО  9001  выдвигают и ряд конкретных требований, без выполнения которых доказать соответствие невозможно. К ним относятся требования, изложенные в разделах ИСО 9001:        

-  Определения

-  Система менеджмента качества

..... -  Общие требования

..... - Требования к документации

-  Ответственность руководства

 

       - Обязательства руководства

 

       -  Ориентация на потребителя

 

       -  Политика в области качества

 

       - Планирование

 

       - Ответственность, полномочия и  обмен информацией

 

       - Анализ со стороны руководства

- Менеджмент ресурсов

 

       - Обеспечение ресурсами

 

       - Человеческие ресурсы

 

       - Инфраструктура

 

       - Производственная среда

 

 -Процессы жизненного цикла продукции

 

       -Планирование процессов жизненного  цикла продукции

 

      - Процессы, связанные с потребителями

 

      - Проектирование и разработка

 

      - Закупки

 

      - Производство и обслуживание

 

      -  Управление устройствами для мониторинга и измерений

- Измерение, анализ и улучшение

 

      - Общие положения

 

      - Мониторинг и измерение

 

      -Управление несоответствующей продукцией

 

      - Анализ данных

 

      - Улучшение.

 

            Рассмотрение упомянутых выше разделов  под углом зрения нацеливает на понимание необходимости создания гармоничной связи между системой менеджмента организации и  составной частью  - системой качества. 

 

  2.1.3 Взаимосвязи и гармонизации подсистем менеджмента, к сожалению, посвящено не достаточно работ теоретического характера. Основные усилия направлены на разработку отдельных подсистем менеджмента, в  работе предложено положить в основу системы менеджмента организации систему менеджмента качества.

Примечание - Требования к модели менеджмента организации определим, исходя из идеологии  ее функционирования . Организация - это система, которая включает секторы: персонал, познание, планирование,  ресурсы; переработка ресурсов; управление; адаптация системы. Вход в систему - требования среды (общество, люди, природа и т.д.). Выход:  удовлетворенность среды; удовлетворенность системы (собственник, персонал).

 

        Предлагаемая модель менеджмента машиностроительного предприятия включает 31 элемент и охватывает все стадии жизненного цикла продукции, проектов, все процессы деятельности предприятия в рамках организационной структуры (для лучшего восприятия номеров элементов, их обозначение в таблице отчасти коррелированно с обозначением 20-ти элементов ИСО 9001:94).

 

        Требования к элементам системы менеджмента существенно  расширены . Например — «Техническое обслуживание и утилизация» распространяется не только на преднамеренную продукцию, но и на устаревшее оборудование, использованные жидкости, стружку и т.п.; «Статистические методы» содержит не только те методы, которые рекомендует ИСО 9004:94 («семь простых методов» и пр.), но и статистические модели, используемые в финансовых расчетах, прогнозировании надежности продукции, процесса и т.д., т.е. математические методы обработки данных, широко востребованные в различных аспектах деятельности предприятия; «Познание» включает, в том числе, систему менеджмента научного познания и т. п.  Структура жизненного цикла предприятия, проектов, продукции основана на стратегии деятельности в рамках управления проектами . При данном подходе реализуется потенциал всего предприятия, создаются предпосылки для прекращения конфронтации систем предприятия, использования методики реинжиниринга бизнеса и т.п. Планирование деятельности (качества и т.д.) построено на разрушении барьеров — командной работе и использовании коллективного разума единомышленников, сориентированных на достижение единой цели.

 

         Тенденция по интеграции системы менеджмента в менеджмент организации прослеживается и в идеологии процессного подхода, проекте ИСО 19011, а так же при анализе  систем КС УКП, ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП.

Не достаточно гармонично существовали требования ИСО 9001-94 и обязательных для выполнения нормативных документов на продукцию (например, Правила ЕЭК ООН, ГОСТ, СТБ 972-2000 и т.п.). Вторые в первом «не обозначались», а вторые иногда навязывали излишние, необоснованные требования, что в свою очередь вступало в конфликт с системой менеджмента качества. В новой версии ИСО, а также в некоторых публикациях и межгосударственных стандартах процесс реализации обязательных требований (безопасность и т.п.) на практике уже более гармонизирован.

2.1.4 Процессный подход ИСО 9001-2000, не вольно, предписывает функционирование проектной организации труда. Это на практике широко внедрялось,  например, в «петле (спирали) качества», а так же в части требований по разработке и постановке продукции на производство (ГОСТ 15.001, СТБ 972 и т.п.), хотя и, не по всему жизненному циклу продукции. Имеются, публикации, в которых делаются попытки описать, этапы такого цикла. Таким образом, возможна ситуация когда требование процессного подхода в какой то мере уже выполнялось или выполняется в организации, но это не являлось объектом внимания  системы менеджмента качества с позиций 1994г.

 

  2.1.5 Таким образом, можно сделать следующие выводы:

 

   -  система менеджмента организации должна соответствовать требованиям, предъявляемым к системе менеджмента качества и другим системам;

Информация о работе Действия по улучшению системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000