Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизмов управления качеством торговых услуг с использованием показателей качества и их оценки. Отсюда предметом курсовой является качество торгового обслуживания. В качестве объекта взят магазин спортивных товаров «Манарага» города Екатеринбург.
Для достижения поставленной цели в ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
– определить понятие «качество торговых услуг»;
– провести обзор основных подходов к формированию системы управления качеством торговых услуг, определению показателей качества
– провести оценку качества торгового обслуживания на примере магазина спортивных товаров «Манарага» на основе системы показателей качества, рассмотренных в ходе теоретической проработки.
Новизна ассортимента —
способность удовлетворять
Устойчивость ассортимента — способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует анализа данных о реализации товаров и поступлений. Устойчивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчивости (Ку). Коэффициент устойчивости (Ку) — это отношение количества видов, разновидностей, наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом, к общему количеству товаров тех же однородных групп. Устойчивость связывается со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможности реализации товаров. Поэтому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.
Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем, наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.
Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Коэффициент рациональности – средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости. [12, c. 1]
Таблица 2 – Показатели ассортимента товаров.
Наименование и условные обозначения |
Расчет показателей | |
Свойства |
Показатели | |
Полнота (П) |
Действительная полнота (Пд) Базовая полнота (Пб) Коэффициент полноты (Кп) |
Пд = Д однородной группы товаров Пб = Б однородной группы товаров Кп = Пд / Пб * 100% |
Широта (Ш) |
Действительная широта (Шд) Базовая широта (Шб) Коэффициент широты (Кш) |
Шд = Д Шб = Б Кш = Шд / Шб * 100% |
Новизна (Н) |
Степень (коэффициент) обновления (Кн) |
Кн = Н / Ра |
Устойчивость (У) |
Коэффициент устойчивости (Ку) |
Ку = У / Ра |
Структура (С) |
Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i) |
Сi = Ai / З |
Ассортиментный минимум (Ам) |
Показатель ассортиментного минимума (Ам) |
Ам = М |
Рациональность (Р) |
Коэффициент рациональности (Кр) |
Кр= (Кш*вш+Кп*вп+ +Ку*ву+Кн*вн)/4 |
Расшифровка условных обозначений:
Б — базовое количество видов, разновидностей, наименований товара.
Д — количество видов, разновидностей, наименований, имеющихся в продаже.
Ai — количество отдельного товара в денежном или натуральном выражении.
3 — суммарное количество
всех товаров, имеющихся в
М — минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль торгового предприятия.
У — количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом.
Н — количество новых видов и наименований товаров.
вш, вп, ву, вн — коэффициенты весомости показателей полноты, широты, новизны, устойчивости.
Ра – общее количество видов, разновидностей и наименований товаров.
Второй показатель «Соблюдение технологии обслуживания покупателей» характеризует соответствие фактической технологии обслуживания той, которая предусмотрена согласно типу, стандарту, лицензией и т.д. Содержание операций по торговому обслуживанию зависит от ассортимента товаров, форм продажи и дополнительных услуг, предоставляемых покупателям, от состояния материально-технической базы магазина и других факторов. Рассмотрим в качестве примере общую схему торгового обслуживания покупателей в магазинах:
Показателем технологии обслуживания покупателей является коэффициент соответствия, определяющий степень соответствия фактической последовательности торгового обслуживания технологии, выбранной в качестве базовой (рациональной). Показателями соответствия так же являются:
– число фактов нарушения установленных правил продажи товаров (по соответствующим актам) в определенном периоде,
– число фактов нарушения установленного порядка торговли (по соответствующим актам) в определенном периоде,
– отсутствие фактов нарушения режима работы в определенном временном периоде.
Основополагающими требованиями рациональной технологии являются: своевременность приемки товаров, тщательность подготовки их к продаже, рациональность размещения в соответствии с особенностями товаров, пополняемость товарного запаса в соответствии со спросом покупателей, соблюдение условий хранения и продажи товаров, организация доставки товаров покупателю.
Третий показатель «издержки потребления» отражают затраты времени покупателя на приобретение товара. Их можно классифицировать следующим образом: затраты времени на дорогу в магазин и обратно; затраты времени на повторное посещение магазина или других магазинов в случае отсутствия необходимого товара; затраты времени на ожидание, ознакомление, с товаром и его отбор, расчет за покупку и получение выбранного товара.
В литературе [4, c. 5] приводится следующая формула (1) для определения издержек потребления, определяемых через затраты времени покупателей на приобретение товаров:
Т = tn + to
где T – общее время, затрачиваемое покупателем на совершение покупки; tn – время в пути (до магазина и обратно); to – время торгового обслуживания (или время нахождения внутри магазина).
В конкретном магазине затраты времени покупателей связаны с ожиданием обслуживания, степенью соблюдения режима работы, наличием товара, организацией торгово-технологических процессов, уровнем организации труда продавцов, кассиров и других категорий работников.
Чем шире ассортимент, тем больше времени занимают ознакомление с ассортиментом и выбор товара. Вместе с тем по мере улучшения технических средств рекламы, расширения организационных форм показа товара, повышения качества консультаций время, затрачиваемое на выбор товара, уменьшается. Множество конфликтных ситуаций возникает из-за длительного пребывания покупателей в очередях. Как показывают исследования, люди, находясь в очередях более пяти минут, становятся раздражительными, а те, кто не имеет запаса времени, покидают магазин, не совершив нужной покупки. В результате покупатель теряет время, а магазин доходы, что снижает прибыльность магазина.
Четвертый показатель «оценка активности продажи товаров и профессионального мастерства работников» в виде некоторого численного измерителя затруднительна. При оценке предлагается оценивать следующие показатели:
– знание продавцом товара, его полезности;
– знание правил эксплуатации товара и способов потребления;
– понимание психологии покупателей;
– искусство демонстрации и предложения товаров;
– умение рекламировать товар и предложить сопутствующие и взаимозаменяемые товары;
– скорость обслуживания;
– вежливость и уважение по отношению к покупателю.
Оценка может проводиться экспертным и расчетно-аналитическими методами. Примером оценки экспертным методом относительный показатель, определяемый соотношением (2):
Км = Σ(по i) Оi * вi / Σ(по i) О maxi * вi (2)
где Км – коэффициент активности продажи товаров и профессионального мастерства работников; i – номер показателя, по которому производится оценка; вi – вес показателя в общей оценке; Оi – значение экспертной оценке в баллах; О maxi – максимально возможная оценка по i-му показателю в баллах.
Расчетно-аналитическим
методом профессионализм
– удельный вес работников, имеющих специальное образование, в общей численности персонала торгового зала,
– средний стаж работы в торговле персонала торгового зала,
– количество жалоб покупателей на невнимательное или грубое обращение персонала в определенном периоде.
Пятый показатель «торговая реклама и обеспечение информацией» необходимы для помощи покупателю в выборе товара или услуг, ориентации в торговом зале. Информация о правилах продажи товаров, их размещении, ценах, полезности, получение необходимой покупателю консультации оказывают помощь покупателю не только в выборе товаров, но и способствуют сокращению издержек потребления.
Показателями организации торговой рекламы и информации могут являться:
– качество оформления витрин,
– оформления товаров,
– наличие аннотаций на товары,
– правильное оформление ценников,
– общее число видов информации для покупателей о качестве, свойствах и способах использования отдельных товаров,
– наличие системы указателей размещения отделов, секций, товарных групп, касс, пунктов оказания услуг,