Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, курс лекций
ЯПОНСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.
Была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:
1. Узнать запросы потребителей
2. Узнать, что будут покупать потребители
3. Определить затраты, необходимые для достижения качества
Концепция обновленных кружков качества
Деятельность обновленных кружков качества
Дерево целей обновленных
Поскольку
деятельность обновленных кружков
качества развертывалась по всей компании,
был сделан упор на проработку четырех
моментов:
Организационная структура обновленных кружков качества
Работа
обновленных кружков качества на
текущий момент
Японская
система управления качеством на производстве
ориентирована на
принимать дефектную продукцию с предыдущей
операции;
создавать условия для появления дефектов;
передавать дефектную продукцию на следующую
операцию;
вносить изменения в технологию;
повторять ошибки.
ПРОГРАММА «ПЯТЬ НУЛЕЙ»
Just-in-time (Точно
в срок)
Термин «точно-в-срок» (just-in-time — JIT) используется по отношению к промышленным системам, в которых перемещение изделий в процессе производства и поставки от поставщиков тщательно спланированы во времени — так, что на каждом этапе процесса следующая (обычно небольшая) партия прибывает для обработки точно в тот момент, когда предыдущая партия завершена. Отсюда и название just-in-time (точно в срок, только вовремя). В результате получается система, в которой отсутствуют любые пассивные единицы, ожидающие обработки, а также простаивающие рабочие или оборудование, ожидающие изделия для обработки.
Явление «точно-в-срок» (JIT) характерно для производственных систем, которые функционируют с очень небольшим «жировым запасом» (например, излишние материальные запасы, избыток рабочей силы, излишние производственные площади). JIT относится к распределению во времени движения через систему деталей и материалов, а также услуг. Компании, использующие подход JIT обычно имеют значительное преимущество перед своими конкурентами, которые используют более традиционный подход. У них ниже стоимость производства, меньше брака, выше гибкость и способность быстро предоставлять на рынок новые или усовершенствованные товары.
Подход «точно-в-срок» был разработан в японской автомобильной компании Toyota. Его автор — Тайиши Оно (который в конечном счете стал вице-президентом компании по производству) и несколько его коллег. На то, что JIT была разработана именно в Японии, вероятно, повлиял факт, что Япония является перенаселенной страной с очень ограниченными природными ресурсами. Неудивительно поэтому, что японцы очень чувствительны к пустым тратам материалов, времени и средств, и к неэффективности труда. Они расценивают брак и исправления дефектов как необоснованные затраты, а запасы — как зло, потому что они занимают пространство и связывают ресурсы.
Широко распространено мнение,
что система JIT — это просто соответствующее
планирование производства, результатом
которого является минимальный уровень
незавершенного производства и материальных
запасов. Но в сущности, JIT представляет
собой определенную философию, которая
охватывает каждый аспект производственного
процесса, от разработки до продажи
изделия и послепродажного
В системах JIT, качество «встроено»
как в изделие, так и в производственный
процесс. Компании, которые используют
систему JIT, достигли такого уровня качества,
которое позволяет им работать с
небольшими производственными партиями
и плотным графиком. Эти системы
имеют высокую надежность, исключены
главные источники
Система снабжения "Точно в срок"
Преимущества систем «точно-в-срок»
Главная цель производственной
системы "точно в срок" —
обеспечить гибкую перестройку производства
при изменении спроса. (Касается
это спроса на детали на последующих
производственных участках или спроса
рынка на готовую продукцию —
не имеет принципиального
"Традиционная" система
оперативного планирования
Вместе с тем система
"точно в срок" построена
на прямо противоположном подходе.
Ритм работы, объем и номенклатуру
находящихся в производстве деталей
и узлов определяет не заготовительный
участок (первое звено всей производственной
цепочки), а лишь участок общей
сборки, т. е. последнее звено
На практике это означает, что продукция изготовляется как раз к моменту реализации: готовые автомобили — к моменту продажи, комплектующие детали и узлы — к моменту сборки готового изделия, отдельные детали — к моменту сборки узлов, материалы — к моменту изготовления деталей.
Известны различные
"Канбан" — это сопроводительная карточка в прямоугольном пластиковом конверте. В основном используются два вида карточек — отбора и производственного заказа.
В карточках отбора указываются вид и количество изделий, которые должны поступить с предыдущего участка, в карточках производственного заказа — вид и количество продукции, которая должна быть изготовлена на предшествующей технологической стадии.
СИСТЕМА «КАНБАН»
СИСТЕМА "КАНБАН" - СИСТЕМА
управления производством и снабжением,
разработанная в Японии (фирмой "Тоета")
с использованием методов логистики. Основными
принципами функционирования системы
являются своевременная поставка продукции
заказчику, усиленный контроль за качеством
продукции на всех этапах производства,
тщательная наладка оборудования, исключающая
выпуск брака, сокращение числа поставщиков
комплектующих изделий, максимальное
приближение предприятий смежников к
месту расположения головного, как правило,
сборочного завода.
Схема производственного цикла и работы системы Канбан
Этапы создания
системы Канбан на предприятии
Этапы создания
системы Канбан на предприятии
Этапы создания
системы Канбан на предприятии