Эстетические показатели характеризуют
информационную выразительность, рациональность
формы, целостность композиции, совершенство
производственного исполнения, стабильность
товарного вида (характеристики художественных
стилей, оттенков, запахов, гармоничности
и т.д.).
- Эстетические показатели характеризуют эстетические свойства продукции:
- информационную выразительность (знаковость, в том числе товарный знак, оригинальность, стилевое соответствие и др.),
- рациональность формы (функционально-конструктивная приспособленность, целесообразность),
- целостность композиции (организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, колорит и др.),
- совершенство производственного исполнения и товарного вида (тщательность покрытия и отделки поверхности, чистота выполнения сочленений, округлений, четкость исполнения фирменных знаков, устойчивость к повреждениям).
- Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.
Эстетичность – комплексное качество, воздействующее
на чувственное восприятие человеком
продукции с точки зрения ее внешнего
вида. Менее эстетичный товар утомляет
человека, абстрагирует его внимание от
процесса трудовой деятельности, подавляет
его психическое состояние. В итоге ухудшается
употребление изделия во времени, увеличивается
брак в процессе труда, уменьшается его
продуктивность. Эстетичность определяется
такими простыми признаками, как форма,
гармония, композиция, стиль и т. д.
Конструирование
современных изделий должно происходить
при следовании эстетическим требованиям,
которые предписываются к ним
в результате повышающихся требований
потребителей, стремящихся внести в
свой быт красоту окружающих его
изделий, жить и работать в красивых,
светлых и чистых помещениях, пользоваться
удобной мебелью и комфортным
оснащением.
Придание объекту
модного, красивого внешнего вида, строгих
оттенков цвета, подчеркнутого стиля,
соблюдение эстетических требований и
пр. не только не противоречит предъявляемым
к объекту требованиям, а напротив,
подчеркивает старание построить наиболее
целесообразную и экономичную установку.
Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования в продукции стандартных и унифицированных составных частей, а также уровень ее унификации по сравнению с другими изделиями.
К ним относятся: коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент межпроектной унификации, унификация группы изделий и др.
Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту.
К патентно-правовым относятся показатели: патентной защиты, патентной чистоты, территориального распространения. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.
ПОКАЗАТЕЛИ
СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ
Показатели стандартизации
и унификации – показатели, которые
отражают степень применения стандартных,
унифицированных и неповторимых компонентов
в составе продукта.
Показатели стандартизации
и унификации характеризуют насыщенность
товара стандартными, унифицированными
элементами, которыми являются входящие
в него компоненты, узлы, конструкции,
приборы, агрегаты, комплекты и комплексы.
К показателям
стандартизации и унификации относятся:
- 1) коэффициент применяемости;
- 2) коэффициент повторяемости составных частей изделия;
- 3) коэффициент унификации изделия или изделий;
- 4) коэффициент нового оригинального конструирования;
- 5) коэффициент серийности;
- 6) коэффициент экономической эффективности стандартизации объекта;
- 7) коэффициент межпроектной унификации комплектов конструкции изделия.
ПОКАЗАТЕЛИ
ПАТЕНТНОЙ ЗАЩИТЫ И ПАТЕНТНОЙ
ЧИСТОТЫ
- Патент – государственное свидетельство, выдаваемое изобретателю, удостоверяющее его авторство и обеспечивающее правовую защиту изобретений, которые удовлетворяют показателям патентоспособности.
- Патент выдается на определенный срок и требует поддержания в виде ежегодной его оплаты патентовладельцем в пользу государства патентодателя. Срок действия патента может быть продлен по согласованию сторон.
- Патентная защита – юридическая защита права авторства, предпринимательской деятельности, предусматривающая оформление по закону и выдачу патентного документа на изобретение, хозяйственную деятельность.
- Патентная чистота – юридически закрепленная возможность свободно использовать технический объект в данной стране без угрозы нарушения действующих на его территории патентов. В другом государстве этот объект может стать «нечистым», если он попадет под действие выданного в этой стране другому лицу патента или авторского свидетельства на подобный объект. Патентная чистота определяется в процессе патентной экспертизы.
- Патентная экспертиза – часть процесса патентования, определяющая патентную чистоту и патентоспособность объекта изобретения.
- Патентоспособность изобретений – наличие в составе изобретения значительной новизны, которая увеличивает эффективность использования изобретения по сравнению с подобными изобретениями, удовлетворяющим условиям патентно—правовой защиты.
ПОКАЗАТЕЛИ
ПАТЕНТНОЙ ЗАЩИТЫ И ПАТЕНТНОЙ
ЧИСТОТЫ
- Алгоритм проведения патентных исследований:
- 1) разработка заданий на проведение каких—либо изобретений;
- 2) разработка правил и установление сроков поиска информации;
- 3) поиск и отбор патентной и другой необходимой для данного изобретения информации;
- 4) обобщение итогов изобретения и составление отчетов в соответствии с целями изобретения. В соответствии со спецификой какой—либо отрасли данный алгоритм может видоизменяться.
- Патентные исследования – исследования уровня и ориентаций развития объектов какой—либо отрасли, их патентоспособности и патентной чистоты в целях получения основополагающих сведений для создания конкурентоспособного изобретения, результативного применения современных научных открытий, исключение неправомерного повтора исследований и разработок.
ПОКАЗАТЕЛИ
ПАТЕНТНОЙ ЗАЩИТЫ И ПАТЕНТНОЙ
ЧИСТОТЫ
- Показатель патентной защиты – показатель, характеризующий количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии (в т. ч. и сформированных при его разработке), т. е. определяет уровень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими правами в стране и патентами за границей с учетом важности некоторых технических решений.
- Показатель патентной чистоты – показатель, характеризующий возможность свободной реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.
- При определении показателя патентной чистоты продукции нужно учитывать, что изделия, производимые для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного права, выданные в Российской Федерации (СССР), а товары, которые могут стать экспортируемыми, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в государствах—экспортерах
Экологические показатели характеризуют уровень
вредных воздействий на окружающую среду,
возникающих при эксплуатации или потреблении
продукта.
- К ним относятся:
- физические (механические – уровни пылевыделения, уплотнения почвы, шума, ультразвуковых колебаний; электромагнитные – уровни радиопомех, биологической активности электромагнитного поля и др.; радиационные – уровни излучаемости альфа-, бета- и гамма-частиц),
- химические (содержание токсичных веществ, выбрасываемых в окружающую среду, коэффициент сохраняемости токсичных веществ и др.),
- микробиологические (уровень патогенности и вирулентности микроорганизмов, выделяющихся из препаратов микробиологического синтеза, и др.).
- Учет экологических показателей должен обеспечить: ограничение поступлений в природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, не превышающих предельно допустимые концентрации; сохранение и рациональное использование биолог<sp