Лекции по "Управлению качеством продукции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:50, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Основные категории, понятия и показатели качества.
Тема 2. Основные методы управления качеством.
Тема 3. Комплексный подход к повышению качества продукции.
Тема 4. Эволюция систем управления качеством

Файлы: 1 файл

Upr_kach_lek.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Основные категории, понятия и показатели качества.

                          

1. Роль качества  продукции в рыночной экономике

Повышение качества продукции – объективная закономерность развития предприятия

Проблема повышения  качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Проблема качества зародилась и проявилась с развитием общественного производства.  На первых порах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы немногочисленных потребителей. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества.

Можно отметить следующие аспекты  качества.

Национальный  аспект. Он проявляется присущим той или иной нации образом мышления в области качества. Так, если американский практицизм ориентирует фирмы на управление качеством с целевой функцией максимальной прибыли, то для японских фирм характерны установки на увеличение доли фирмы на рынке, даже если это будет связано с первоначальными потерями части возможной прибыли.

Политический  аспект. Поскольку качество определяет конкурентоспособность фирм, и, в конечном счете,  стран, оно, естественно, влияет на уровень доходов населения, уровень безработицы и, следовательно, на политическую ситуацию внутри страны, на международный политический статус государств.

Технический аспект. Уровень развития техники и качество создаваемых человеком объектов – взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создает мощную основу для совершенствования качества продуктов. С другой стороны, более высокого качества продукция, услуги, системы информационных и транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности создают лучшие предпосылки для ускорения научно-технического прогресса.

 Социальный  аспект. Данный аспект также следует рассматривать с двух позиций. Высокое качество как компонент потребностей, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, разумеется, влияет на социальную среду, социальный статус государства. Как правило, понятие «развитая страна» отождествляется с ее возможностями производить конкурентоспособную продукцию и высоким среднестатистическим уровнем нации. В то же время социальный уровень человека влияет на качество его труда. Уровень культуры производителей – это показатель их потенциальных возможностей в области качества. Можно утверждать, что высококачественные продукты человеческого труда есть творения высокой культуры. Неспроста японцы считают, что высококачественный продукт, созданный трудом человека, своего рода произведение искусства.

Экономический аспект. Качество напрямую связано с экономикой. Повысить качество – это значит, из того же количества сырья и материалов сделать большее количество продукции. Практически все решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством связаны с экономическими затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия экономическому эффекту. Поэтому качество должно рассматриваться, прежде всего, как экономическая категория.

Моральный аспект. Американский ученый Джозеф М. Джуран считает, что любое предприятие включает в себя два: первое – полезное, которое выпускает качественную продукцию, приобретаемую потребителями, и второе – впустую расходующее все виды ресурсов и выпускающее брак («второй завод Джурана»). Если учесть, что некачественный труд приводит к излишним затратам ресурсов, энергии, к неудовлетворенности и материальным потерям клиентов, то можно сделать вывод о том, что такой труд аморален.

Рассмотренные аспекты  качества показывают сложность проблемы управления качеством и важность их решения в комплексе.

 

Эффект от повышения  качества продукции

Для изготовителей  продукции:

  • Лучше используются ресурсы
  • Сокращаются потери от брака и рекламаций
  • Увеличиваются доходы от реализации продукции повышенного качества
  • Увеличиваются фонды экономического стимулирования за счет роста прибыли
  • Моральное удовлетворение коллектива предприятия.

Для потребителей продукции:

  • Спрос удовлетворяется меньшим количеством изделий повышенного качества
  • Расширяется и обновляется ассортимент изделий
  • Сокращаются затраты в процессе эксплуатации продукции
  • Создаются более благоприятные условия труда в сфере потребления
  • Более полно удовлетворяются потребности населения
  • Для государства:
  • Расширяются экспортные возможности и валютные потребления
  • Увеличивается народно-хозяйственный эффект на единицу затрат
  • Ускоряется НТП в промышленности

 

2. Основные  категории и понятия.

В среде специалистов существует большое число определений  качества. Понятие качества развивалось  исторически.

  • Аристотель (Ш в. до н. э.): Различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший – плохой»;
  • Гегель (XIX в. н. э.): Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество;
  • Уолтер Шухарт (1931 год): качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь хороша);
  • Каору Исикава (1950 год): Качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителей;
  • Дж. Джуран (1979 год): Пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона – степень удовлетворения потребителя;
  • ГОСТ 15467 – 79: Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
  • Международный стандарт ИСО-8402-94: Качество продукции – совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Под свойством продукции понимается ее объективная особенность, проявляющаяся при производстве, эксплуатации или потреблении.

Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным свойствам относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество.

Потребительские свойства продукции характеризуют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.

Количественная характеристика свойств называется показателем качества продукции.

Признак классификации

Типы показателей

1

Отношение к свойствам продукции

1.1 Назначения

1.2 Надежности

1.3. Технологичности

1.4 Эргономические

1.5. Эстетические

1.6. Стандартизации

1.7. Патентно-правовые

1.8. Экономические

2      

Количество  отражаемых свойств

2.1 Единичные

2.2 Комплексные

2.3. Интегральные

3

Метод определения

3.1 Инструментальные

3.2 Расчетные

3.3 Статистические

3.4 Органолептические

3.5 Экспертные

3.6 Социологические

3.7 Комбинированные

4

Стадия определения

4.1 Проектные

4.2 Производственные

4.3 Эксплуатационные

4.4 Прогнозируемые

5

Размерность отражаемых величин

5.1 Абсолютные

5.2. Приведенные

5.3 Безразмерные

6.

Значимость при оценке качества

6.1 Основные

6.2 Дополнительные


 

В практической деятельности термин «объект» обычно заменяется термином «продукция».

Продукция представляет собой результат процесса (процессов) или какой-либо деятельности. Она может быть материальной (товары) и нематериальной (услуги).

Обеспечение качества – планируемые и систематически выполняемые организацией-производителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям.

Сертификация  – процедура, дающая письменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям (стандартам).

 

3. Основные  показатели качества 

По количеству характеризуемых свойств все показатели качества делятся на единичные, комплексные, определяющие и интегральные.

Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (например, скорость, потребляемая мощность и др.)

Комплексные показатели качества характеризуют совокупность нескольких свойств продукции (например, надежность: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость).

Таблица 1.1 

Интегральные  показатели качества – выражаются через соответствующую сумму экономических и технических показателей (например, общий полезный эффект от эксплуатации продукции, общие затраты на создание и эксплуатацию изделия и др.).

Разновидностью комплексного показателя качества является интегральный показатель качества. Это комплексный показатель качества, отражающий отношение полезного суммарного эффекта от использования объекта по назначению (П) к затратам на создание (Зс) и затраты на эксплуатацию (Зэ).

                                                                     П

                                                      И = --------------

                                                                 Зс + Зэ

                             

Показатели качества весьма разнообразны, поэтому для  каждого вида продукции должна быть выбрана соответствующая номенклатура показателей, наиболее полно характеризующая ее качество.

Примером комплексного показателя качества может служить  коэффициент готовности, который  позволяет одновременно характеризовать  и безотказность, и ремонтопригодность изделия. Он определяется по формуле:

                                                                         Т

                                               Кг = -----------,

                                                         Т + Тв

где Т – средняя  наработка на отказ;

Тв – среднее время восстановления.

Пример:  Пусть циклы работы изделия распределены во времени, как показано на рисунке.

 

                 Т1             Тв1           Т2                 Тв2                       Т3                           Тв3



 

 

Рис. 1.2. Циклы работы изделия

 

При этом: Т1 = 10 ч, Т2 = 12 ч,  Т3 = 20 ч – периоды использования  изделия по назначению,  а  Тв1 = 1 ч, Тв2 = 2 ч,  Тв3 = 3 ч – периоды  восстановления его работоспособности. Тогда:

 

 

 

                                                                 Т1 + Т2 + Т3             42

Средняя наработка  на отказ: Т = --------------------- =   ------ = 14 ч;

                                                                        3                          3

 

                                                                     Тв1 + Тв2 + Тв3      6

Среднее время  восстановления:  Тв =  --------------------  = ----  = 2 ч;

                                                                               3                     3

 

следовательно,                                                14

                                                             Кг = ---------- = 0,875

                                                                       14 + 2

 

Комплексный показатель Кг = это вероятность готовности изделия в нужный момент.

 

4. Комплексная оценка уровня качества объекта

Уровень качества объекта – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству базового объекта.

Базовый показатель качества – показатель качества объекта, принятого за эталон при сравнительных оценках качества.

 

1. Определение  цели оценки.

Целью оценки уровня качества может быть аттестация, оптимизация, техническое задание, решение о  покупке и т.д.

2. Выбор  номенклатуры единичных показателей  качества.

3. Определение значений единичных показателей качества базового и оцениваемого  объекта.

За базовые значения единичных показателей качества могут быть приняты показатели, представляющие национальный или мировой уровень  качества.

4. Определение  относительных единичных показателей.  Относительный единичный показатель качества определяется по формуле:

                                                         Pi    

Информация о работе Лекции по "Управлению качеством продукции"