Лекции по "Управлению качеством продукции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:50, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Основные категории, понятия и показатели качества.
Тема 2. Основные методы управления качеством.
Тема 3. Комплексный подход к повышению качества продукции.
Тема 4. Эволюция систем управления качеством

Файлы: 1 файл

Upr_kach_lek.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из рассмотренной  модели, ее итогом на первом этапе явился тотальный контроль качества.

 

Основу концепции обеспечения  качества первого этапа можно  сформулировать так:

  • потребитель должен получать только годные изделия;
  • основные усилия должны быть направлены на итоговый контроль качества.

 

Проблема «Стоимость – эффективность» в управлении качеством

Воплощение в жизнь  этой концепции привело к резкому  возрастанию затрат на контроль качества (в высокотехнологичных отраслях численность контролеров составила 30 – 40% от численности производственных рабочих), т.е. в рамках этой концепции повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение. Иначе говоря, цели повышения эффективности производства и повышения качества изделий вступили в противоречие (смотри рисунок).

 

 

 

    

 

 

 

Модель системы  управления качеством Эттингера - Ситтига

 

                   

 С 20-х годов 20-го века начались попытки если не разрешить, то хотя бы ослабить указанное противоречие первого этапа. В мае 1924 г. сотрудник  фирмы «Вестерн Электрик» (США) доктор Шухарт предложил контрольные карты и соответствующие статистические методы, которые позволили сосредоточить усилия не на конечном контроле качества, а на контроле техпроцессов.

В это же время росло  понимание того, что каждый производственный процесс имеет определенный процент выхода годных изделий, который определяется всей совокупностью деятельности предприятия, организации труда, управления. Учитывая это обстоятельство, а также усиление конкуренции ведущие предприятия в 50-х годах начали применять концепцию непрерывного управления качеством.

Итог второго этапа  развития систем качества может характеризоваться  моделью Эттингера – Ситтига, которая графически изображается кругом, разделенным на восемь секторов. В  восьми секторах указаны специальные функции управления предприятием (изучение спроса, формулирование целей, конструирование изделий, планирование производственных процессов, производство, распределение, послепродажное обслуживание потребителей, эксплуатация изделий).

 

Модель системы управления качеством Д. Джурана.

Дальнейшее развитие модели систем управления качеством  продукции получили в трудах американского  специалиста Д. Джурана.

Его модель представляет собой восходящую спираль, а не замкнутый  треугольник или круг. Такая спираль отображает непрерывное формирование и улучшение качества продукции. Модель Джурана включает в себя четырнадцать этапов:

    1. обследование рынка;
    2. составление проектных заданий;
    3. проектно-конструкторские работы;
    4. разработка ТУ на производственные процессы;
    5. разработка техпроцессов и подготовка производства;
    6. приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента и установление связи с поставщиками;
    7. изготовление инструмента, приспособлений, КИП и А;
    8. производство изделий;
    9. технический контроль в процессе производства;
    10. технический контроль готовых изделий;
    11. испытание изделий;
    12. сбыт;
    13. техобслуживание в процессе использования;
    14. обследование рынка.

                      

                                      

Рис. 4.4 Модель Д. Джурана

14 принципов  совершенствования качества Э.  Деминга

В 30-е годы в менеджменте  возникла «школа человеческих отношений», которая немедленно была воплощена  и в управление качеством. Эдвардс  Деминг предложил для менеджеров  следующие 14 принципов совершенствования качества:

  1. Соблюдайте постоянство целей.
  2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем.
  3. Откажитесь от повсеместного контроля.
  4. Откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.
  5. Постоянно совершенствуете систему производства и обслуживания.
  6. Практикуйте в организации наставничество и обучение.
  7. Внедрите современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным.
  8. Устраните страх: спо<span class="dash041e_0431_044b_04

Информация о работе Лекции по "Управлению качеством продукции"