Лекции по "Управлению качеством продукции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:50, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Основные категории, понятия и показатели качества.
Тема 2. Основные методы управления качеством.
Тема 3. Комплексный подход к повышению качества продукции.
Тема 4. Эволюция систем управления качеством

Файлы: 1 файл

Upr_kach_lek.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

                                                qi = ------ , где:

                                                        Piб

qi   -   относительный единичный показатель качества;

Pi  - численное значение i - го единичного показателя качества оцениваемого объекта;

Piб  -  численное значение  i – го показателя качества базового объекта.                              

     5. Определение весовых коэффициентов.

Различные свойства объекта  по-разному влияют на его качество в целом. Например, точность хода часов, значительно важнее с точки зрения их качества, чем чистота полировки  поверхности. Следовательно, и показатели качества, и относительные показатели качества должны учитываться при определении комплексного уровня качества объекта с определенными поправками – так называемыми весовыми коэффициентами  аi.

6. Выбор  метода свертывания относительных  единичных показателей.

Свертывание показателей  качества (комплексирование) – их объединение (агрегирование), осуществляемое по тому или иному закону.

                            Q = f (n, qi, аi),

Где Q – комплексный обобщенный показатель, характеризующий качество продукции;

n – число оцениваемых показателей качества;

qi – относительный i – й показатель качества изделия;

аi – коэффициент весомости i-го единичного показателя качества Pi;

f (...) – применяемая функция.

7. Оценка  уровня качества.

После выбора метода свертывания, переходят к вычислениям комплексного показателя уровня качества Q.

8. Принятие  решения.

Это заключительный этап, логически вытекающий из цели оценки. Если результат не соответствует  техническому заданию, то принимаются  меры по проведению дополнительных НИОКР, затем повторная оценка.

 

Пример. Для оценки технического уровня качества часов используется оценочное число Q, которое вычисляется по формуле:

Q = a1q1 + a2q2 + a3q3, где

q1 – относительный показатель изохронной погрешности P1 (определение точности хода при различной величине завода часов);

q2 – относительный показатель позиционной погрешности Р2 (определение точности хода при различном пространственном положении часов);

q3 – относительный показатель температурной погрешности;

а1, а2, а3 – весовые  коэффициенты, определенные экспертным методом  и равные 0,12; 0,08 и 0,8 соответственно;

Пусть у оцениваемого изделия: Р1 = 0,12 с/сут.; Р2 = 0,15 с/сут.; Р3 = 0,3 с/сут., а у базового образца: Р1б = 0,18 с/сут.; Р2б = 0,17 с/сут.; Р3б = 0,28 с/сут.

 

                           Р1            0,12

Тогда:    q1 = -------- = ----------- = 0, 66;

                          Р1б          0,18

 

                          Р2          0,15

               q2 = -------- = ----------- = 0, 88;

                          Р2б        0,17

                                                 

                             Р3          0,3

                q3 = -------- = ----------- = 1,07.

                            Р3б        0,28

Определим комплексный показатель, характеризующий технический уровень  оцениваемых часов: Q = а1q1 + a2q2 + a3q3 = 0,12 x 0, 66 + 0,08 x 0,88 + 0,8 x 1,07 = 0,08 + 0,07 + 0,9 = 1,05, т.е. технический уровень оцениваемых часов выше технического уровня базового образца.

 

Обеспечение качества – это совокупность способов, методов и действий, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга, удовлетворяет опредделенным требованиям к качеству.

Управление качеством – действия, использующие методы и виды деятельности оперативного характера в целях удовлетворения требований к качеству.

Принципы управления качеством: принцип целенаправленности, принцип системности и принцип непрерывности.

Политика в  области качества – основные направления, цели и задачи в области качества. .

 

Тема 2. Основные методы управления качеством

Для наиболее полного представления  методов и средств управления качеством применяемые в методической и учебной литературе подходы  к систематизации могут быть объединены и дополнены (рис. 1, 2). К средствам управления качеством отнесены орудия, предметы, совокупность приспособлений для осуществления менеджмента качества: оргтехника, банки нормативной документации, средства связи и метрологии и т.д., а также управленческие отношения — отношения субординации и координации.

  
Классификация средств и методов  управления качеством

  
Классификация методов управления качеством

 

Методы управления качеством — способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Наряду с отдельными методами выделены представляющие их комбинации комплексные методы, а также теоретические основы, концепции и системы. В отличие от комплексных методов, концепции и системы предполагают не только применение определенного набора методов, но и реформирование подхода к управлению организацией.

Отдельные методы полезно классифицировать по объекту воздействия: информация, социальные системы, оборудование. Последние  связаны с особенностями конкретного  производственного процесса, включают методы измерений, настройки и др. Управление социальными системами, как правило, подразделяется на экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.

Экономические методы управления подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством. К таким методам могут быть отнесены:

  • финансирование деятельности в области управления качеством;
  • хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;
  • экономическое стимулирование производства;
  • ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
  • применение системы оплаты труда и материального поощрения;
  • использование экономических мер воздействия на поставщиков;
  • бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг.

Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества:

  • регламентирование (функциональное, должностное, структурное);
  • стандартизация;
  • нормирование;
  • инструктирование (объяснения, разъяснения);
  • распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.).

Социально-психологические  методы влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. В области менеджмента качества к ним могут быть отнесены:

  • моральное стимулирование высокого качества результатов труда;
  • приемы улучшения в коллективе психологического климата (ликвидация конфликтов, подбор и обеспечение психологической совместимости сотрудников);
  • учет психологических особенностей членов трудовых коллективов;
  • формирование мотивов трудовой деятельности персонала, направленных на достижение требуемого качества;
  • сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;
  • способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива.

 

 «Семь основных  инструментов контроля качества» гистограмма, стратификация (расслаивание), диаграмма Парето, диаграмма рассеивания (разброса) и контрольные карты предназначены для анализа количественной информации.

1) Лист сбора данных (ЛСД) предназначен для регистрации возникающих событий, т.е. для сбора данных для последующего анализа.

Внешне ЛСД представляет собой  таблицу, заполнение которой сводится к простому добавлению в соответствующую  ячейку вертикального штриха при  наступлении того или иного события. Первые четыре события отмечаются вертикальными  штрихами, а каждое пятое - горизонтальной чертой, пересекающей первые четыре штриха. Таким образом, каждая <связка> черточек обозначает 5 событий.

Заполнение листа сбора данных - это наиболее простой из инструментов качества - нет ничего проще, чем  поставить штрих в нужной ячейке. Подсчет результатов также осуществляется довольно легко.

На рисунке приведен пример листа  сбора данных, в котором регистрировались жалобы покупателей молочной продукции  на отдельные виды несоответствий в  разные дни недели.


 

Лист сбора  данных (ЛСД)

2) Гистограмма - это диаграмма в виде столбцов, на которой графически показано изменение какой-либо величины с учетом частоты распределения.

Например,  в таблице 1 приведены данные о росте студентов-юношей в отдельно выбранной студенческой группе.

На основании этих данных можно построить гистограмму, отражающую частоту появления того или иного значения в выборке, а также диапазон рассеивания значений (в данном случае - значений роста юношей).

Таблица 1

Исходные данные для  построения гистограммы.

 Студент

Рост, см

1

170

2

163

3

162

4

183

5

173

6

171

7

180

8

172

9

185

10

177

11

179

12

176

13

179

14

172

15

169

16

190


 

Для построения гистограммы  нужно определить следующие параметры:

  1. Граничные точки.
  2. В нашем случае граничными точками будут значения 162 и 190 (минимальное и максимальное значения в выборке)
  3. Количество классов гистограммы, определяется как корень квадратный из объема выборки. 
    В нашем случае объем выборки равен шестнадцати, т.е. количество классов: sqrt (16) = 4
  4. Ширина одного класса: расстояние между граничными точками нужно разделить на количество классов. 
    В нашем случае ширина одного класса вычисляется как (190-162) / 4 =7

Теперь нужно определить границы каждого класса:

1-й класс: 162-168

2-й класс: 169-175

3-й класс: 176-182

4-й класс: 183-190

После того, как мы нанесли <сетку> гистограммы на систему  координат, нужно отметить количество событий из нашей выборки, попадающих в тот или иной класс.




 

Гистограмма

На гистограмме видно, насколько часто в нашей выборке  встречается то или иное значение.

 

3) Потоковая диаграмма - графическое отображение последовательности операций в рамках отдельного процесса, с указанием альтернативных путей развития событий в случае выполнения или невыполнения определенных условий.

 


 

Фрагмент диаграммы <Прием продукции на склад>.

 

 

4) Схема Исикавы (причинно-следственная диаграмма) показанная на рис. 5, позволяет формализовать и структурировать причины возникновения того или иного события, например, - появления несоответствия, а также устанавливать причинно-следственные связи.

Все возможные причины  классифицируются по принципу <5М>:

  1. Man (Человек) - причины, связанные с человеческим фактором
  2. Machines (Машины, оборудование) - причины, связанные с оборудованием
  3. Materials (Материалы) - причины, связанные с материалами
  4. Methods (Методы) - причины, связанные с технологией работы, с организацией процессов
  5. Measurements (Измерения) - причины, связанные с методами измерения.

Исследуемое событие  изображается в правой части схемы, символизируя корень древовидной диаграммы, которая строится справа от обозначения события. Горизонтально, от корня диаграммы до левого края листа, наносится центральная ось диаграммы, похожая на ствол дерева. К центральной оси диаграммы К. Исикавы примыкают пять ветвей, каждая из которых соответствует своему классу причин, или своему <М>.

Информация о работе Лекции по "Управлению качеством продукции"