Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:08, контрольная работа
В настоящее время в результате глобальных перемен произошедших в результате развития нашей страны и перехода к рыночной экономике, возникает необходимость разработки новой системы формирования и развития кадрового потенциала управления, так как эффективное функционирование предприятия в решающей степени зависит от кадров руководителей.
Введение 2
1. Методы управления творческим коллективом 3
2. Внутренняя творческая среда 12
3. Методы активизации творческого мышления 18
4. Исследование творческого потенциала сотрудников 25
4.1. Оценка эффективности управления творческим потенциалом компании 27
Заключение 29
Литература 30
- метод мозгового штурма,
- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),
- метод синектики,
- морфологический метод.
Все они были разработаны в указанном порядке:
1) метод мозгового
штурма - изобрел руководитель
2) морфологический метод - разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году;
3) метод синектики
- предложен В. Дж. Гордоном, является
усовершенствованием метода
4) ТРИЗ - начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.
Итак рассмотрим методы направленные на организацию креативной среды.
Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на следующие этапы:
- спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);
- экспертиза идей (отбор 1-2 наиболее удачных).
Недостатком метода является малая производительность при больших затратах времени.
Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей, в процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:
- прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;
- личная аналогия –
вживание в образ объекта (
- символическая аналогия
– краткое символическое
- фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.
Недостаток метода: для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.
Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей, вот некоторые их них:
ТРИЗ – эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму.
Алгоритм ТРИЗ
Шаг 1: Условия задачи |
Система для: (основная функция) |
ОФ: |
с помощью: (принцип действия) |
ПД: | |
состоит из: (состав системы) |
СС: | |
В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект № 1: |
НЭ1: | |
Вывод: |
Логическое противоречие: |
ЛП: ОФ – НЭ1 – СУ – НЭ2 |
Шаг 2: Постановка изобретательской задачи |
Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2: СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат |
Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ): |
Шаг 3: Дополнительные условия |
Определение оперативной зоны конфликта (проблемы): |
ОЗ – зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ: |
Определение оперативного времени конфликта (проблемы): |
ОВ – сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон: | |
Шаг 4: Противоречие на макроуровне |
Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть: |
СОЗ1: |
В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ: |
СОЗ2: | |
Шаг 5: Противоречие на микроуровне |
Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы: |
УОЗ1: |
Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому должны быть: |
УОЗ2: | |
Шаг 6: Идеальный конечный
результат |
Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ: |
ИКР: |
Шаг 7: Формулировка требований |
Перечислить требования к свойствам частиц, которые будут обеспечивать ОЗ системы: |
|
Шаг 8: Анализ возможностей системы |
Выявить в составе системы внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами: |
Примечания:
Система – объединение разнородных элементов, предназначенное для выполнения основной функции и создающее новое свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов.
ОФ – действие, для осуществления которого создана некая система.
ПД – закон, посредством которого система осуществляет основную функцию.
СС – элементы анализируемой системы, участвующие в осуществлении основной функции.
НЭ – вредное для
пользователя системы действие, возникающее
при выполнении ОФ; чаще всего возникает
в случае изменения системы пользователе
СУ – изменение в самой системе, в том числе, с помощью дополнительных факторов, приводящее к устранению НЭ. Если введение СУ не приводит к возникновению вредных для пользователя эффектов, то проблема решена. Но, как правило, введение СУ, устраняющего один НЭ, приводит к появлению нового НЭ и, как следствие, к логическому противоречию.
ЛП – свойство связи между двумя взаимодействующими элементами, при котором изменение одного из элементов системы в полезную для пользователя сторону вызывает нежелательное изменение другого элемента. ЛП формулируется в форме причинно-следственной связи: “если… - то… - но…”. При формулировании ЛП необходимо пользоваться конкретными формулировками, отражающими сущность происходящих явлений.
Х-элемент – некий идеальный элемент, помогающий устранить НЭ и привести к идеальному конечному результату. На первом этапе Х-элемент является фантастическим допущением, психологически снижающим сложность задачи, при этом данный элемент должен обладать вполне конкретными полезными свойствами.
ОЗ – зона, в которой происходит конфликт, приводящий к ЛП, она может совпадать или не совпадать с зоной, в которой выполняется основная функция системы.
ОВ – состоит из времени выполнения системой основной функции – Т3, предконфликтного периода – Т2 и времени конфликта Т1: Т = Т1 + Т2 + Т3.
Противоречие на макроуровне
– это противоположные
Противоречие на микроуровне
– это противоположные
Идеальный конечный результат (ИКР) – достигается в том случае, когда система сама обеспечивает присутствие между элементами таких деталей, которые способствуют выполнению ОФ системы без появления НЭ.
Для подготовки творческих результатов существуют определенные творческие методы, из которых можно выделить пять классических:
1) Эволюция - метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Наглядным примеров является история автомобилестроения или любого другого продукта технологического прогресса, где с каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте. Эволюционный метод творчества функционирует согласно следующему критическому принципу: «Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом». Творческие мыслители не разделяли идею - "как только проблема решена, она может быть забыта", или "Работает? Не трогай!". Философия творческого мыслителя состоит в том, что "нет такой вещи как несущественное усовершенствование".
2) Синтез - в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.
3) Революция – метод действует по принципу: лучшая новая идея - совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей. Например, если рассмотреть эволюцию технологии для фото- и видеосъемок, то здесь производитель не пошел по пути улучшения фото- и видеопленки, а наоборот был сделан революционный шаг в развитии с использованием цифровых технологий, и вместо пленки носителем информации становится электронный носитель.
4) Повторное использование
– данный метод заставляет
нас посмотреть на что-то
5) Смена направления
– заключается в переключении
внимания от одного ракурса
проблемы к другому, это еще
можно назвать творческой
4. Исследование
творческого потенциала
В качестве оценки творческого кадрового потенциала, на предприятии можно провести социально-психологическую диагностику, анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, управление конфликтными ситуациями, анализ профессионального потенциала, социальная адаптация работников, мотивация труда и т.д.
Направления исследований:
При проведении исследований изучается не столько наличие или отсутствие творческого потенциала и инициативы, сколько желание и возможность реализовывать их в профессиональной деятельности, а также факторы, которые могут оказывать влияние на проявление креативности. В том числе и внешние (стабильность ситуации, т.е. уверенность в завтрашнем дне, плановые выплаты заработной платы и т.п. или наоборот, например, во время реконструкции предприятия, каких-то инноваций). Таким образом при исследовании творческого потенциала сотрудников компании необходимо провести следующие исследования:
1. изучение степени
сплочённости / разобщенности в коллективе
(социально-психологический
2. определение внутреннего потенциала коллектива,
3. определение стиля
руководства трудовым
Под социально - психологическим климатом понимают общий эмоционально – динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее настроение, удовлетворённость, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных структур организации. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Одним из важных параметров социально - психологического климата является групповая сплочённость. Она показывает степень интеграции любой группы, её сплочение в единое целое.
Для анализа внутреннего потенциала коллектива применяют следующие параметры:
личностная направленность сотрудников,
их рефлексивные способности,
стиль и структура межличностных взаимодействий,