Оценка качества и управляемости технологического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Цель:
1. Узнать что такое управляемость процесса.
2. Понять элементы процесса.
Для достижения цели курсовой работы рассмотрим следующие вопросы:
1. В I- ой части определить содержание процесса, понять технологический процесс, виды техпроцессов и управляемость процесса. А также понятие, методы оценки качества.
2. Во II- ой части рассмотрим сущность, принципы процессного подхода на примере лаборатории участка очистные сооружения цеха Теплоэнерго снабжение (ТЭС) Дирекции Глинозёмного производства (ДГП) БАЗ –СУАЛ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и изучить литературу, нормативные документы по данной теме;
2. Охарактеризовать особенности, рассмотреть понятия, методы и функции управляемость процесса и оценки качества технологического процесса;
3. Изучение технологического процесса в лаборатории очистных сооружений БАЗ-СУАЛ;
4. Уметь строить упрощённая модель процесса, декомпозиция процесса, матрица ответственности по процессу, система мониторинга процесса, анализ возможных (или фактических) несоответствий процесса, блок-схема процесса, рекомендации по улучшению процесса

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие процесса 5
1.1.Процессный подход 7
1.2. Технологический процесс 9
1.3 Понятие управляемость процесса 13
1.4.Понятие- оценка качества 14
1.5.Методы оценки качества 16
2.История БАЗ 25
2.1.Очистные сооружения цеха ТЭС дирекции глинозёмного производства 27
2.2. Рабочая инструкция лаборантов химического анализа 35
Практическая часть
2.3. Упрощённая модель процесса химического анализа в лаборатории очистных сооружений ХБС цеха ТЭС ДГП 38
2.4..Анализ возможных несоответствий процесса. 39
2.5.Декомпозиция (детализация) процесса 40
2.6. Матрица ответственности 41
2.7.Упрощённая схема процесса 41
2.8.Система мониторинга процесса 42
Заключение 51
Список используемых источников 53
Приложения А 55
Приложение Б 56
Приложение В 58

Файлы: 1 файл

Курс.работа.docx

— 503.96 Кб (Скачать файл)

Технологический процесс — это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

Практически любой технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и совокупность менее сложных (в пределе — элементарных) технологических процессов. Элементарным технологическим процессом или технологической операцией называется наименьшая часть технологического процесса, обладающая всеми его свойствами. То есть это такой ТП, дальнейшая декомпозиция которого приводит к потере признаков, характерных для метода, положенного в основу данной технологии. Как правило, каждая технологическая операция выполняется на одном рабочем месте не более, чем одним сотрудником. Технологические процессы состоят из технологических (рабочих) операций, которые, в свою очередь, складываются из технологических переходов.

Технологическим переходом называют законченную часть технологической операции, выполняемую с одними и теми же средствами технологического оснащения.

Вспомогательным переходом называют законченную часть технологической операции, состоящей из действий человека и (или) оборудования, которые не сопровождаются изменением свойств предметов труда, но необходимы для выполнения технологического перехода.

Для осуществления техпроцесса необходимо применение совокупности орудий производства — технологического оборудования, называемых средствами технологического оснащения.

Установка — часть технологической операции, выполняемая при неизменном закреплении обрабатываемой заготовки или сборочной единицы.

Виды техпроцессов

В зависимости от применения в производственном процессе для решения одной и той же задачи различных приёмов и оборудования различают следующие виды техпроцессов:

  1. Единичный технологический процесс (ЕТП). Разрабатывается индивидуально для конкретной детали.
  2. Типичный технологический процесс (ТТП). Создается для группы изделий, обладающих общностью конструктивных признаков. Разработку типовых технологических процессов осуществляют на общегосударственном и отраслевом уровнях, а также на уровнях предприятия в соответствии с общими правилами разработки технологических процессов.
  3. Групповой технологический процесс (ГТП).

В промышленности и сельском хозяйстве описание технологического процесса выполняется в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании).

  • Маршрутная карта — описание маршрутов движения по цеху изготовляемой детали.
  • Операционная карта — перечень переходов, установок и применяемых инструментов.
  • Технологическая карта — документ, в котором описан: процесс обработки деталей, материалов, конструкторская документация, технологическая оснастка.

Технологические процессы делят на типовые и перспективные.

  • Типичный техпроцесс имеет единство содержания и последовательности большинства технологических операций и переходов для группы изделий с общими конструкторскими принципами.
  • Перспективный техпроцесс предполагает опережение (или соответствие) прогрессивному мировому уровню развития технологии производства.
  • Управление проектированием технологического процесса осуществляется на основе маршрутных и операционных технологических процессов.
  • Маршрутный технологический процесс оформляется маршрутной картой, где устанавливается перечень и последовательность технологических операций, тип оборудования, на котором эти операции будут выполняться; применяемая оснастка; укрупненная норма времени без указания переходов и режимов обработки.
  • Операционный технологический процесс детализирует технологию обработки и сборки до переходов и режимов обработки. Здесь оформляются операционные карты технологических процессов.

Технологический процесс обработки данных можно разделить на четыре укрупненных этапа:

  1. Начальный или первичный. Сбор исходных данных, их регистрация (прием первичных документов, проверка полноты и качества их заполнения и т. д.) По способам осуществления сбора и регистрации данных различают следующие виды ТП:
  • механизированный — сбор и регистрация информации осуществляется непосредственно человеком с использованием простейших приборов (весы, счетчики, мерная тара, приборы учета времени и т. д.);
  • автоматизированный — использование машиночитаемых документов, регистрирующих автоматов, систем сбора и регистрации, обеспечивающих совмещение операций формирования первичных документов и получения машинных носителей;
  • автоматический — используется в основном при обработке данных в режиме реального времени (информация с датчиков, учитывающих ход производства — выпуск продукции, затраты сырья, простои оборудования — поступает непосредственно в ЭВМ).
  1. Подготовительный. Прием, контроль, регистрация входной информации и перенос ее на машинный носитель. Различают визуальный и программный контроль, позволяющий отслеживать информацию на полноту ввода, нарушение структуры исходных данных, ошибки кодирования. При обнаружении ошибки производится исправление вводимых данных, корректировка и их повторный ввод.
  1. Основной. Непосредственно обработка информации. Предварительно могут быть выполнены служебные операции, например, сортировка данных.
  2. Заключительный. Контроль, выпуск и передача результатной информации, ее размножение и хранение.

 

1.3.   Понятие  управляемость процесса

Управляемость – характеризует степень, в которой производится управление выполнением процесса производства требуемых продуктов/услуг, отвечающих определенным целевым показателям.

В основе управляемости процесса лежат:

  1. присвоение процессу наименования;
  2. назначение владельца процесса;
  3. определение границ процесса;
  4. выявление потребителей процесса, их требований и проектирование целевых выходов;
  5. определение входов процесса, поставщиков и требований к ним;
  6. идентификация или разработка регламентов выполнения процесса (методик, инструкций, СТП, правил);
  7. обеспечение процесса ресурсами;
  8. распределение ответственности по процессу;
  9. разработка параметров для оценки процесса и системы сбора объективной информации:
  • о ходе процесса (по операциям);
  • о параметрах входа и выхода (количество, качество, сроки, сопровождение…);
  • о результативности, эффективности процесса;
  • о количестве брака, ошибок, переделок;
  • об удовлетворенности потребителей;
  1. непрерывный мониторинг процесса по разработанным параметрам. При этом необходимо учесть: что, когда

и как часто, где, как и кем измеряется, а также как фиксируются результаты, где хранятся и кому передаются.

Показатели процесса должны быть:

  • целесообразными;
  • однозначно понимаемыми;
  • измеримыми.

Набор показателей должен быть достаточным для анализа процесса.

  1. своевременное проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий, если параметры отклоняются от норматива или не достигается запланированный результат.

 

1.4.Понятие оценки качества

Оценка качества — это совокупность операций, выполняемых с целью оценки соответствия конкретной продукции установленным требованиям. Требования устанавливаются в технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции. Носителем установленных требований могут быть также стандартные образцы, образцы-эталоны, товары-аналоги. Невыполнение требования является несоответствием. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.

Основной формой оценки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции — о ее качественных и количественных характеристиках) и сопоставление полученной информации с установленными требованиями с целью определения соответствия, т.е. получение вторичной информации.

Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции.

В процедуру контроля качества могут входить операции измерения, анализа, испытания.

  1. Измерения как самостоятельная процедура являются объектом метрологии.
  2. Анализ продукции, в частности структуры и состава материалов и сырья, осуществляется аналитическими методами: химическим анализом, микробиологическим анализом, микроскопическим анализом и пр.
  3. Испытания — техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.

Основным средством испытаний является испытательное оборудование. К средствам испытаний относятся также основные и вспомогательные вещества и материалы (реактивы и т.п.), применяемые при испытании.

При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг: измерительные, аналитические, регистрационные (установление отказов, повреждений), органолептические (определение характеристик с помощью органов чувств).

По месту проведения испытания бывают лабораторными, полигонными, натурными. Испытания товаров проводят главным образом в лабораторных условиях.

Основное требование к качеству проведения испытания —точность и воспроизводимость результатов. Выполнение этих требований в существенной степени зависит от соблюдения правил метрологии.

В последние годы стали проверять сами лаборатории непосредственно на качество проведения испытаний посредством межлабораторных сравнительных испытаний — параллельного испытания стандартного изделия или пробы вещества с известными характеристиками в нескольких контролируемых лабораториях. По отклонению результатов испытаний каждой лабораторией характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, т.е. о качестве испытаний каждой лаборатории.

Для подтверждения требуемого качества испытаний лаборатории должны пройти процедуру аккредитации. Аккредитация лабораторий — официальное признание того, что испытательные лаборатории правомочны осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.

В России, как и за рубежом, действует Система аккредитации испытательных, измерительных и аналитических лабораторий. Согласно Правилам проведения сертификации в Российской Федерации к испытаниям конкретной продукции допускается только аккредитованная испытательная лаборатория.

Cтандарт на продукцию (услугу) разрабатывается в следующей последовательности: изучение потребности в стандартизируемом объекте — установление требований к качеству — установление характеристик — установление методов контроля характеристик.

 

1.5.Методы оценки качества.

Объективные методы определения показателей качества

1.Измерительный (лабораторный, инструментальный) метод определения  численных значений показателей  качества основан на информации, получаемой при использовании  технических средств измерений (измерительных  приборов, реактивов и др.).

Использование технических средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений и предполагает использование приборов и реактивов.

Методика проведения измерений включает методы измерений:

  1. средства и условия измерений, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества;
  2. формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

Измерительным методом определяется большинство показателей качества, например, масса изделия, форма и размеры, механические и электрические напряжения, число оборотов двигателя. Основными достоинствами измерительного метода являются его объективность и точность. Этот метод позволяет получать легко воспроизводимые числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах.

Информация о работе Оценка качества и управляемости технологического процесса