Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:37, контрольная работа
Лидерство не имеет единого определения для различных ситуаций, пусть даже одного характера – хозяйственного, военного или политического. Возможно, этим объясняется многоаспектность самого лидерства, наличие различных подходов к его анализу, а также тот ореол загадочности, который окружает сам феномен лидерства.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Основы лидерства
1.1. Понятие лидерства …………………………………………………………..4
1.2. Типы лидерства ………………………………………………………………6
1.3. Стили лидерства ……………………………………………………………..7
2. Лидерство и власть в организации …………………………………………..10
3. Эффективное лидерство ……………………………………………………...12
4. Анализ управления персонала на основе МУП «Кедр»
4.1. Характеристика предприятия …………………………………………..….15
4.2. Организационная структура управления предприятием ………………...16
Заключение ………………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………………...23
Приложение 1 ……………………………………………………………………24
Приложение 2 ……………………………………………………………………26
Приложение 3 ……………………………………………………………………30
Приложение 4 ……………………………………………………………………32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
Организационное поведение
Лидеры трудовой организации:
социально-деловой портрет
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
1. Основы лидерства
1.1. Понятие лидерства …………………………………………………………..4
1.2. Типы лидерства ………………………………………
1.3. Стили лидерства ……………………………………
2. Лидерство и власть
в организации …………………………………………
3. Эффективное лидерство ……………………………………………………...12
4. Анализ управления персонала на основе МУП «Кедр»
4.1. Характеристика предприятия …………………………………………..….15
4.2. Организационная структура
управления предприятием ………………
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение 1 ……………………………………………………………………24
Приложение 2 ……………………………………………………………………26
Приложение 3 ……………………………………………………………………30
Приложение 4 ……………………………………………………………………32
ВВЕДЕНИЕ
Лидерство не имеет единого определения для различных ситуаций, пусть даже одного характера – хозяйственного, военного или политического. Возможно, этим объясняется многоаспектность самого лидерства, наличие различных подходов к его анализу, а также тот ореол загадочности, который окружает сам феномен лидерства.
Дискуссиям о лидерстве более двух тысяч лет. Еще в Древнем Китае во времена Конфуция велись дискуссии о том, что важнее для лидера – власть, искусство управления или знание законов.
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства, оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий», авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры руководители. В работе отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко является вполне оправданным.
Целью контрольной работы является исследование лидерства на предприятии.
Задачи работы:
— рассмотреть понятие и характеристику лидерства на предприятии,
— рассмотреть основы лидерства,
— выделить проблему эффективности лидерства,
— проанализировать лидерство и эффективность управления в МУП
«Кедр».
Объектом исследования является муниципальное унитарно предприятие бытового обслуживания населения «Кедр».
Предметом исследования является стили лидерства, типы лидерства, социально-деловой портрет директора.
В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы.
1. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1.ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА
В любой группе есть лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначается официально, извне, а лидер выдвигается «снизу» [10].
Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномочиями менеджера. В этом случае соединяются в одном лице должность и лидерство. Это идеальная ситуация, к которой по большому счету должен стремиться каждый хороший руководитель [4].
Процесс влияния на людей с позиции, занимаемой в организации руководящей должности, называется формальным лидерством [10]. Однако в реальной жизни нередко случается, что лидером становится человек, который занимает в организации далеко не руководящий пост [4]. Занимающий высокую должность, не может автоматически стать лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа [10].
Неформальный лидер – это член коллектива, собирающий относительно большое число голосов при любой ситуации выбора [10]. Он не имеет особого места (должности) в системе власти, но определенной властью над людьми все же обладает. Он как бы управляет своим примером, убеждением, воодушевлением. Его влияние на результаты работы организации нередко может быть даже более значимым, чем формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми. Поэтому умение так построить отношения с неформальным лидером, чтобы они усиливали формальную деятельность менеджера - одна из важных сторон искусства управления [4].
Функции неформального лидера сводятся к двум основным:
• устанавливает доброжелательность, ответственность, взаимопонимание или, наоборот, способствует возникновению агрессивности и обособленности группы, стяжательству и пр.
• установив нормы, цели, обычаи и традиции группы, неформальный лидер мотивирует поведение каждого ее члена, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Мотивацию лидер осуществляет, оценивая взглядом, жестом или словом действия члена группы; к этой оценке добровольно и не всегда осознанно присоединяется большинство членов группы.
Социальная психология разграничивает, но не противопоставляет понятия руководства и лидерства. Руководство – это процесс управления трудовой деятельностью коллектива, осуществляемый руководителем – посредником социального контроля и власти на основе административно-правовых полномочий и социальных норм. Лидерство – процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов коллектива за счет индивидуальной инициативы участников [10].
Лидерство – это способность
человека оказывать влияние на людей
и тем самым направлять их действия
для достижения конкретных целей. А
также лидерство – это
Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто обретает признание всего коллектива. Восприятие такого лидера окружающими происходит по модели «лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания [4].
Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях. Однако с точки зрения групповых целей лидерство может быть как позитивным, так и негативным [10].
Проблемы лидерства являются важнейшими для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуациях. Лидерство преимущественно строится на отношениях «лидер - последователи», а не начальник – подчиненные».
Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был уверен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения [4].
Психологические качества лидера:
• уверенность в себе;
• острый и гибкий ум;
• компетентность как доскональное знание своего дела;
• сильная воля;
• умение понять особенности психологии людей;
• организаторские способности.
Порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами; с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Согласно ситуативной теории лидерства лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального решения данной ситуации для данной группы [10].
Лидер – это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности из-за «страха перед начальством», а потому, что он способен делать работу интересной и увлекательной. Это, однако, не исключает применения им наказаний. Но если он прибегает к ним, то делает это нечасто и так тонко и продуманно, что не принижает достоинства людей, а повышает их активность и добросовестность в работе. Перед руководителем постоянно возникает дилемма: «Что важнее - дело или люди?» Предпочтение надо отдавать людям. Будет внимание к людям – будет и успех в деле. В этом и состоит подлинная сущность лидерства. [4].
1.2.ТИПЫ ЛИДЕРСТВА
Человеку, стремящемуся к власти в группе, зачастую присущи такие качества, Как равнодушие в межличностных отношениях, вкус к торгу, большое удовлетворение от возможности манипулировать людьми.
Претендующий на управление
окружающими умеет
Группа начинает выдвигать лидеров еще в период своего становления. Нередко бывает так, что в группе людей, приступающих к той или иной деятельности, в общем замешательстве появляются участники, проявляющие повышенную активность, большую осведомленность, искреннюю заинтересованность. Их охотно выслушивают, к ним обращаются за советом, относятся с особым уважением. Это потенциально будущие лидеры.
Соответственно объёму в группах существуют два основных типа лидеров.
Первый тип — функциональный, или инструментальный (компетентный), лидер, сосредоточенный на предстоящей задаче, владеющий инициативой в специфических видах деятельности, борющийся за достижение поставленных группой целей.
Второй тип — эмоциональный, или аффективный, лидер, ориентированный на улучшение межличностных отношений. Это, как правило, всеми любимый член группы, оказывающий наибольшее влияние на взаимоотношения между отдельными ее членами и на психологический климат группы в целом. По сути дела, эти типы—два полюса отношений лидера с группой [8].
Основные функции, которые выполняет лидер:
• распределение ролей, обязанностей, заданий;
• контроль поведения каждого члена группы;
• планирование действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей;
• представление коллективных интересов, воли, желаний;
• функция арбитра;
• функция эталона;
• функция символа группы;
• функция носителя ответственности;
• функция «отца» (истинный лидер – это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувств преданности);
• функция носителя групповой вины.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. Воздействие основывается на принятии людьми требований лидера, который не использует явного или прямого проявления власти.
Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются выше, чем соответствующие качества остальных членов группы [10].
1.3.СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
В настоящее время широкое
Согласно данной концепции, именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта отличает лидеров от других людей, чья деятельность требует развитых когнитивных способностей в сочетании с организаторскими способностями, например, от руководителя академического исследовательского проекта. Под эмоциональным интеллектом понимается интегральная личностная структура, включающая четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управленческие навыки [6].
Лидеры, прекрасно умеющие владеть собой, воплощают жизнерадостность, оптимизм и воодушевление, а также настраивают других на позитивный лад» [9].
Настрой лидера может передаться другим, только если он выражает свои чувства убедительно, потому что в таком случае эмоции будут искренними, основанными на подлинных ценностях» [7].