Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:34, реферат
В условиях современной переходной экономики конкурентоспособность начала рассматриваться как философия работы в условиях рынка, предполагающая:
- понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
- знание поведения и возможностей конкурентов;
- знание состояния и тенденций развития рынка и окружающей среды;
- умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.
Введение …………………………………………………………………………………….….. 3
1.Понятие конкурентоспособности товара ………………………………………………….... 6
2.Показатели конкурентоспособности товара …………………………………………….... 10
3. Подходы к оценке уровня конкурентоспособности продукции ……………………….... 18
Заключение ………………………………………………………………………………….… 23
Библиографический список ………………………………………………………………….. 25
При оценке уровня конкурентоспособности продукции применяются следующие методы:
- дифференциальный;
- комплексный;
- смешанный.
Дифференциальный метод
( i=1.....,n) (1)
(2)
где Pi - значение i-го показателя;
Pi*б – базовое значение i-го показателя;
n-количество показателей.
Из формул (1), (2) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции.
Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (1), а для удельного расхода топлива по формуле (2).
Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.
Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Кt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца.
При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле:
= * , (3)
где I(t); Iб(t) – интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;
П∑ , Пб∑ - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;
З , Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца;
Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов
определяется по формуле :
,
где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца;
; б - средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;
Т- срок службы;
n- количество статей
Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.
При этом методе проводятся следующие мероприятия:
1) наиболее важные показатели используются как единичные;
2) остальные единичные
3) на основе полученной
совокупности групповых и
Наиболее важные показатели используются как единичные.
Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.
На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей качества
оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом.
Данный метод имеет ряд
1) во всех случаях
2) не учитывается то, что для нескольких критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность продукции стремится к нулю;
3) при сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчетов для каждой пары в отдельности;
4) сложно установить весовое значение показателей, особенно для большого количества критериев;
5) невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность продукции факторов, не поддающихся количественной оценке;
6) данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;
7) существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять ряд существующих образцов. Возникает вопрос: какой товар является лучшим?
Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение в России получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.
Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение- это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.
Также существуют и аналитические методы статистики определения конкурентоспособности продукции, основанные на методе сравнения. Именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности товара. Ее обобщенный алгоритм, принятый большинством российских ученых, предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и потребительских характеристик тестируемого продукта и соотносят их с одноименными составляющими заранее определенного товара-конкурента. Его узкий на наш взгляд подход, который применим преимущественно для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише.
Оценка конкурентоспособности промышленной продукции является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.
Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:
- дифференциальный, в результате
оценки которого
- маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.
Заключение
В процессе написания реферата
были сделаны основные выводы и предложения
такие, как: конкурентоспособность продукции - это
комплексная многоаспектная характеристика,
отражающая способность продукции в течение
периода ее производства соответствовать
по качеству требованиям конкретного
рынка (рынков), адаптироваться по соотношению
качества и цены к предпочтениям потребителей,
обеспечивать выгоду производителю при
ее реализации.
На конкурентоспособность оказывают свое
влияние определенные движущие силы или
факторы. В настоящее время существует
большое количество классификаций факторов
конкурентоспособности продукции.
Всякий товар обладает комплексом
свойств, определяющих степень его
пригодности к использованию
в конкретных условиях. Чтобы объективно
оценить конкурентоспособность товара,
производитель должен при анализе использовать
те же критерии, которыми оперирует потребитель.
Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность
промышленных товаров, выделяют: технические
(назначения, нормативные, эргономические,
эстетические и другие), экономические
(цену потребления) и организационные
(скидок, условия платежа и поставок, комплектность
поставки, сроки и условия гарантии и т.
д.)
Для определения
Обеспечение конкурентоспособности продукции
предполагает необходимость ее количественной
оценки, которая может быть получена различными
как аналитическими, так и графическими
методами. Так как использование только
какого-то одного метода не дает полного
представления об уровне конкурентоспособности,
при оценке конкурентоспособности товара
и предприятия необходимо использовать
комплексный метод.
С целью повышения конкурентоспособности
продукции необходимо внедрять комплексные
мероприятия по повышению конкурентоспособности
соответствующего предприятия, отрасли,страны.
В результате оценки конкурентоспособности
продукции производителем могут быть
приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:
1)изменение состава,
2) изменение порядка проектирования продукции;
3) изменение технологии изготовления
продукции; методов испытаний, системы контроля
качества изготовления, хранения, упаковки,
транспортировки и монтажа;
4) изменение цен на продукцию,
цен на услуги, по обслуживанию и ремонту,
и цен на запасные части;
5) изменение порядка реализации
продукции на рынке;
6) изменение структуры
и размера инвестиции в разработку, производство
и сбыт продукции;
7)изменение структуры и объемов
кооперационных поставок при производстве продукции
и цен на комплектующие изделия и состава
выбранных поставщиков;
8) изменение системы стимулирования
поставщиков;
9) изменение структуры импорта
и видов импортируемой продукции.
Главным подходом при этом является выпуск
как можно большего количества новой,
пользующейся повышенным спросом продукции,
цены на которую будут ниже, чем у конкурентов,
а качественные характеристики – выше.
Библиографический список
1. Ахматова М., Попов Е. Теоретические
модели конкурентоспособности. // Маркетинг.
- №4. - 2008. - С. 25-38.
2. Воронов А. Производительность труда
и конкурентоспособность: две стороны
медали. / А. Воронов. // Человек и труд. -
2007. - №12. - С.66-69.
3. Гарбацевич С.Л. Организационно-экономический
механизм обеспечения конкурентоспособности
предприятий Республики Беларусь: Автореферат
диссертации / С.Л. Гарбацевич. Мн. Акад.
Упр. При Президенте., 2002. - 20 с.
4. Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический
словарь. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный
Дом, 2008. - 720 с.
5. Емельянов С. Международная конкурентоспособность
производителей: факторы, определяющие
положение на рынках и конкурентные преимущества.
// Маркетинг в России и за рубежом. - 2002.
- №1. - С.107-116.
6. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная
экономика. Теория и политика: Перевод
с английского. - СПб.: Издательство: Питер.,
2003. - 832 с.
7. Парахина В.Н., Парахин К.А. Конкурентоспособность
региона как экономическая категория.
// Сборник научных трудов. Серия «Экономика»,
вып.5. - Ставрополь: Северо-Кавказский
государственный технический университет.,
2009. - С.88-89.
8. Плясунков А.В. Экономические методы
управления конкурентоспособностью продукции:
Автореферат диссертации / А.В. Плясунков.
Мн. БГПА, 2002. - 21 с.
9. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Издательство
Дом «Вильямс», 2001. - 496 с.
10. Тер-Григорьянц Р.Г. Методические подходы
к оценке конкурентоспособности продукции
и предприятия. // Вестник СевКавГТУ. Серия
«Экономика». - №1. - 2003. - С.12-15.
11. Трубилин А. Конкурентоспособность
- главный фактор эффективного производства.
// АПК: экономика, управление. - 2002. - №12.
- С.39-46.
12. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность
товара. // Маркетинговое образование.
- 2004. - №1. - С.20-25.
Информация о работе Подходы к оценке уровня конкурентоспособности продукции