Оценка конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование конкурентоспособности продукции и определение направлений ее совершенствования.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть теоретические аспекты кокурентоспособности продукции;
- изучить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- оценить финансовое состояние предприятия;
- провести исследование конкурентоспособности продукции;
- рассчитать экономическую эффективность от внедрения предложений и рекомендаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………............4
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ……………………………………...8
1.1. Понятие и элементы конкурентоспособности ……………………………………..8
1.2. Показатели конкурентоспособности и подходы к их оценке……………………15
1.3. Стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции …………………...32
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……41
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия………………….41
2.2 Финансовый анализ предприятия…………………………………………………..56
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции………………………………………75
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………………83
3.1.Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции……………..83
3.2.Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………………….86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….95
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….98
………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 893.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………............4 
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ……………………………………...8

1.1. Понятие  и элементы конкурентоспособности  ……………………………………..8

1.2. Показатели  конкурентоспособности и подходы к их оценке……………………15 
1.3. Стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции …………………...32

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……41

2.1.Организационно-экономическая  характеристика предприятия………………….41

2.2 Финансовый  анализ предприятия…………………………………………………..56

2.3. Анализ  конкурентоспособности продукции………………………………………75

3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………………83

3.1.Мероприятия   по повышению конкурентоспособности  продукции……………..83

3.2.Оценка  эффективности предложенных мероприятий…………………………….86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….95

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….98

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...102 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Рыночная  деятельность фирмы немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция является механизмом соперничества участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получения соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, то есть делать ее конкурентоспособной.

     Конкурентоспособность – это свойство продукции выступать  на рынке наравне с присутствующими  там аналогичными товарами. Для конкурентоспособности потребительских товаров характерен рыночный успех на конкретном рынке в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени. Это означает, что по своим совокупным характеристикам такие товары способны выдерживать конкуренцию аналогов:

– функциональную (наиболее приемлемым способом удовлетворять  потребность пользователей и  формировать у них новые потребности);

– предметную (быть лучшими среди хороших, выделяться важными параметрами потребительских  свойств);

– видовую (иметь лучший дизайн).

     Главными  составляющими конкурентоспособности  продукции служат следующие характеристики: технические (классификационные, нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы по доставке и вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантий, уровень сервиса).

     В самом общем виде конкурентоспособность  может быть представлена в следующем  виде:

– технический  уровень товара;

– уровень  маркетинга и рекламно-информационного обеспечения;

– соответствие техническим условиям и стандартам;

– организация  сервиса, гарантийного обеспечения;

– срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий;

– цена, условия платежей;

– актуальность появления данного товара на конкурентном рынке.

     Конкурентоспособность продукции может проявиться лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые  фирмы-продавцы свободно соперничают  за право продавать свой товар  независимому покупателю[4].

     Среди обилия коммерческих структур в каждом сегменте рынка, потребитель сегодня  ищет, как правило, не столько фирму  с минимальными ценами, сколько надежную, зарекомендовавшую себя с хорошей  стороны организацию, способную  предложить качественный товар на выгодных условиях. В связи с этим исключительно важным становится поддержание доброго имени компании, что достигается, в первую очередь, созданием и развитием конкурентных преимуществ. Чтобы выжить в динамически развивающемся рынке, необходимо развиваться и самой фирме. То, что хорошо сегодня, не обязательно будет достаточно завтра, видение перспектив и направлений развития, умение предугадать шаги конкурентов и правильно выбрать направления своих превентивных и ответных шагов, вот, далеко не полный перечень моментов требующих постоянного внимания грамотного руководителя.

     Само  понятие «конкуренция» означает динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества. Поэтому актуальность темы управление конкурентоспособностью продукции трудно переоценить, так как в настоящее время покупатели уделяют большое значение качеству колбасных изделий, содержанию в них ГМИ, отсутствию сои и различных химических добавок, оказывающих негативное влияние на организм человека.

     Тема, связанная с конкурентоспособностью,  является достаточно разработанной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В научную литературу термин «конкуренция» вошел благодаря работам Адама Смита. Впоследствии над развитием теории конкуренции работали также Д. Рикардо, М. Портер и др. Среди российских ученых свой вклад внесли – В. Леонтьев, Г. Азоев, Р. Фатхутдинов и др.

     Практическое  значение работы определяется возможностью использования ее результатов при  управлении конкурентоспособностью продукции.

     Объектом  исследования является ООО МК «Промагро».

     Предметом исследования выступает процесс  управления конкурентоспособностью продукции на предприятии.

     В дипломной работе были использованы фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также материалы, собранные авторами на ООО МК«Промагро».

     Целью настоящей работы является исследование конкурентоспособности продукции  и определение направлений ее совершенствования.

     Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

-рассмотреть  теоретические аспекты кокурентоспособности продукции;

- изучить   организационно-экономическую  характеристику предприятия;

- оценить  финансовое состояние предприятия;

- провести исследование конкурентоспособности продукции;

- рассчитать экономическую эффективность от внедрения предложений и рекомендаций.

     Практическую  основу работы составила бухгалтерская  финансовая отчетность ООО «Промагро» за 2008-2010 годы, и статистические обзоры Госкомстата за 2003-2010гг.

     При проведении финансового анализа  были использованы следующие приемы и методы: анализ коэффициентов (относительных показателей) и сравнительный анализ.

     Работа  состоит из 110 страниц машинописного текста, содержит 25 таблиц, 3 схемы-рисунка в приложении, пояснительную записку.

      В первом разделе «Теоретические основы исследования  конкурентоспособности продукции» представлены теоретические аспекты исследования конкурентоспособности продукции.

      Во  втором разделе «Анализ конкурентоспособности продукции предприятия»  представлены основные показатели деятельности предприятия, проведён анализ конкурентоспособности

В третьем  разделе  «Разработка проекта по повышению конкурентоспособности продукции» представлены основные мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции.

      В заключении  представлены основные  выводы  по  исследуемой теме.

      Список  литературы содержит 44 наименования.

 

1. Теоретические основы исследования  конкурентоспособности продукции 

1.1. Понятие  и элементы конкурентоспособности 

      Проблема  стабилизации и последующего развития экономики государства неразрывно связана с вопросами повышения конкурентоспособности предприятий, насыщения потребительского рынка товарами высокого качества, что предопределяет исследование ряда экономических категорий, характеризующих рыночную экономику. Одной из таких категорий является конкурентоспособность.

      Термин  «конкурентоспособность» используется применительно к различным категориям. С экономической точки зрения наибольший интерес представляет «конкурентоспособность продукции», «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность предприятия (фирмы)», «конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность)»[2].

      Конкурентоспособность продукции представляет собой потенциальную  возможность продукции быть успешно  реализованной на рынке.

      Продукция может обладать лишь потенциальной конкурентоспособностью, о реальной конкурентоспособности следует говорить применительно к товару. Таким образом, конкурентоспособность продукции может проявиться только при ее реализации в условиях конкурентного рынка, выступая при этом в виде конкурентоспособности товара.

      Конкурентоспособность товара является широким понятием, чем конкурентоспособность продукции, так как наряду с факторами, образующими  конкурентоспособность продукции, включает ряд, связанных с реализацией  этой продукции на рынке (например, цена потребления, условия предложения товара на рынке и др.) [3].

      На рис. 1.1 представлена схема, характеризующая системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и товара.

 

Рисунок 1.1- Системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности товара

      Переориентация экономики России на рыночные отношения требует разработки проблем рынка, исследования экономических категорий, характеризующих рыночную экономику. Одной из таких категорий является конкурентоспособность.

      Термин  «конкурентоспособность» в настоящее время постоянно используется как в специальной экономической литературе, посвященной целям, задачам, проблемам формирования рыночной экономики в России, так и периодических изданиях, освещающих процесс реформирования отечественной экономики. Между тем, следует заметить, что мировая экономическая теория и практика накопила значительный опыт исследований в области конкурентоспособности, которые возможны к адаптации и реализации в отечественных условиях[4].

      В зарубежной и отечественной экономической литературе термин «конкурентоспособность» используется применительно к различным категориям. С экономической точки зрения, наиболее важными нам представляются конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность предприятия (фирмы) и конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность), содержание которых и будет рассмотрена в данном разделе.

      Само  слово конкурентоспособность, применительно  к какому бы предмету оно не рассматривалось, означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию.

      Применительно к продукции конкурентоспособность  представляет собой потенциальную  возможность продукции быть успешно  реализованной на рынке. Продукция  может обладать лишь потенциальной  конкурентоспособностью, о реальной конкурентоспособности следует говорить применительно к товару. Таким образом, конкурентоспособность продукции может проявиться только при ее реализации в условиях конкурентного рынка, выступая при этом в виде конкурентоспособности товара. Следовательно, конкурентоспособность товара является более широким понятием, чем конкурентоспособность продукции, включающим наряду с факторами, образующими конкурентоспособность продукции, так же ряд факторов, связанных с реализацией этой продукции на рынке. Целью обеспечения конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности товара является получение прибыли в результате успешной реализации данной продукции на рынке. В свою очередь, товар может быть реализован на рынке только при условии его соответствия требованиям конкретного потребителя. При совершении покупок каждый покупатель осуществляет выбор необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребности[5].

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции