Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:00, курсовая работа
Качество продукции является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам повышения качества, будут просто разорены, им не помогут никакие протекционистские меры государства. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта требованиям НД. Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
Введение…………………………………………………………………….3
Подготовительный этап
Политика в области качества…………..………..........…….........5
Техническая учеба персонала………………..………………......9
Организационная структура подразделения..………..………..12
Изучение процессов системы менеджмента качеству в ТУ.…14
Разработка документации СМК………………………………...20
Контроль качества работ и продукции в ТУ ОАО «ОЭМК»…………………………………………………………..…….25
Реализация проекта системы качества (внедрение в действие СМК)……………………………………………………………………33
2.1 Определение оптимального состава специальных функций системы качества для ТУ……………………………..………………..33
2.2. Привлечение сотрудников к составлению должностных инструкций………………………………………………….…………..35
3. Обеспечение функционирования СМК и её совершенствование. Поддержание в рабочем состоянии………………………………….…38
3.1 Оценка процесса (ведение мониторинга)…………………….….38
3.2 Проведение внутренних проверок………………………….…….42
Заключение………………………………………………………….…….45
Руководству следует
убедиться в наличии
При планировании
потребностей в обучении и подготовке
персонала руководство учитывае
Вооружение работников знаниями, приобретениями ими навыков и опыта преследует цель повышения их компетентности.
Персонал, выполняющий работу, влияющий на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом.[2]
Руководство ТУ ОАО «ОЭМК» улучшает результативность и эффективность организации, в том числе СМК, через вовлечение сотрудников и их поддержку.
Для выполнения работ, влияющих на качество продукции, и управления процессами СМК наличие компетентного персонала обеспечивают путем:
- установления требований к компетентности персонала (для ИТР - должностные инструкции, для рабочих - единый тарифно-квалификационный справочник);
- определения
соответствия квалификации и
опыта персонала необходимым
требованиям (аттестация
- определения
потребности характера
- проведения обучения, в том числе в области качества;
- оценки эффективности
предпринятых действий по
Подготовку и повышение квалификации персонала осуществляет управление персонала в соответствии с требованиями СТП СМК 6.2/1-16-2003.
Записи об образовании, навыках, опыте ведет и обеспечивает их хранение в установленные сроки управление персонала.
Ответственность за обеспечение персоналом необходимой квалификацией возлагается на директора по труду и кадрам.
Для своевременной подготовки и повышения компетентности всего персонала, осуществляющего деятельность, которая влияет на качество продукции, учебный центр управления персонала организует обучение согласно СТП СМК 6.2/1-16-2003. По результатам обучения проводят анкетирование для оценки его эффективности.
Подготовку персонала на рабочих местах в случаях: применения нового оборудования, новых (усовершенствованных) технологических процессов и всех других изменений, влияющих на качество продукции, осуществляет управление персонала совместно цеховыми организаторами производственно - технического обучения.
Оценку степени осведомленности работников об актуальности и важности их деятельности осуществляют через тарифную систему, систему установления должностных окладов и программу профессионального роста работников.
Оценка вклада работников в достижение целей в области качества осуществляется посредством материального и морального стимулирования.
Ответственность за обеспечение осведомленности каждого работника об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение принятых подразделением обязательств в области качества возлагается на руководителей подразделений. [5]
Ежегодно до
1 ноября цеховой организатор
УП рассматривает заявку и согласовывает с заместителем начальника УП по техническому обучению, который принимает решение о включении её в проект годового плана обучения.
Годовой план профессионального обучения персонала и график проведения общекомбинатовских курсов готовит УП до 25 декабря года, предшествующего планируемому, на основании заявок подразделений. Годовой план является составной частью ежегодного приказа «О подготовке персонала», который утверждает генеральный (исполнительный) директор комбината.
Повышение квалификации руководителей и специалистов в Учебном центре комбината организует инженер УП. Процесс обучения руководителей и специалистов осуществляет преподаватель по программам, разработанным специалистами комбината. Программы должны содержать следующие разделы:
- спец. курс;
- система менеджмента качества;
- охрана окружающей
среды и системы
Аттестацию руководителей и специалистов проводит комиссия, утвержденная генеральным директором. Результат аттестации инженер УП оформляет протоколом заседания аттестационной комиссии. На основе данной аттестации комиссия устанавливает персоналу квалификационный разряд, класс, категорию по обучаемой профессии.
Ответственность за своевременное предоставление в УП заявок на обучение, а также качество подготовки персонала, обучение и аттестация которого проводится в подразделении, возложена на руководителей подразделений.
Ответственность за соблюдение требований стандарта и качества обучения персонала комбината возложена на начальника УП. [6]
1.3.Организационная
структура подразделения.
Организационная структура ТУ ОАО “ОЭМК”, включающая органы управления, руководящие должности и подразделения, деятельность которых связана с выполнением требований СМК, приведена в приложении Б.
Руководство акционерного
Руководство ОАО ОЭМК не менее одного раза в год оценивает пригодность и эффективность системы обеспечения качества.
Все заказы на новые виды
продукции, на экспорт и на
продукцию с повышенными и
особыми требованиями к
Техническое управление рассматривает возможность выполнения заказов. В случае, когда выполнение заказа требует изменения технологии, проведения исследовательских работ, совершенствования оборудования, и для всех экспортных заказов техническое управление разрабатывает специальные технологические документы, вводит в центральную ЭВМ номер нормативно-технической документации на поставку.
ТУ образовано
слиянием трех подразделений
комбината: центрально-
ТУ является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется техническому директору.
К функциям ТУ относятся:
- контроль за
качеством и соответствием
- анализ и
технический учет брака и
- участие в подготовке договоров;
-организация
и внедрение прогрессивных
- контроль за
своевременной подготовкой и
проведением мероприятий,
- организация получения от потребителей и систематизация информации по качеству и надежности изделий;
- разработка предложений о повышении требований к качеству изготовляемой и потребляемой предприятием продукции, о совершенствовании нормативно-технической документации, устанавливающей эти требования, а также предложения направленные на борьбу с выпуском недоброкачественной продукции.
Главной задачей
ТУ является предотвращение выпуска
предприятием продукции, не соответствующей
требованиям нормативных
Очень важно, чтобы в управлении было взаимодействие между подразделениями. Не только «горизонтальное» но и «вертикальное».
Важно установить и распределить 3 элемента управления между подразделениями:
- ответственность,
- полномочия,
- взаимосвязь.
Ответственность
и полномочия технического
Ответственность и полномочия владельцев и руководителей процессов СМК определены приказом по комбинату. [1]
Ответственность и полномочия в СМК приведены в форме матрицы полномочий и ответственности в приложение В.
1.4. Изучение процессов системы менеджмента качеству в ТУ
Одно из ключевых понятий
в международном стандарте ИСО
9001:2000 «Системы менеджмента качества.
Требования» — понятие «
Процесс — совокупность
взаимосвязанных и
Принцип процессного подхода является одним из фундаментальных.
Входы представляют собой исполнителей, сырьё и энергию, документацию и информацию, инструменты и оборудование, условия окружающей среды и т.д. А выходами служат продукция, услуги, информация, отходы и т.п.
В стандарте ИСО 9001:2000 сказано следующее: «Для успешного функционирования организация должна определять многочисленные взаимосвязанные виды деятельности и управлять ими. Любая деятельность, обеспеченная ресурсами и управляемая с целью преобразования входных данных в выходные, может рассматриваться как процесс. Часто, выход одного процесса может быть непосредственно входом следующего процесса».
Преимущество процессного подхода стоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке между отдельными процессами в системе процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
а) понимать и выполнять требования;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов на основе объективных измерений. [4]
Деятельность по обеспечению процессов, связанных с потребителем, регламентирована СТП СМК 7.2/1-32-2006 «Анализ требований, относящихся к продукции. Связь с потребителями». Ответственность за данную деятельность возлагается на начальника «Управления экспортных продаж» (УЭП) и на начальника «Управления сопровождения продаж» (УСП).
Определение требований, относящихся к продукции.
Требования потребителей, включая специальные характеристики, законодательные и другие регулирующие требования, относящиеся к продукции, требования к поставке и деятельности после поставки определяют условиями договоров (контрактов).
Требования, не определенные потребителем, но необходимые для предусмотренного использования продукции, и другие дополнительные требования согласовывают с потребителем до подписания договора (контракта).
Специальные характеристики, обозначенные потребителем
В технологической документации на производство продукции и в записях по качеству указывают обозначение специальных характеристик, определенных потребителем в договоре (контракте).
Анализ требований, относящихся к продукции
До принятия обязательств поставлять потребителю продукцию специалисты ТУ проводят анализ требований потребителя, изложенных в запросе на поставку продукции. Анализ технической возможности исполнения запроса выполняет ТУ о возможности принятия запроса к исполнению.
При необходимости УСП и УЭП уточняют требования, указанные в запросе, или запрашивают дополнительные требования, не определенные потребителем первоначально (в том числе и специальные характеристики продукции).
После согласования
с потребителем спецификации УЭП
и УСП направляют запрос в отдел
ценообразования для
При изменениях требований, ранее указанных в запросе на поставку продукции, потребитель подтверждает их документально. Рассмотрение, согласование и принятие изменений к запросу осуществляют в порядке, аналогичном принятию запроса.