Специфика понятия «цель» в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Современный менеджмент – группа лиц, осуществляющих в рамках предприятия (организации) предпринимательские и управленческие функции. Практическая реализация этих функций рассматривается в двух аспектах. Во-первых, управление предприятием, действующее в условиях рынка при полной самостоятельности и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых внештатных ситуациях. Во-вторых, управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными.
Цель курсовой работы: выявить сущность понятия «цель» в структуре управления предприятием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………………….3
ГЛАВА 1.Теоретическая часть. Специфика понятия «цель» в управлении организацией………………………………..……………………………………..6
1.1. Понятие «цели» и их роль в управлении организацией…….……….6
1.2. Сущность понятия «цели управления» как экономического явления………………………………………………………..…………………..11
ГЛАВА 2. Аналитическая часть. Характеристика целей ОАО АПЗ «Ротор»…………………………………………………………………………...19
2.1. Характеристика ОАО АПЗ «Ротор»……………….…………………19
2.2. Анализ показателей деятельности ОАО АПЗ «Ротор», влияющие на формирование целей организации………………..…………………………….26
ГЛАВА 3. Рекомендательная часть. Характеристика модели управленческой деятельности как фактор достижения целей……………….31
3.1. Цель как важнейшая характеристика управления ОАО АПЗ «Ротор»……………………………………..…………………………………….31
3.2. Модель управленческой деятельности менеджеров как фактор эффективности функционирования в достижении поставленных целей……39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………...46

Файлы: 1 файл

исс сис упр.docx

— 234.12 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Исследование систем управления»

на  тему: «»

       

 

 

                                            Выполнил: студент  1 курса

                                                    факультета  МиМ

                                                    направления бакалавр менеджмента

                                                    группы дневной

                                                    Иванова С.А.

                                                     № л.д.08млд13152

                                           Проверил: Евсюков В.В.

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………………….3

ГЛАВА 1.Теоретическая часть. Специфика понятия «цель» в управлении организацией………………………………..……………………………………..6

1.1. Понятие  «цели» и их роль в управлении  организацией…….……….6

1.2. Сущность  понятия «цели управления» как  экономического явления………………………………………………………..…………………..11

ГЛАВА 2. Аналитическая часть. Характеристика целей ОАО АПЗ «Ротор»…………………………………………………………………………...19

2.1. Характеристика  ОАО АПЗ «Ротор»……………….…………………19

2.2. Анализ  показателей деятельности ОАО  АПЗ «Ротор», влияющие на формирование  целей организации………………..…………………………….26

ГЛАВА 3. Рекомендательная часть. Характеристика модели управленческой деятельности как фактор достижения целей……………….31

3.1. Цель как важнейшая характеристика управления ОАО АПЗ «Ротор»……………………………………..…………………………………….31

3.2. Модель  управленческой деятельности менеджеров  как фактор  эффективности функционирования  в достижении поставленных целей……39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………...46

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..………………………………...49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный менеджмент – группа лиц, осуществляющих в рамках предприятия (организации) предпринимательские и управленческие функции. Практическая реализация этих функций рассматривается в двух аспектах. Во-первых, управление предприятием, действующее в условиях рынка  при полной самостоятельности и  связанное с необходимостью принимать  самостоятельные решения в любых  внештатных ситуациях.  Во-вторых, управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными.

Термин  «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление». Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятий, действующих  в рыночных условиях и предпринимательской  деятельности.

Одна  из центральных и ключевых задач  менеджмента предприятия – это  выработка цели. Цель – это те основные результаты, к которым предприятие  стремится в своей деятельности на протяжении длительного времени. Актуальность проблемы выбора и формулирования цели организации в современных  экономических условиях заключается  в том, что цель определяет и регулирует действия, служит эталоном, главным  критерием в деятельности предприятия  и подчиняет все стороны управляющего воздействия. От того, насколько правильно  выбрана цель, ясно и четко сформулирована, зависит успех предприятия. Непродуманное  формулирование цели приводит к тому, что вся система управления работает неэффективно. Следовательно, в современном  менеджменте без четкого определения  цели, без их выявления, соотношения, средств достижения, оценки эффективности  и путей достижения невозможно решать проблему эффективного управления предприятием.

Организация представляет собой сложную многоцелевую систему. Управление такой системой требует определения всей совокупности целей и задач, которые она  должна решать в повседневной деятельности. Всесторонне обоснованные цели служат началом и организующим фактором принятия решения.

 Цель  курсовой работы: выявить сущность  понятия «цель» в структуре  управления предприятием.

Задачи:

- показать  специфику понятия «цель» и  ее роль в управлении организацией;

- охарактеризовать  понятие «цели управления» как  экономического явления;

- представить  технико-экономическую характеристику  ОАО АПЗ «Ротор»;

- проанализировать  показатели деятельности ОАО  АПЗ «Ротор», влияющие на формирование  целей организации;

- раскрыть  сущность цели как важнейшей  характеристики управления ОАО  АПЗ «Ротор»

- обозначить  основные направления модели  управленческой деятельности менеджеров  как фактор  эффективности функционирования  в достижении поставленных целей.

Объект  исследования: ОАО АПЗ «Ротор».

Предметом исследования в данной работе являются цели ОАО АПЗ «Ротор».

Методы  исследования, применяемые в курсовой работе: анализ, синтез, описание, индукция, системный подход.

Структура курсовой работы: введение, три главы  и заключение, приложения. В первом параграфе первой главы раскрывается сущность понятия «цель» в управлении и роль постановки и формулировки цели. Показана характеристика типов  целей, разделение целей на главную (общую) и специфические. Второй параграф рассматривает понятие «цели управления» с экономической точки зрения. Анализируется значимость и влияние конечной цели функционирования на эффективность организационной деятельности. Представлена классификация видов целей по разным группам и функциональным подсистемам организации. Исходя из определения «дерева целей» построено дерево целей применительно к изучаемому предприятию.

Во второй главе представлена технико-экономическая  характеристика ОАО АПЗ «Ротор». Охарактеризованы основные виды деятельности предприятия, приведены таблицы  по выпуску продукции по приоритетным направлениям деятельности общества, рассмотрены показатели производства и реализации продукции. Во втором параграфе  проведен анализ показателей ОАО  АПЗ «Ротор», влияющий на формирование целей. Также раскрыты понятия организационная  структура и трудовые ресурсы.

Третья  глава раскрывает модель управленческой деятельности менеджеров как фактор эффективности в достижении целей. Также показаны основные функции  менеджеров, акцентировано внимание на элементе планирования осуществляемой управленческой деятельности.

В заключении делается вывод, подводятся итоги проделанной  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретическая  часть. Специфика понятия «цель»

в управлении организацией

    1. Понятие «цели» и их роль в управлении организацией

 

Цель приносит смысл в каждое действие. Различные категории людей  ставят разные виды целей и достигают  их в самых разных областях жизни: физической, духовной, психологической, финансовой, семейной, карьерной, социальной. Специфика понятия «цель» заключается  в его двойственной оценке. С одной  стороны, цель – это представление  об идеальном состоянии или желаемом изменении. Например, максимизация прибыли, рост объема продаж, сокращение издержек, увеличение производительности труда, уменьшение текучести персонала  и т.п. В данной формулировке цель определяется как вектор, направление  изменения. Цели являются «представлениями, направленными в будущее»[5, 24]. С  другой стороны, цель есть планируемый  результат деятельности. В этом случае в формулировке цели указывается  конкретный полезный эффект, и требуемые  затраты ресурсов и времени для  его достижения. Например, в следующем  месяце увеличить выручку предприятия  на 5%, в течение года повысить удовлетворенность  клиентов до уровня 85%, выполнить все  работы проекта без претензий  заказчика в установленный срок при соблюдении установленного бюджета  и т.д.

Под целью понимается идеальное  или желательное состояние объекта. Именно на его достижение ориентирована  деятельность любого вида. Успешная реализация возложенных функций осуществима  при условии, когда цели отвечают определенной совокупности требований.

Во-первых, цели должны быть конкретными  и измеримыми, представляемыми как  в количественных, так и в качественных показателях. Выполнение этого требования создает базу для последующих  решений и оценки осуществляемой деятельности, способствует лучшему  пониманию, чем сокращает риск возникновения конфликтов. Во-вторых, цели должны быть реальными для данных условий, соответствующими располагаемым ресурсам в процессе их распределения. Чтобы достичь целей, «необходимо  предпринять что-нибудь и реализовать, в противном случае это не цели, а только планы или намерения»[5, 24]. Оценка своих возможностей у большинства людей субъективна и зависит от их знаний, опыта, психологического склада, темперамента и т.д. Например, оптимисты и любители риска всегда уверены в том, что смогут достичь любых целей, пессимисты, напротив, не стремятся ни к чему серьезному. Поэтому, во избежание таких крайностей, цели должны формулироваться с объективной точки зрения, чтобы впоследствии выбрать из максимума желательного результаты, достижимые в будущем. В-третьих, цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии с меняющимися условиями. В-четвертых, если цели достигаются в результате совместной деятельности людей, то они должны быть признаваемы в качестве личных своих целей, что создает заинтересованность в их реализации и способствует повышению эффективности деятельности.

Необходимо различать понятия  цели организации и цели управления этой организацией. Достижение целей  приносит пользу организации и окружающим. В противном случае, связанные  с осуществлением целей затраты  окажутся напрасными, поэтому все  последствия действий по достижению цели оцениваются заранее. Благополучие работников напрямую зависит от успешной деятельности организации, поэтому  они с определенной степенью заинтересованности реализуют цель, которую поставила  организация. Достигаемый результат  зачастую не совпадает с намеченной целью, так как в процессе реализации всегда возникают различные отклонения. «Слабым местом для достижения определенной цели выступают внешние условия, не зависящие от воли работников»[5, 38]. Условия функционирования организации  меняются под воздействием изменения  масштабов деятельности, внешних  обстоятельств, техники, технологии, лидера. Для того чтобы успешно осуществлять деятельность, большинство организаций регулярно меняет свои цели в соответствии с внутренними и внешними потребностями.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций. Во-первых, цели отражают философию  организации, концепцию ее деятельности и развития, определяя характер и  особенности управленческой структуры. Помимо этого, цели снижают неопределенность текущей деятельности, как организации, так и отдельного человека, обеспечивая  концентрацию на достижении желаемых результатов. Данное свойство цели позволяет  эффективнее использовать время  выполнения действий и достигать  задуманного с минимальными затратами. В-третьих, цели составляют основу критериев  выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также  материального и морального поощрения  сотрудников организации. Таким  образом, «постановка целей позволяет  приобрести критерии», которые способствуют суждениям о важности осуществляемой деятельности.[12, 29]. В-четвертых, цели способствуют сплочению заинтересованных сотрудников, побуждают выполнять нелегкие обязанности  и прилагать усилия для их выполнения. Достижение трудноосуществимых целей  приводит к высокой результативности. В-пятых, официально провозглашенные  цели подтверждаются обществом о  необходимости и законности существования  данной организации, особенно в случаях, когда ее деятельность вызывает неблагоприятные  последствия, например, загрязнение  окружающей среды. Так, сооружение АЭС  связывается с возможностью предотвращения энергетического кризиса, обусловленного нехваткой углеродного топлива, что повлечет угрозу прекращения  существования цивилизации.

Таким образом, цель – это желаемое состояние системы, в процессе достижения которого используются ресурсы и  выполняются действия. Из всей совокупности видов целей наиболее широко используются в системе менеджмента такие понятия как миссия и главная (глобальная) цель. Миссия – это создаваемое у окружающих представление об организации, ее философии, предназначении, социальной ответственности перед обществом и своим персоналом, предпочтениях, ценностях, сферах деятельности. Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой, способствует определению позиций и интересов в отношении социальных групп. Также миссия отражает задачи организации в области производства, товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, поддержанию конкурентоспособности, экономического роста, создает основу для формулировки конкретных целей – общих и специфических, выработки стратегии, распределения ресурсов на различных организационных уровнях, ориентирует текущую деятельность управляющих.

Информация о работе Специфика понятия «цель» в управлении организацией