Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа
Современный менеджмент – группа лиц, осуществляющих в рамках предприятия (организации) предпринимательские и управленческие функции. Практическая реализация этих функций рассматривается в двух аспектах. Во-первых, управление предприятием, действующее в условиях рынка при полной самостоятельности и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых внештатных ситуациях. Во-вторых, управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными.
Цель курсовой работы: выявить сущность понятия «цель» в структуре управления предприятием.
ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………………….3
ГЛАВА 1.Теоретическая часть. Специфика понятия «цель» в управлении организацией………………………………..……………………………………..6
1.1. Понятие «цели» и их роль в управлении организацией…….……….6
1.2. Сущность понятия «цели управления» как экономического явления………………………………………………………..…………………..11
ГЛАВА 2. Аналитическая часть. Характеристика целей ОАО АПЗ «Ротор»…………………………………………………………………………...19
2.1. Характеристика ОАО АПЗ «Ротор»……………….…………………19
2.2. Анализ показателей деятельности ОАО АПЗ «Ротор», влияющие на формирование целей организации………………..…………………………….26
ГЛАВА 3. Рекомендательная часть. Характеристика модели управленческой деятельности как фактор достижения целей……………….31
3.1. Цель как важнейшая характеристика управления ОАО АПЗ «Ротор»……………………………………..…………………………………….31
3.2. Модель управленческой деятельности менеджеров как фактор эффективности функционирования в достижении поставленных целей……39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………...46
Общие цели, которых обычно от 4 до 6 отражают важнейшие направления деятельности организации в целом и могут быть интегральными и функциональными. Интегральные цели связаны, например, с обеспечением необходимого уровня рентабельности, прибыли, объема продаж, выходом на внешние рынки и т.д. Функциональные цели заключают отдельные конкретные сферы деятельности – финансовая, маркетинговая, кадровая и другие.
Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в процессе реализации общих целей. Специфические цели охватывают средне- и краткосрочные периоды и выражаются, как правило, в количественных показателях, составляют основу планов. Цели делятся на операционные, которые ставятся перед отдельными работниками (исполнителями), и оперативными, достижение которых поручается подразделениям.
Стратегические цели ориентированы
на решение перспективных
Текущие (краткосрочные) цели являются частью стратегических и выступают в качестве средства их осуществления, выражаются в количественных показателях деятельности на определенный период (один год, как правило). Краткосрочные цели «требуют наибольшего внимания, поскольку вам необходимо буквально прописать каждый свой шаг и день»[12, 31].
Формой конкретизации миссии является главная цель, которая становится ориентиром для персонала. В некоторых случаях миссия совпадает по значению с главной целью, тогда построение «дерева целей» осуществляется в последовательности миссия – общие цели – специфические (локальные) цели. Выбранная главная цель «определяет масштабы успеха»[12, 23]. Смысл постановки целей заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание на желательных результатах, которые представляют цели, задачи, подцели и т.д.
1.2. Сущность понятия «цели управления» как экономического явления
Любая система управления по определению есть целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.
Цели функционирования имеют большое значение. Во-первых, потому, что в организациях должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования. Во-вторых, во избежание деятельности мешающей достижению цели функционирования организации, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Для этого необходим постоянный контроль реального состояния системы и сравнение его с целями, задачами функционирования системы. При планировании целей необходимо «анализировать причины известных неудач»[12, 26].
Отсюда следует, что любая организационная деятельность эффективна только в случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Любая организация должна быть спроектирована так, чтобы вся организационная деятельность реализовывала только те цели, для достижения которых она создавалась.
Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессам их реализации. Для целей управления характерны такие свойства как четкая ориентация на определенный интервал времени, конкретность и измеримость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами, контролируемость действий для достижения поставленной цели.
Предназначение организации образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных систем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей предприятия.
Определение
целей функционирования является одним
из наиболее важных этапов проектирования
системы управления. От того, насколько
правильно выбрана цель функционирования,
насколько четко она
В некоторых случаях для характеристики целей функционирования употребляется совокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели и требует выбора критериев, по которым возможно делать выводы о степени достижения цели. Если критерии выбора или оценка степени достижения целей отсутствуют, отсутствуют и сами цели функционирования.
На практике организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для функционирования и развития. Помимо стратегических целей и задач, персонал организации решает огромное количество текущих и оперативных, экономических и социальных, а также организационных, научных и технических. Кроме регулярно повторяющихся вопросов и проблем, менеджеры участвуют в решении непредвиденных, внештатных ситуаций и т.п. Классификация позволяет конкретизировать задачу постановки целей и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Один из возможных вариантов классификации целей представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Классификация целей
Критерии классификации |
Группы целей |
Период установления |
Стратегические Оперативные Тактические |
Содержание |
Экономические Социальные Организационные Технические Научные Политические |
Функциональная структура |
Маркетинговые Производственные Инновационные Финансовые Кадровые |
Среда |
Внутренние |
Приоритетность |
Особо приоритетные Прочие Приоритетные |
Измеримость |
Количественные Качественные |
Повторяемость |
Постоянные Разовые (повторяющиеся) |
Иерархия |
Организации |
Стадия жизненного цикла |
Проектирование и Зрелость объекта создание объекта Рост объекта объекта |
На каждом уровне организации возникают частные цели, совокупность которых рассматривается как цель определенного уровня управления. Таким образом, возникает необходимость структуризации целей и построения дерева целей.
Следовательно, в теории организации понятие цели является одним из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношений цели, средств достижения целей, оценки эффективности путей достижения целей невозможно решать проблему проектирования организации. Без четкого формулирования целей функционирования не осуществить комплексного решения ни одной проблемы, связанной с построением организации, с планированием их деятельности, оценкой эффективности. Поэтому проектирование целей организации является обязательным и важным этапом процесса проектирования общей системы управления.
Проектирование целей организации производится в шесть этапов:
- первый
этап заключается в
- процедура
формирования качественных
- на третьем
этапе производится
Проблема ранжирования целей функционирования имеет принципиальное значение для решения проблем проектирования организационных систем по многим причинам. Во-первых, организации – многоцелевые; во-вторых, период действия целей функционирования различен, следовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования; в-третьих, проектирование организаций под все цели функционирования трудоемкий процесс, поэтому, по возможности число целей должно быть ограниченным. Поэтому имеет значение расстановка приоритетов по степени важности и срочности реализации. Этот аспект позволит «боле грамотно разрабатывать стратегию и тактику достижения поставленных целей, отсеивать бесполезные»[12, 31].
- на четвертом
этапе осуществляется
Рисунок 1.
Построение дерева целей осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева целей раскрывается состав целей, взаимосвязь, иерархия. Для этого главная цель последовательно раскладывается на подцели по следующим правилам:
- общая
цель, находящаяся на вершине,
должна содержать описание
- при
развертывании общей цели в
иерархическую структуру целей
необходимо исходить из
- при
формулировке целей разных
- главное
свойство подцелей каждого
- «фундамент»
дерева целей должны
- исследование
и формирование количественных
целей выполняется на пятом
этапе. Количественные цели
- на последнем,
шестом этапе производится
В качестве примера рассмотрим процесс постановки целей по функциональным подсистемам, которые чаще всего выделяются в организациях – маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы и общий менеджмент. В таблице 2 приведены примерные формулировки целей по этим подсистемам.
Подсистема «Маркетинг» направляет свою деятельность на формирование спроса. Поэтому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям. Контроль изменения вкуса и спроса потребителей, сбор и обработка информации о товаре, рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.
Таблица 2.
Примерные формулировки целей функциональных подсистем
Функциональная подсистема |
Ключевая цель |
Маркетинг |
Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на конкретном рынке |
Производство |
Достичь наивысшего уровня производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции |
Научно-исследовательские |
Занять лидирующие позиции по воду новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж) |
Финансы |
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал |
Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
Менеджмент |
Определить критические |
Информация о работе Специфика понятия «цель» в управлении организацией