Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 15:45, контрольная работа
Государственная система стандартизации РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России.
Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Этот фонд представляет четырехуровневую систему:
1. Техническое законодательство.
2. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
3. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.
4. Стандарты предприятий и технические условия.
Государственная система стандартизации рф (гсс рф) начала формироваться в 1992 г. В связи со становлением государственной самостоятельности россии.
Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Этот фонд представляет четырехуровневую систему:
1. Техническое законодательство.
2. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
3. Стандарты
отрасли и стандарты научно-
4. Стандарты
предприятий и технические
Техническое законодательство является правовой основой гсс. Оно представляет совокупность законов рф, подзаконных актов по стандартизации (постановлений правительства рф, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции и услуг. Правовую основу его составляют прежде всего законы рф «о стандартизации» от 10.06.93
№ 5154-1 (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-фз); «об обеспечении единства измерений»; «о сертификации продукции и услуг».
Нормативные документы ii уровня представлены:
§ государственными стандартами российской федерации;
§ межгосударственными стандартами (гостами), введенными в действие постановлением госстандарта россии (госстроя россии) в качестве государственных стандартов российской федерации;
§ государственными стандартами бывшего союза сср (гост);
§ правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;
§ общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
Нормативные документы iii уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена, определенной отраслью народного хозяйства -- отраслевыми стандартами (ост) или сферой деятельности -- стандартами научно-технических и инженерных обществ (сто).
Нормативные документы iv уровня представлены нд, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) -- стандартами предприятий (стп) и техническими условиями (ту).
Закон рф от 10.06.93 № 5154-1 «о стандартизации» устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех предприятий независимо от их формы собственности, а также для частных предпринимателей. Закон распространяется на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг и другие организации и предприятия.
Закон о стандартизации принят в нашей стране впервые. Ранее вопросы стандартизации регулировались на правительственном уровне. Отсутствие основ законодательства вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня, отражавших текущие потребности, к их несогласованности, к проблемам в регулировании некоторых основных вопросов. С принятием закона эти недостатки во многом устраняются, создаются возможности целенаправленного развития законодательства в столь важной для населения и государства области.
Отношения в области стандартизации регулируются настоящим законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства рф (ст. 2 закона рф «о стандартизации»).
Методологические вопросы стандартизации, ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «государственная система стандартизации российской федерации», новая редакция которого принята в 1993 г. И введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает следующие документы:
- гост р
1.0-92 «государственная система
- гост р
1.2-92 «государственная система
- гост р
1.3-92 «государственная система
- гост р
1.4-92 «государственная система
- гост р
1.5-92 «государственная система
- пр 50.1.001-93
«правила согласования и
4.1 органы и службы стандартизации в рф
Органы и службы стандартизации -- организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации -- это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Государственное управление стандартизацией в российской федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления российской федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии (госстандарт россии). Работы по стандартизации в области строительства организует государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике россии (госстрой россии).
Госстандарт россии формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории российской федерации.
Госстандарт рф выполняет следующие функции:
§ координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации и метрологии;
§ взаимодействует с органами власти республик в составе российской федерации и других субъектов федерации в области стандартизации, сертификации и метрологии;
§ направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке и применению стандартов, а также по другим проблемам сообразно своей компетенции;
§ подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;
§ устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, сертификации и метрологии;
§ принимает государственные стандарты, осуществляет регистрацию нормативных документов, стандартных образцов веществ и материалов;
§ руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;
§ осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;
§ представляет россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации и метрологии и в межгосударственном совете снг;
§ сотрудничает с соответствующими органами зарубежных стран;
§ руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции госстандарта в регионах;
§ осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;
§ участвует в работах по международной региональной и межгосударственной (в рамках снг) стандартизации и др.
В оргструктуре госстандарта предусмотрены следующие подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, издательство стандартов, две типографии, три учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, сертификации и метрологии (цсм). На базе территориальных органов госстандарта созданы органы по сертификации и испытательные лаборатории, основные задачи, обязанности и права которых устанавливают взаимоувязанные типовые положения, утверждаемые госстандартом рф.
Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты по стандартизации (тк), которые специализируются в зависимости от объекта стандартизации.
Основные функции технических комитетов по стандартизации:
§ определение концепций развития стандартизации в своей области;
§ разработка проектов новых стандартов и обновление действующих;
§ оказание научно-методической помощи организациям, участвующих в разработке стандартов и др.
По линии международной стандартизации технические комитеты занимаются вопросами соответствия отечественных стандартов международным, участвуют в работе технических комитетов международных (региональных) организаций по стандартизации, а также выполняют ряд других работ.
Научно-технической базой для создания технического комитета служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует его специализации. В их число включаются и научно-исследовательские центры госстандарта рф и госстроя рф.
К работе в тк привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты.
Из других служб по стандартизации необходимо назвать специальные службы (лаборатории, отделы, бюро, центры), создаваемые в научно-исследовательских, конструкторских и других организациях и координирующие работы в области стандартизации, сертификации и метрологии.
4.2 виды и категории стандартов
В зависимости от специфики объекта стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:
§ стандарты основополагающие;
§ стандарты на продукцию, услуги;
§ стандарты на процессы;
§ стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа
Основополагающий стандарт - нормативный документ, содержащий общие или руководящие положения для определенной области. Обычно он используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. В качестве примера основополагающих стандартов можно назвать гост р 1.0-92, гост р 1.4-93, гост р 1.5-92 (нормативные документы по организации государственной системы стандартизации в россии).
Стандарт на методы испытаний - нормативный документ, устанавливающий методики, правила, процедуры различных испытаний и связанных с ними действий (например, отбор образца для проверки).
Стандарт на продукцию - нормативный документ, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Данный стандарт может быть полным или неполным. Полный стандарт на продукцию устанавливает также правила отбора образцов для испытаний, порядок проведения испытаний и т.д. Неполный стандарт на продукцию содержит часть требований к продукции (например, только требования к правилам поставки и др.).
Стандарт на процесс - нормативный документ, содержащий требования соответственно к процессу (например, к технологии производства)
Как уже сказано выше, стандарты можно разделить исходя из сферы действия. Рассмотрим содержание отдельных категорий стандартов.
Государственный стандарт российской федерации (гост р) -- стандарт, принятый государственным комитетом российской федерации по стандартизации и метрологии (госстандартом россии).
Государственные стандарты содержат требования к продукции, работам и услугам, потребности в которых имеют отраслевой характер. Эти стандарты принимает госстандарт россии, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов - госстрой россии. В государственных стандартах содержатся обязательные и рекомендательные требования.
К обязательным требованиям относятся:
§ безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы
§ техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий
§ единство методов контроля и единство маркировки.
К рекомендательным требованиям относятся:
§ основные потребительские характеристики продукции и методы их контроля;
§ требования к упаковке, транспортировке, хранению и утилизации продукта;
§ правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации;
§ правила оформления технической документации.
Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Данные стандарты принимаются государственными органами управления, которые несут ответственность за соответствие отраслевых стандартов требованиям государственных. Отраслевые стандарты регламентируют:
§ продукцию, процессы и услуги, применяемые в отрасли;
§ правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации;
§ типовые конструкции изделий отраслевого применения;
§ правила метрологического обеспечения в отрасли.
Стандарты предприятий разрабатываются и применяются самим предприятием. Стандарты предприятий регламентируют:
§ деятельность составляющих частей организации;
§ управление производством;
§ качество производимой продукции;
§ общие технологические нормы процесса производства продукции.
Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и т.д.) Разрабатываются на принципиально новую продукцию, процессы или услуги, передовые методы испытаний, нетрадиционные технологии и способы управления производством.
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.
Информация о работе Структура государственной системы стандартизации Российской Федерации