Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:07, курсовая работа
Цель работы – разработка стратегии управления персоналом в организации на основе построения эффективной системы мотивации на примере предприятия ООО «Городские Телекоммуникационные системы». В соответствии с поставленной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ теоретических и прикладных источников по проблематике стратегического управления персоналом.
2. Изучение особенностей управления персоналом ООО «ГТС».
Введение…………………………………………………………………………….2
1.Теоретико-методологические основы стратегического
управления человеческими ресурсами……………………………………………4
1.1 Стратегия управления человеческими ресурсами предприятия…………….4
1.2 Взаимосвязь стратегии управления персоналом и
стратегии развития организации…………………………………………………10
1.3 Мотивация персонала как часть стратегического плана предприятия…….11
2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
ООО «Городские телекоммуникационные системы»…………………………..19
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………19
2.2. Анализ внешней среды……………………………………………………….23
3.Построение эффективной системы мотивации персонала в рамках
реализации общей стратегии развития предприятия…………………………...32
3.1 Разработка и реализация стратегии развития предприятия………………..32
3.2 Предложения по совершенствованию мотивации персонала……………...36
Заключение…………………………………………………………………….…..43
Список литературы………………………………………………………………..45
Из таблиц 2 и 3 видно:
- наибольший удельный вес в составе работников предприятия составляют мужчины, женщины в основном заняты на работе в экономических службах (бухгалтерия, отделы продаж) и в обслуживании производства (уборщицы);
- все показатели
численности персонала с
- средняя заработная плата с каждым годом растет, так как увеличиваются объемы выручки;
В целом вышерассмотренные основные экономические показатели деятельности предприятия ООО «ГТС» свидетельствуют о развитии предприятия и перспективах его дальнейшего развития.
2.2. Анализ внешней среды
Среда внешнего воздействия – совокупность двух относительно самостоятельных подсистем – макроокружения (косвенные факторы) и непосредственного окружения (прямые факторы). Факторы прямого воздействия – факторы, которые влияют непосредственно на деятельность организации и оказывают наиболее сильное влияние (рисунок 1).
Рисунок 1 - Внешняя среда организации.
Анализ внешней среды косвенного воздействия проведем с помощью PEST-анализа (таблица 4).
Таблица 4 - Обобщение результатов оценки факторов косвенного воздействия внешней среды ООО «ГТС»
Факторы |
Важность для СЗХ |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Сила воздействия |
Х |
Y |
Z |
S=X+Y+Z | |
Политические и правовые | ||||
1.Состояние законодательства |
2 |
2 |
1 |
5 |
2. Экономическая политика государства |
3 |
3 |
1 |
7 |
3. Внутриполитическая стабильность |
2 |
2 |
1 |
5 |
4. Международное сотрудничество |
1 |
2 |
1 |
4 |
Итого |
8 |
9 |
4 |
21 |
Экономические | ||||
1. Уровень экономич-го развития страны |
3 |
2 |
1 |
6 |
2. Инфляция |
2 |
2 |
-1 |
3 |
3. Уровень доходов населения |
3 |
3 |
-1 |
5 |
4. Тенденции потребления населения |
3 |
3 |
-1 |
5 |
5. Система налогообложения |
2 |
2 |
-1 |
3 |
Итого: |
13 |
12 |
-3 |
22 |
Социальные | ||||
1. Культурные и нравственные ценности |
2 |
2 |
1 |
5 |
2. Уровень образования населения |
1 |
0 |
1 |
2 |
3. Стиль жизни |
2 |
2 |
1 |
5 |
4. Степень урбанизации |
2 |
2 |
1 |
5 |
5. Формы культуры |
1 |
0 |
1 |
2 |
Итого: |
8 |
6 |
5 |
19 |
Технологические и технические | ||||
1. Технологические изменения в отрасли |
3 |
3 |
1 |
7 |
2. Внедрение современных ИТ |
2 |
3 |
1 |
6 |
3. Ужесточение требований безопасности |
3 |
3 |
1 |
7 |
4. Автоматизация оборудования |
2 |
3 |
1 |
6 |
Итого: |
10 |
12 |
4 |
26 |
Экологические | ||||
1. Природные ресурсы |
1 |
1 |
1 |
3 |
2. Климатические условия |
1 |
1 |
-1 |
1 |
3. Дефицитность отдельных ресурсов |
1 |
1 |
1 |
3 |
4. Уровень загрязненности |
1 |
1 |
-1 |
1 |
5. Источники сырья |
1 |
1 |
1 |
3 |
Итого: |
5 |
5 |
3 |
11 |
ВСЕГО: |
44 |
44 |
13 |
101 |
Политические факторы в целом влияют достаточно опосредованно на деятельность ООО «ГТС». Стоит отметить, что проводимые в стране реформы и общая направленность (различные государственные и муниципальные программы) на строительство нового жилья в целом оказывают положительное влияние на повышение спроса на продукцию предприятия.
Экономические факторы: предприятие ООО «ГТС» не пользуется льготами по налогообложению, уровень доходов населения в области достаточен, поэтому покупательная способность высокая. Несомненно фактор инфляции оказывает негативное влияние на предприятие. Тенденция потребительских предпочтений населения имеет положительное влияние, чему способствует развивающаяся система потребительского кредитования.
Социально-культурные факторы: в случае ООО «ГТС» на его деятельность оказывают в общем умеренное влияние: культурные особенности страны; традиции, обычаи населения; демографическая обстановка в стране. Население, проживающее в городе естественно стремиться выбрать качественные услуги предоставления интернета и телефона.
Научно- технический прогресс оказывает значительное влияние на предприятие ООО «ГТС», новые технологии и оборудование позволяют усовершенствовать способы, повысить качество предоставляем услуг, что благоприятно сказывается на спросе приобретения интернета и телефонии.
Экологические факторы влияют на деятельность предприятия достаточно опосредовано.
Анализ прямого воздействия внешней среды характеризует отрасль (рынок), на котором позиционируется объект исследования и осуществляется посредством анализа конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов, имеющих прямые деловые контакты с изучаемым предприятием. Для анализа внешней среды ближнего окружения используем модель пяти сил Портера, которая включает следующие факторы:
1. Производители аналогичной услуги (внутриотраслевая конкуренция).
2. Сила влияния поставщика.
3. Конкурентная сила покупателей продукта.
4. Сила потенциальных производителей аналогичной продукции.
5. Сила производителей товаров-заменителей.
Для обобщения результатов анализа составим таблицу 5.
Таблица 5 - Характеристика ООО «ГТС» и его конкурентов
Показатели |
ООО «ГТС» |
ЗАО «Эр-Телеком» |
ЗАО «Муль-тирегион» |
ОАО «Волга Телеком» |
Ассортимент товаров |
2 |
3 |
3 |
4 |
Качество |
2 |
2 |
2 |
2 |
Цена |
3 |
2 |
2 |
3 |
Объем реализации |
2 |
3 |
2 |
3 |
Менеджмент предприятия |
2 |
2 |
2 |
3 |
Производственные мощности |
9 |
5 |
5 |
5 |
- по гибкости |
3 |
1 |
1 |
2 |
- потенциал |
3 |
2 |
2 |
2 |
- уровень износа |
3 |
2 |
2 |
1 |
Устойчивость финансовых отношений |
2 |
2 |
2 |
2 |
Клиентура |
2 |
2 |
2 |
3 |
Организация сбыта |
2 |
2 |
2 |
2 |
Организация стимулирования продаж |
1 |
2 |
1 |
2 |
Итого: |
27 |
25 |
23 |
29 |
где: 3 - хороший показатель; 2 - средний показатель; 1 - удовлетворительный.
Главный конкурент ООО «ГТС» - ОАО «ВолгаТелеком» реализует услуги более широкого ассортимента как исследуемое предприятие, но по производственным мощностям, возможностью и срокам охвата новых зон проигрывает исследуемому предприятию. Однако за счет более долгого осуществления деятельности и масштабу деятельности федерального значения в сфере телекоммуникаций занимает большую долю рынка.
Цены на услуги конкурентов незначительно отличаются от цен исследуемого предприятия, но у многих из них хорошо развитая сбытовая сеть, дополнительные офисы продаж, постоянная клиентура.
ООО «ГТС» выгодно отличается от предприятий-конкурентов тем, что с 2006 г. плодотворно сотрудничает с отечественными и зарубежными поставщиками, которые в кротчайшие сроки доставляют современное высокопроизводительное не дорогостоящее оборудование, а так же возможностью предоставления услуг в отдаленных местах за малый промежуток времени. Всё это дает предприятию постоянный уровень сбыта, а также формировать невысокий уровень цен.
Для обобщения результатов анализа внешней среды ближнего окружения составим таблицу 6.
Таблица 6 - Обобщение результатов оценки факторов прямого воздействия внешней среды ООО «ГТС»
Факторы |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Сила воздействия |
Y |
Z |
S=Y+Z | |
Производители аналогичной продукции/услуг |
15 |
1 |
16 |
1. количество отраслевых организаций |
6 |
-1 |
5 |
2. темп развития рынка |
3 |
1 |
4 |
3. степень дифференцированности услуг |
3 |
1 |
4 |
4. сложность выхода из бизнеса |
1 |
1 |
2 |
5. вхождение сильных компаний из других отраслей |
2 |
-1 |
1 |
Сила влияния поставщика |
8 |
4 |
12 |
1. соотношение спроса и предложения |
2 |
1 |
3 |
2. количество фирм-поставщиков и уровень конкуренции между ними |
3 |
1 |
4 |
3. доля закупок у данного поставщика от общего объема закупок |
2 |
1 |
3 |
4. наличие товаров заменителей |
1 |
1 |
2 |
Конкурентная сила покупателей продукта: способность требовать наличия определенных потребительских свойств у продукта/услуги и формировать спрос на него |
2 |
1 |
3 |
Сила потенциальных производителей аналогичной продукции |
5 |
2 |
7 |
1. возможность переключить покупателя на свои услуги |
3 |
1 |
4 |
2. высота входного барьера в отрасль |
2 |
1 |
3 |
Сила производителей услуг-заменителей |
4 |
0 |
4 |
1. вероятность переключения потребителя на заменитель услуги |
2 |
-1 |
1 |
2. зависимость вероятности
переключения от стоимости |
2 |
1 |
3 |
ИТОГО |
34 |
8 |
42 |
Потребители – население, организации и фирмы
В целом прямое
воздействие внешней среды
Одной из основных особенностей деятельности предприятий телекоммуникационной (IT) отрасли является стабильный спрос на услуги, при стабильно высокой конкуренции внутри отрасли. В условиях постоянного прогресса в области разработки передачи данных как по проводным так и по беспроводным каналам продолжается рост спроса на услуги IT-предприятий.
Стабильно высокий спрос на услуги наблюдается, прежде всего, со стороны крупных национальных и международных холдингов и обусловлен как высокой географической рассредоточеностью отдельных подразделений, так и потребностью в достаточно быстром обмене данными между этими подразделениями. Качественная IT-инфраструктура помогает потребителям услуг связи повысить управляемость подразделений и сократить непроизводственные расходы, а поставщику – получать стабильную прибыль от постоянных и высоко лояльных клиентов.
Постоянный стабильный доход предприятий связи повышает и капиталоёмкость данной сферы деятельности. Поэтому стоимость вхождения на рынок для новых конкурентноспособных компаний с каждым годом возрастает. Также, возрастают риски и для предприятий, работающих на этом рынке достаточно давно – это обусловлено повышением требований к ассортименту и качеству услуг со стороны постоянных и новых клиентов, а также необходимостью постоянного обновления технологий и основных средств (оборудования). Все эти факторы становятся особенно важными сегодня, в период экономического спада, который вызвал не только снижение покупательской способности и потребительского спроса на услуги, но и повышение цен на высокотехнологичное оборудование связи.
Анализ всего выше сказанного позволяет сформулировать SWOT-анализ компании ООО «ГТС», предоставляющего полный спектр услуг связи (проводная и беспроводная телефония, доступ в сеть Интернет, услуги радиосвязи, информационные услуги) на территории г. Кирова
Результаты анализа представлены в виде расщиренной SWOT-матрицы (таблица 7).
Таблица 7 – Расширенная матрица SWOT – анализа.
Возможности: Постоянно растущий спрос на услуги связи и появление новых клиентов. Постоянные разработки и внедрение новых видов услуг и тарифных планов как для постоянных клиентов, так и с целью привлечения новых. Высокая способность
персонала к повышению Доступ к высококвалифицированным кадровым резервам и ресурсам. Ослабление позиций конкурентов в связи с падением спроса из-за спада экономики. Возможность быстрого развития с началом экономического роста и восстановлением уровня спроса на услуги связи. |
Угрозы: Появление на рынке конкурентов с более выгодными тарифными планами для разных категорий потребителей . Замедление роста рынка проводной телефонной связи и проводных сетей передачи данных. Повышение требований рынка по качеству услуг проводной и беспроводной связи. Изменение характера спроса на различные виды услуг связи. Падение спроса на отдельные виды услуг связи Изменения в действующем законодательстве. Неблагоприятные демографические изменения в регионе. | |
Сильные стороны: Высокая доля рынка в городе и регионе. Собственные сети передачи данных. Опыт постоянной разработки и внедрения новых услуг и новых тарифных планов. Квалифицированный и опытный персонал и менеджмент. Высокая узнаваемость и конкурентноспособность торговой марки. Административный ресурс. |
Ориентация на потребителя. Постоянная разработка и внедрение новых тарифных планов Внедрение и совершенствование новых биллинговых систем. Повышение уровня сервиса. |
Повышение конкурентоспособности услуг. Постоянное обновление технологического парка оборудования. Инвестиции в маркетинговые кампании и рекламу. |
Слабые стороны: Низкая мотивация менеджмента к внедрению инноваций – в связи с высоким проникновением на рынок и высокой узнаваемостью торговой марки. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности. Недостаток финансирования подразделений, ответственных за выработку новых стратегий поведения предприятия на рынке. |
Развитие творческой активности. Мотивация персонала, вовлечение персонала в процесс непрерывного совершенствования предприятия. |
Реструктуризация бизнес-процессов. Разработка рациональной системы измерений и оценки качества процессов, эффективности и производительности. Непрерывный контроль процессов. Информационное обеспечение. |
Анализ деятельности предприятия показывает, что в ООО «ГТС» недостаточное внимание уделяется изысканию внутрипроизводственных резервов стимулирования трудовой активности работников.
В управлении персоналом применяются следующие группы методов.
1. Административно-
организационные методы
- регулирование
взаимоотношений сотрудников
- использование
властной мотивации (издание
- стимулирование
труда работников посредством
гарантированного
2. Материальное
стимулирование труда работнико
3. Социально-психологические методы управления:
- развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания, ведения корпоративной рекламы, широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной рабочей одеждой и т.п.- стимулирование на основе выражения общественного признания (доски почета, награды, вымпелы, публичные поощрения);
- оптимизация рабочих мест.
Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования. В соответствии с Трудовым Кодексом РФ предприятие самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения. Основные правила оплаты труда и премирования закреплены Положением об оплате труда работников ООО «ГТС», утверждаемым приказом директора. Реализация некоторых управленческих мер гасит заинтересованность в полном использовании резервов работников в повышении эффективности труда. Проблемы стимулирования высокопроизводительного труда касаются: во-первых, слабой роли первичных трудовых коллективов в повышении эффективности труда: инициатива и предприимчивость работников не поощряются, а часто, наоборот пресекаются; фонд экономического стимулирования не образуется, а выделяется им из централизованных источников; во-вторых, управлением персоналом занимаются люди, не имеющие специального образования для осуществления данного вида деятельности.