Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:38, дипломная работа

Описание работы

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы управления качеством продукции
1.1 Качество продукции как объект управления
1.2 Содержание системного подхода к управлению качеством
1.3 Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике
2. Анализ деятельности предприятия ОАО "Железобетон"
2.1 Системный подход управления качеством продукции на предприятии ОАО "Железобетон"
2.2 Организация разработки систем управления качеством на предприятии
2.3 Рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством
2.4 Внедрение системы менеджмента качества на предприятии ОАО "Железобетон"
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

4.docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

      Как всякий  процесс управления, управление  качеством осуществляется путем  реализации управленческих функций.  Для построения концепции управления  качеством особое значение имеет  процессный подход к управлению  как один из подходов, рассматриваемых  в теории менеджмента. Такой  подход позволяет организовать  и представить управление качеством  как непрерывную цепь логически  взаимосвязанных функций, воздействующих  на производство целью обеспечения  качества. Определив состав функций,  можно сформулировать концепцию  и построить наглядную концептуальную  модель управления качеством,  а затем, в соответствии с  ней, изложить методы выполнения  каждой функции (методологию управления  качеством ).

      При использовании  процессного подхода в управлении  предприятии применяются следующие  функции: заключение сделок, принятие  решений, планирование, организация,  мотивация, подбор персонала,  распоряжение, контроль, коммуникация (информация), исследование, оценка, координация  и др.

      По аналогии  с этими функциями, процесс  управления качеством логично  начать с взаимодействия с  внешней средой, в первую очередь  с заказчиками и рынками сбыта,  в результате чего поставщик  определяет требуемые свойства  и характеристики (качество) своей  продукции. Исходя из этих требований, поставщик анализирует свои технологические  возможности и определяет политику  в области качества, а также  требования к своим субподрядчикам  – поставщикам материалов и  комплектующих элементов. На основе  этой политики осуществляется  планирование качества. Затем, в  рамках общей организации работ  на предприятии организуется  работа по достижению требуемого  качества в процессе производства  продукции с выделением необходимых  ресурсов, осуществляется подготовка  и мотивация, персонала. Далее,  непосредственно при управлении  процессом производства, осуществляется  контроль качества продукции  и анализируется полученная информация. По результатам анализа полученной  информации разрабатывают соответствующие  мероприятия и руководство предприятия  принимает необходимые решения.

      Заключительный  этап в управлении качеством  – реализация мероприятий. Как  правило, эти мероприятия направлены  на устранение выявленных отступлений  от намеченных свойств и характеристик  продукции и улучшение производственного  процесса. Но, кроме этого, они  могут быть направлены на корректировку  ранее принятых планов, изменение  организации работ, улучшение  подготовки и повышение мотивации  персонала, а также на выбор  других, более квалифицированных  поставщиков материалов и комплектующих  изделий.

      После реализации  мероприятий продукция может  поставляться заказчику или на  рынок, и циклом управления  качеством заканчивается выполнением  той же функции, с которой  он начинался, - взаимодействие с  внешней средой.

      После этого  поставщик получает информацию  с рынка или от заказчика  о качестве поставленной продукции.

      Конечно,  это – схема, принцип управления. В жизни от принятия заказа  и до его выполнения реализуется  не один описанный выше цикл  управления. Если вдуматься, то  такие циклы многократно реализуются  на каждом этапе создания продукции:  в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода  в эксплуатацию. При этом каждый  раз выполняются одни и те  же отмеченные здесь функции,  которые при последовательной  реализации и составляют, на наш  взгляд, процесс управления качеством.

      Таким образом,  концепция управления качеством  может быть сформулирована следующим  образом. Управление качеством  представляет собой непрерывный  процесс воздействия на производство  путем последовательной реализации  логически взаимосвязанных функций  с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала,  организация работы по качеству, контроль качества, информация о  качестве, разработка мероприятий,  принятие решений и реализация  мероприятий.

      Современное  управление качеством исходит  из положения, что деятельность  по управлению качеством не  может быть эффективной после  того, как продукция произведена;  эта деятельность должна осуществляться  в ходе производства продукции.  Важна также деятельность по  обеспечению качества, которая предшествует  процессу производства.

      Качество  определяется действием многих  случайных, местных и субъективных  факторов. Для предупреждения влияния  этих факторов на уровень качества  необходима система управления  качеством. При этом нужны не  отдельные разрозненные и эпизодические  усилия, а совокупность мер постоянного  воздействия на процесс создания  продукта с целью поддержания  соответствующего уровня качества.

      Управление  качеством неизбежно оперирует  понятиями: система, среда, цель, программа и др.

      Управляющая  система создает и обеспечивает  менеджмент качества. В современной  литературе и практике используются  следующие концепции менеджмента  качества:

     - система качества (Quality System);

     - система менеджмента,  основанная на управлении качеством  (Quality Driven Management System);

     - всеобщее управление  качеством (Total Quality Management);

     - обеспечение  качества (Quality Assurance);

     - управление  качеством (Quality Control);

     - статистический  контроль качества (Statistical Quality Control);

     - система обеспечения  качества (Quality Assurance System);

     - гарантия продукции  (Product Assurance);

     - всеобщий производственный  менеджмент (Total Manufacturing Management);

     - передовой  производственный опыт (Good Manufacturing Practices);

     - система управления  производственными ресурсами (Environmental Management System);

     - всеобщий менеджмент  качества в сфере охраны окружающей  среды (Environmental TQM);

     - всеобщее обеспечение  производства (Total Manufacturing Assurance);

     - интегрированный  менеджмент процессов (Integrated Process Management);

     - менеджмент  в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);

     - система внедрения  непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System);

     - полное преобразование  качества (Total Quality Transformation);

     - менеджмент  системы качества (Quality System Management);

      Есть и  другие концепции менеджмента  качества. Мы привели только небольшую  их часть, но важную для понимания  качества как объекта управления. Перечисленные концепции отражают  сущность разных методов, используемых  в методологии TQM для решения  различных проблем качества.

      TQM имеет  огромное значение в управлении  современными фирмами.

      Управляющая  система начинается с руководства  высшего звена. Именно руководство  высшего звена должно исходить  из стратегии, что фирма способна  на большее по сравнению с  прошлым. В организационной структуре  фирмы могут быть предусмотрены  специальные подразделения, занимающиеся  координацией работ по управлению  качеством. Распределение специальных  функций управления качеством  между подразделениями зависит  от объема и характера деятельности  фирмы.

      Для качества  как объекта менеджмента свойственны  все составные части менеджмента:  планирование, анализ, контроль.

      Современный  менеджмент качества базируется  на результатах исследований, выполненных  крупными зарубежными корпорациями  по программам консультантов  по управлению качеством. Это  опыт таких известных фирм, как  "Хьюлетт-Паккард", и др. В 1980-е  годы на политику этих и  ряда других фирм оказали влияние  разработки Ф.Б. Кросби, У.Э. Деминга,  А.В. Фейгенбаума, К. Исикавы,  Дж. М. Джурана. Основой деятельности  ведущих фирм стали следующие  направления улучшения работы:

     - заинтересованность  руководства высшего звена;

     - образование  совета по улучшению качества  работы;

     - вовлечение  всего руководящего состава в  процесс улучшения работы;

     - обеспечение  коллективного участия;

     - обеспечение  индивидуального участия;

     - создание групп  по совершенствованию систем (групп  регулирования процессов);

     - более полное  вовлечение поставщиков;

     - обеспечение  качества функционирования систем  управления;

     - разработка  и реализация краткосрочных планов  и долгосрочной стратегии улучшения  работы;

     - создание системы  признания заслуг.

      Особенно  следует отметить такое направление,  как обеспечение качества функционирования  систем управления. Консультанты  по управлению качеством обратили  внимание, что службы по управлению  качеством и надежностью направили  усилия и ресурсы на выявление  проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась  система управления по отклонениям.  Эта система реагировала на  ошибки и недооценивала роль  профилактических мероприятий, а  также роль подразделений, не  связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение  качества зависит от систем  управления, регулирующих производственно-хозяйственную  деятельность фирм.

      Фирмы, функционирующие  в рыночной экономике, формулируют  политику в области качества  таким образом, чтобы она касалась  деятельности каждого работника,  а не только качества предлагаемых  изделий или услуг. В политике  четко определяются уровни стандартов  качества работы для конкретной  фирмы и аспекты системы обеспечения  качества. При этом продукция  заданного качества должна быть  поставлена потребителю в заданные  сроки, в заданных объемах и  за приемлемую цену.

      Сегодня  в управлении качеством важное  значение имеет сертифицированная  система менеджмента качества, являющаяся  гарантией высокой стабильности  и устойчивости качества продукции.  Сертификат на систему качества  позволяет фирме сохранить конкурентные  преимущества на рынке.

 

 

      1.2 Содержание  системного подхода к управлению  качеством

 

 

      Понятия  "система" и "системный  подход" в современном мире  используются достаточно широко  в различных областях знаний  и деятельности, хотя до настоящего  времени отсутствует строгое,  общепринятое определение системы.  Это, на наш взгляд, объясняется  чрезвычайной сложностью данного  понятия, для которого трудно  подобрать адекватную формулировку. Система (греч. systēma – составленное  из частей, соединение) трактуется  философией как совокупность  элементов, находящихся в отношениях  и связях между собой и образующих  определенную целостность, единство. Но это определение не имеет  ограничений, так как причинно-следственными  связями охвачены практически  все объекты мира. Следовательно,  под понятие "система" подходит  чрезвычайно широкий круг явлений:  от вселенной до предметов  обихода. По этой причине многочисленные  дефиниции не нашли поддержки  у научной общественности и  до настоящего времени отсутствует общепринятая формулировка. При этом формально пользуются широкой трактовкой термина, а конкретизируют понятие через перечисление его свойств.

      Система  часто определяется как совокупность  взаимосвязанных элементов, объединенных  в единое целое благодаря тому, что ее свойства не сводятся  к свойствам составляющих ее  элементов [49. С. 69]. Основными чертами  системы являются: наличие разнообразных  элементов, среди которых обязательно  есть системообразующий, связи  и взаимодействия элементов, целостность  их совокупности (внешняя и внутренняя  среда), сочетание и соответствие  свойств элементов и их совокупности  в целом.

      Системе  присуще свойство развиваться,  адаптироваться к новым условиям  путем создания новых связей, элементов со своими локальными  целями и средствами их достижения.

      Раскрывая  сущность системного подхода,  обычно имеют в виду, что речь  идет не просто о наборе  процедур, операций и приемов,  а о совокупности (системе) принципов,  которые определяют общую цель  и стратегию теоретической и  практической деятельности. Системный  подход в настоящее время является  наиболее важным и продуктивным  при исследовании различных социально-экономических  явлений, в том числе управления.

      Системный  подход к управлению базируется  на совокупности принципов, которые  по своей сути отражают его  содержание и особенности: целостности,  совместимости элементов целого, функционально-структурного строения  целого, развития, лабилизации функций,  полифункциональности, итеративности,  вероятностных оценок, вариантности [90. С. 72 - 75]

      Системный  подход к управлению качеством  в настоящее время предусматривает  функционирование системы качества, направленное на реализацию политики  в области качества посредством  осуществления основных управленческих  функций на различных стадиях  жизненного цикла объекта управления  в этой системе. Важнейшей составляющей  данного подхода является устойчивость  функционирования системы управления  качеством. Устойчивость – это  обобщающее понятие, которое складывается  из большой группы факторов, непосредственно  на нее влияющих. Потеря устойчивости  в общем случае может произойти  из-за изменения параметров системы  (в ходе бифуркации), из-за наличия  не предусмотренных при создании  системы воздействий внешней  среды либо из-за нарушения  связей в системе, когда меняется  ее структура.

      Необходимость  формирования системного подхода  к управлению качеством была  фактически осознана к середине 60-х годов нашего столетия, когда  все явственнее стало ощущаться,  что сам по себе контроль  качества даже при всемерном  его усилении, расширении масштабов,  увеличении числа объектов и  участников не может существенным  образом изменить состояние дел  в лучшую сторону. Усиление  контроля не могло дать ответа  на вопросы о том, как учитывать  мнение возможных потребителей, характер их запросов; какие требования  к качеству предъявляются техническим  и социальным прогрессом; что  должны делать для улучшения  качества и своевременного обновления  продукции отдельные подразделения  предприятий. А именно эти вопросы  все чаще возникали перед теми, кто занимался качеством. Именно  в данный период начинает реализоваться  важнейшая, по нашему мнению, тенденция,  связанная со становлением и  все более широким использованием  системного подхода к управлению  качеством. Первой попыткой использования  системного подхода к управлению  качеством в нашей стране считают  разработку и внедрение в 1955 году на предприятиях Саратовской  области, и прежде всего на  Саратовском авиационном заводе, системы бездефектного проектирования  и изготовления промышленных изделий и сдачи их ОТК с первого предъявления – системы БИП. На ее основе на предприятиях Львовской области была разработана система бездефектного труда – СБТ. Вслед за этим появилась горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), получившая дальнейшее развитие на Ярославском моторном заводе (позднее объединение "Автодизель"). В 1963 году здесь была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса). И, наконец, с 1972 года на предприятиях страны начинают разрабатываться и внедряться комплексные системы управления качеством (КСУКП). Эта тенденция заключается в том, что работы по качеству в своей совокупности неуклонно, объективно, естественным образом стали преобразовываться (на настоящий момент уже преобразовались) в специфическую функцию организации и управления производством. Данное положение, на наш взгляд, требует более подробного рассмотрения. Согласно всем вышеперечисленным методам и конкретным подходам предприятием необходимо управлять целостно, то есть системно, но с учетом конкретной ситуации. Системный подход обусловливает создание на каждом предприятии гибкой системы менеджмента, которая включает определенный состав подсистем. Используя сложившуюся в отечественной теории и практике управления терминологию, среди таких подсистем можно выделить, например подсистему общего линейного менеджмента, целевые, комплексные функциональные и обеспечивающие подсистемы. При этом различные ученые, занимающиеся проблемами менеджмента, предлагают свое видение их содержания. На наш взгляд, наиболее полно состав приведенных подсистем характеризует В.М. Мишин. В частности, им предложен один из вариантов модели системы менеджмента промышленного предприятия, представленный на рис.1.3.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии