Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:38, дипломная работа

Описание работы

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы управления качеством продукции
1.1 Качество продукции как объект управления
1.2 Содержание системного подхода к управлению качеством
1.3 Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике
2. Анализ деятельности предприятия ОАО "Железобетон"
2.1 Системный подход управления качеством продукции на предприятии ОАО "Железобетон"
2.2 Организация разработки систем управления качеством на предприятии
2.3 Рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством
2.4 Внедрение системы менеджмента качества на предприятии ОАО "Железобетон"
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

4.docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

      Разработка  основного стандарта предприятия  осуществляется координационно-рабочей  группой; общих и специальных  стандартов – подразделениями  и службами в соответствии  с их функциями.

      В процессе  дальнейшей разработки КС УКП  уточняются задачи по каждой  функции управления, порядок решения.

      На основе  установленных таким образом  по каждому подразделению задач,  решаемых в рамках КС УКП  ведущими подразделениями с привлечением  в необходимых случаях других  подразделений предприятия, разрабатываются  СТП и определяется состав  организационно-технических мероприятий,  обеспечивающих их решение. Предложения  предлагаются службе управления  качеством, где они анализируются  и используются при составлении  комплексного плана повышения  качества продукции.

      Завершением  разработки КС УКП является  комплекс материалов, регламентирующих  порядок и правила работ в  рамках КС УКП, в том числе:  разработанные и утвержденные  СТП; уточненные положения о  функциональных подразделениях  и должностные инструкции; утвержденные  планы мероприятий по внедрению  СТП и КС УКП в целом; разработанная  организационная структура системы;  установленный порядок решения  каждой задачи по всем управляющим  и обеспечивающим функциям системы;  разработанная система информационного  обеспечения и документооборота.

      В общем  случае в состав задач головного  подразделения входят: координация,  методическое руководство и контроль  за ходом работ по созданию  и обеспечению функционирования  КС УКП; участие в работах  по внедрению стандартов, в том  числе СТП, планирование, контроль, оценка и анализ качества выпускаемой  продукции и труда в подразделениях  предприятия; проведения анализа  качества выпускаемой продукции  с целью выявления причин дефектов  и разработки мероприятий по  их устранению; долгосрочный анализ  динамики качества продукции  и воздействующих на него организационно-технических  факторов; организация и руководство  работами по аттестации качества  продукции на этапе технологической  подготовки производства; руководство  работами по технико-экономической  оценке проводимых в рамках  создания КС УКП мероприятий;  информация работников предприятия  на всех уровнях управления  и достигнутых результатов, показателях  качества продукции, плановых  заданиях по повышению качества  выпускаемой продукции; контроль  за исполнением решений, принятых  по КС УКП.

      Работники  предприятия при решении задач  КС УКП руководствуются действующими  положениями, должностными инструкциями, СТП и другими документами,  дополненными в необходимых случаях  соответствующими инструкциями  о правилах выполнения работ,  использовании технических средств,  порядке ведения первичной технической  документации и др.

      В составе  работ по КС УКП на предприятии  ОАО "Железобетон" предусматривается  осуществление комплекса технических  мероприятий. В том числе: разработка  локальных систем автоматизированного  контроля готовых изделий, оборудование  постов операционного контроля, установка в цехах информационных  стендов, укомплектование цехов  и контрольных служб средствами  измерений, разработка технологических  карт и карт операционного  контроля т др. Предусматриваются  также мероприятия по повышению  культуры труда – улучшению  условий труда работников, занятых  на основных и вспомогательных  операциях, освещенности рабочих  мест, снижению уровня шума и  вибрации, установке вентиляционных  систем и кондиционеров, организации  уголков отдыха в цехах. На  основе определения организационной  структуры и комплекса технических мероприятий, проводимых в составе работ по созданию КС УКП, ведется разработка информационного обеспечения этой системы, которая является одним из важнейших условий ее эффективного функционирования.

      Внедрение  КС УКП на предприятии ОАО  "Железобетон" производится  поэтапно по мере подготовки  решения отдельных задач в  соответствии с утвержденным  графиком введения в действие  элементов системы. В общем  случае предусматривается следующий  состав работ по внедрению  КС УКП: обеспечение соответствия  условий производства требованиям,  предъявляемым к качеству изготовления  железобетонных изделий; повышение  эффективности технического контроля, в первую очередь профилактики  брака и нарушений технологической  дисциплины; внедрение бездефектного  труда, информационное обеспечение,  комплекса стандартов предприятия;  освоение решения задач КС  УКП с применением ЭВМ; отработка  взаимодействия всех составляющих  КС УКП.

      На первом  этапе внедряется информационно-справочная  система. Ее целью является  подготовка всей необходимой  информации для выработки решений  по управлению качеством. На  следующем этапе ведется разработка  алгоритмов для принятия решений  в типовых ситуациях с постепенным  включение ЭВМ в контур оперативного  управления. Во всех случаях в  первую очередь осуществляются  мероприятия организационного характере,  не требующих существенных материальных  затрат. К таким мероприятиям  могут относиться: меры по усилению  технического контроля, оперативное  извещение исполнителей об обнаруженных  дефектах, контроль за принятыми  решениями, четкое распределение  между работниками предприятия  функций по повышению качества  продукции, внедрение организационно-методических  стандартов, повышение эффективности  системы морального и материального  стимулирования.

      В процессе  внедрения КС УКП координационно-рабочая  группа осуществляет постоянный  контроль за состоянием работ  по стандартизации. В дальнейшем, после внедрения системы эту  функцию выполняет организуемая  вместо КРГ служба управления  качеством продукции.

      Проводится  также постоянная работа по  выявлению, систематизации дефектов  сборных деталей и анализу  их причин. В зависимости от  цели анализа дефектов они  систематизируются по различным  признакам. В первую очередь  осуществляются мероприятия по  устранению систематических причин  появления критических дефектов  сборных деталей, т. е. окончательного  брака, затем ликвидации причин  значительных дефектов, существенно  снижающих эксплуатационно-технологические  показатели качества изготовленных  изделий. Далее принимаются меры  по устранению причин, наиболее  часто повторяющихся малозначительных  дефектов.

      При этом  на различных уровнях управления  осуществляются следующие управляющие  воздействия:

      рабочее  место — выполнение операций  в полном соответствии с установленными  требованиями;

      участок,  цех — разбор допущенных нарушений  непосредственно на рабочем месте  в присутствии исполнителя, обсуждение  выявленных нарушений на сменных  рабочих собраниях (бригадир, контролер  и мастер ОТК; сменный мастер, начальник участка); обсуждение на  сменных рапортах случаев нарушений  технологии; проведение цеховых  Дней качества с разбором причин  нарушений и разработкой мероприятий по их ликвидации (сменный технолог, заместитель начальника цеха, начальник цеха);

      предприятие  — разбор случаев систематического  нарушения требований НТД и  брака, контроль выполнения плана  мероприятий по качеству, проведение  оперативных совещаний с разбором  показателей работы цехов, проведение  заводских Дней качества (директор, главный инженер, зам. директора  или зам. главного инженера  по качеству).

      Оценку технико-экономической  эффективности КС УКП производят  по качественным и количественным  показателям. К качественным эффектам  относят улучшение управления  производством и условий управленческого  труда, повышение оперативности  управления и др. К расчетным  эффектам относят показатели  социальных эффектов и экономической  эффективности внедрения и функционирования  КС УКП. Среди показателей социальной  эффективности — освоение новых  видов продукции, снятие с производства  изделий устаревших проектов  крупнопанельных жилых домов.  К показателям экономической  эффективности относят показатели  хозрасчетной экономической эффективности  КС УКП и показатели экономической  эффективности затрат на разработку  и внедрение системы.

      Целесообразность  совершенствования внедренной системы  может быть обусловлена рядом  задач: повышением требований  к качеству выпускаемой продукции  и подготовкой к переходу на  строительство домов новых серий,  реконструкцией предприятий и  модернизацией технологического  оборудования, совершенствованием  технологических процессов и  управления производством. На  этом этапе совершенствования  КС УКП проводятся работы по  пересмотру и разработке новых  стандартов, повышению уровня автоматизации  работ по контролю, анализу и  оценке качества изготовления  продукции.

      Одной из  важнейших задач на этом этапе  является изыскание дополнительных  производственных резервов и  путей дальнейшего повышения  качества изготовления изделий.  Ее решение в общем случае  должно предусматривать проведение  дальнейшей работы по следующим  основным направлениям:

      по основным  и вспомогательным материалам  — анализ влияния качества  материалов на показатели качества  продукции; влияние качества материалов  на издержки и потери в ходе  производства; влияние ритмичности  поставок материалов на качество  выпускаемой продукции; анализ  динамики качества поставляемых  материалов;

      по технологическому  оборудованию — статистический  анализ точности форм и оснастки; влияние отказов оборудования  на качество выпускаемой продукции;

      по технологическим  операциям – статистический анализ  стабильности технологических параметров; анализ. межцеховых возвратов; анализ  нарушений технологической дисциплины ;

      по качеству  продукции — учет и анализ  брака; динамика качества изготовления  изделий; статистический анализ  дефектов продукции;

      по экономике  – анализ рекламаций и штрафных  санкций по видам дефектов; анализ  затрат и потерь в связи  с нарушениями в ходе производства; влияние качества продукции на  ее себестоимость, анализ показателей  качества труда в разрезе цехов,  участков, бригад, смен, технологических  линий; а также влияние квалификации  работников и системы стимулирования  на качество труда.

      За период  с 1998 г. по март 2000 г. предприятие  получило сертификаты соответствия  в Системе ГОСТ Р на такие  виды серийно выпускаемой продукции  как:

      аэродромные  плиты для строительства аэродромов  гражданского и оборонного назначения;

      центрифугированные  стойки для опор контактной  сети железных дорог;

      опоры высоковольтно-сигнальных  линий автоблокировки железных  дорог;

      сваи забивные  квадратного сечения;

      дорожные  плиты;

      стойки для  воздушных линий электропередачи;

      панели оград;

      фундаментные  блоки;

      плиты перекрытия  длиной 6,3 и 9 м. шириной от 1,2 до 1,5 м.

 

 

      2.3 Рекомендации  по совершенствованию процесса  управления качеством на предприятии

 

 

 

      Обобщение  и анализ опыта работы предприятия  ОАО "Железобетон" по разработке  и внедрению КС УКП позволили,  выявить наряду с положительными  сторонами и ряд недостатков.  Характерными недостатками обеспечения  качества продукции на предприятии  ОАО "Железобетон" являются: недостаточная информация о качестве  объектов в эксплуатации; слабая  взаимосвязь между качеством  изготовления продукции и стимулированием  его повышения; недостаточное  внимание к технологической подготовке  производства, как важному фактору  формирования качества изготовления  продукции; осуществление не связанных  между собой разрозненных мероприятий  по повышению качества изготовления  железобетонных изделий на внутризаводском  уровне; несовершенство организации  работ по учету затрат и  потерь, вызванных неудовлетворительным  качеством изготовления изделий;  слабая аналитическая работа  по выявлению причин брака,  поиску резервов повышения качества  изготовления изделий, изучению  динамики показателей качества  труда и продукции; механическое  перенесение разработок, выполненных  на других предприятиях, в разрабатываемую  КС УКП.

 

      Недостаточное  внимание уделяется также контролю  за исполнением решений, принимаемых  в рамках работ, проводимых  по КС УКП.

      Направленность  совершенствования действующей  системы управления качеством  продукции должна быть таковой,  чтобы было обеспечено её функционирование  на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных строительных заказчиков. При этом необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных положений в системе управления качеством продукции:

- приоритеты в системе  управления качеством железобетонных  конструкций должны быть расставлены  так, чтобы на первом месте  стояло качество продукции во  имя потребителя. На каждом  предприятии всем рабочим и  служащим необходимо знать и  стремиться к тому, чтобы продукцию  изготавливать "лучше и больше". Руководство предприятия должно  доходчиво на основе экономического  обоснования довести до производственных  подразделений, что на первом  месте стоит задача обеспечения  качества, а объемы производства  – только на втором и настоять  на выполнении этого подхода.  Этот подход не должен ограничиваться  призывом и командой.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии