Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:18, курсовая работа
Цель исследования: выявление условий и факторов, влияющих на формирование кадровой политики предприятия на современном этапе его деятельности.
Задачи исследования:
1. анализ теоретических основ понятий "кадровая стратегия" и "кадровая политика"; подходов к типологизации особенностей кадровой политики организации;
2. разработка матрицы комплексного анализа кадровой политики предприятия и изучение опыта управления формированием кадровой политики конкретного предприятия;
Введение
1. Принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации
1.1 Организационная стратегия как основа формирования кадровой политики
1.2 Типологические особенности кадровой политики и кадровой работы в организации
1.3 Комплексный анализ управления формированием кадровой политики организации
2. Особенности реализации кадровой политики предприятия в современных условиях
2.1 Изучение опыта формирования кадровой политики на комбинате хлебопродуктов ЗАО "Мелькрукк" (г. Брянск)
2.2 Исследование особенностей реализации кадровой политики в управлении персоналом (на материале ЗАО "Мелькрукк", г. Брянск)
2.3 Возможности совершенствования кадровой политики предприятия в современных условиях
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
5.3. Кадровые
мероприятия и кадровая
— План-то,
может, и неплохой, — сказал кто-то,
но только нужно знать, в каком
месте мы сейчас находимся.
Джером К. Джером.
Трое в лодке
Известно, что в становлении системы
стратегического менеджмента
· хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
· стратегическое планирование в узком смысле — предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предположение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон организации);
· управление стратегическими возможностями — выявление внутреннего потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде (прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем);
· управление стратегическими
задачами в реальном масштабе времени
— разработка и реализация постоянно
корректирующейся программы.
Кадровые
мероприятия — действия, направленные
на достижение соответствия персонала
задачам работы организации, проводящиеся
с учетом конкретных задач этапа развития
организации.
Рассмотрим основные кадровые мероприятия
в зависимости от типа стратегии организации
и уровня планирования. Для открытой и
закрытой кадровой политики будут адекватны
разного типа мероприятия по удовлетворению
единых по сути кадровых потребностей
(табл. 5.2).
Таблица 5.2. Кадровые мероприятия,
реализуемые в открытом и закрытом типе
кадровой политики
|
Уровень планирования |
Тип
стратегии |
долгосрочный (стратегический) |
среднесрочный (управленческий) |
краткосрочный (оперативный) |
Открытая кадровая политика |
Предпринимательская |
Привлечение молодых перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам |
Поиск перспективных людей и проектов, создание банка кандидатов на работу в организацию, проведение конкурсов, выдача грантов. Установление контактов с кадровыми агентствами |
Отбор менеджеров и специалистов под проекты |
Динамического роста |
Активная политика привлечения профессионалов |
Разработка принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев — формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов |
Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала |
Прибыльности |
Разработка новых форм организации труда под новые технологии |
Разработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих мест |
Реализация программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров (управляющих) |
Ликвидационная |
Не рассматривается |
Создание нормативных документов по кадровому аспекту ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройству |
Оценка персонала с целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и трудоустройству. Использование схем частичной занятости |
Круговорота |
Оценка потребности в персонале для различных этапов жизни организации |
Поиск перспективных специалистов |
Консультационная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). Реализация программ социальной помощи |
Закрытая кадровая политика |
Предпринимательская |
Создание собственных (фирменных) институтов |
Поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии |
Привлечение друзей, родственников и знакомых |
Динамического роста |
Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный — Япония) |
Проведение
внутрифирменных программ обучения
с учетом личных потребностей в обучении. |
Набор сотрудников
с высоким потенциалом и |
Прибыльности |
Разработка схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат |
Реализация
программ обучения управленческого
персонала. |
Создание кружков “качества”, активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов “внутреннего найма” — совмещение |
Ликвидационная |
Не рассматривается |
Проведение программ переподготовки |
Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников |
Круговорота |
Создание “инновационных” отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов |
Разработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в направлениях, полезных фирме |
Культивирование “философии фирмы”. Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации |
5.4. Условия разработки
кадровой политики
В эту ночь я долго не мог заснуть. Целый час я лежал в постели и думал об инкубаторе.
Н. Носов. Веселая семейка
На кадровую политику в целом, содержание
и специфику конкретных программ
и кадровых мероприятий влияют факторы
двух типов — внешние по отношению к
организации и внутренние.
Факторы внешней
среды могут быть объединены в две
группы:
1. Нормативные ограничения.
2. Ситуация на рынке труда.
Например, присутствие в нормах некоторых
стран запретов на применение тестов при
приеме на работу вынуждает сотрудников
служб управления персоналом быть очень
изобретательными в проектировании программ
отбора и ориентации персонала.
Ориентируясь на учет ситуации на рынке
труда, необходимо проанализировать наличие
конкуренции, источники комплектования,
структурный и профессиональный состав
свободной рабочей силы. Важно получить
представление о профессиональных и общественных
объединениях, в которые так или иначе
вовлечены работники или кандидаты на
работу. Стратегию деятельности подобных
объединений, их традиции и приоритеты
в средствах борьбы необходимо учитывать
для создания и реализации эффективных
кадровых программ.
Факторы внутренней среды. Наиболее
значимыми представляются следующие факторы.
1. Цели предприятия,
их временная перспектива и степень проработанности.
Так, например, организации, нацеленной
на быстрое получение прибыли и затем
сворачивание работы, требуются совершенно
иные профессионалы по сравнению с предприятием,
ориентированным на постепенное развертывание
крупного производства со множеством
филиалов.
2. Стиль управления,
закрепленный, в том числе, и в структуре
организации. Сравнение организации,
построенной жестко централизованным
образом, в отличие от предпочитающей
принцип децентрализации показывает,
что этим предприятиям требуется различный
состав профессионалов.
3. Условия труда.
Приведем некоторые наиболее важные характеристки
работ, привлекающие или отталкивающие
людей:
· степень требуемых физических и психических усилий,
· степень вредности работы для здоровья,
· месторасположение рабочих мест,
· продолжительность и структурированность работы,
· взаимодействие с другими людьми во время работы,
· степень свободы при решении задач,
· понимание и принятие цели
организации.
Как правило, наличие даже небольшого
числа непривлекательных для работников
задач требует от менеджера по персоналу
создания специальных программ привлечения
и удержания сотрудников в организации.
4. Качественные характеристики
трудового коллектива. Так, работа
в составе успешного коллектива может
быть дополнительным стимулом, способствующим
стабильной продуктивной работе и удовлетворенности
трудом.
5. Стиль руководства.
Независимо от стиля руководства, предпочитаемого
конкретным менеджером, важны следующие
его цели:
· максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;
· обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;
· получение адекватной информации
о работниках, способствующей формулированию
целей, задач кадровой политики в программах
организации.
Теоретические основы государственной кадровой политики
Содержание
ГЛАВА 1 Теоретические основы государственной кадровой политики.
Классификация кадров
Воспроизводство кадров
Основы кадровой работы
Основные направления разработки кадровой политики, методы прогнозирования и планирования в кадровой политике
Разработка региональной и отраслевой кадровой политики
Фирменная кадровая политика
государство направление кадровая политика
ГЛАВА 1. Теоретические основы государственной кадровой политики
Классификация кадров
Постановка любой социально-экономической или политической задачи требует участия людей, способных ее решать. При этом, чем глубже преобразование в общественной, государственной и хозяйственной деятельности, тем значительнее изменения в кадровой политике.
Кадры - понятие собирательное и многоуровневое. Собирательное, так как оно объединяет работников различных отраслей деятельности, разных профессий, специальностей, видов труда (хозяйственные, медицинские и т. п.). Принадлежность работника к той или иной отрасли дает лишь наиболее общее представление о его положении в общественном разделении труда, выполняемых функциях и профессиональных качествах.
Многоуровневость понятия означает, что состав кадров отражает как структуру органов социального управления, так и иерархию работников внутри предприятий, учреждений и организаций (вертикальные отношения). С этой точки зрения различаются такие категории работников, как руководители, специалисты, исполнители. В свою очередь, среди руководящего персонала может быть проведено ранжирование на руководителей высшего, среднего и низового звеньев; специалисты могут быть дифференцированы по уровню квалификации, категорийности, классности; исполнители - признаку подчиненности. Данная квалификация касается и рабочих кадров, которые подразделяются на рабочих основного и вспомогательного производства и которые имеют различную квалификацию (тарифные разряды) даже в пределах одной профессии. Эта классификация носит более детальный характер, отражает в основном различия в содержании труда и поэтому имеет ярко выраженный социальный характер (различные социальные роли и статусы, степени квалификации, уровни доходов, условия труда и др.).
Схема классификации кадров по сферам организации общества и основным уровням управления дана на рис.4.1.
С точки зрения социальной роли и правового положения, различаются следующие основные прослойки кадров управления: а) политические деятели и кадры общественных и политических организаций; б) кадры государственных служащих, т.е. аппарат органов государственной власти и управления; в) хозяйственные, научные, медицинские, преподавательские кадры, т.е. основные профессиональные работники отдельных отраслей хозяйства, культуры, науки, просвещения, здравоохранения и т.д. Различия между этими категориями кадров отражаются как на их правовом положении, так и на содержании выполняемых функций.
Порядок комплектования штатов общественных организаций, их структуры и предъявляемые к кадрам требования определяются уставами этих организаций и внутренними актами, издаваемыми на основе принципов общественного самоуправления. Положение государственных служащих определяется местом того или иного органа в системе государственной власти и управления, конкретной функцией, которую они выполняют в данном учреждении.
Следовательно, наделение властными полномочиями с учетом иерархии органов в системе государственной власти и управления, субординация и координация в отношениях между должностными лицами - вот что характеризует, прежде всего, положение государственных служащих. В других отраслях деятельности (промышленность, наука, культура, здравоохранение, просвещение, бытовое обслуживание и т. д.) на передний план выдвигаются такие требования, как профессионализм, деловитость, предприимчивость, наличие специальных способностей и дарований. Набор этих качеств зависит от рода профессиональной деятельности и конкретных условий, в которых она протекает.
Рассмотренная классификация работников, проведенная по основным сферам приложения профессионального труда, соответствует общепринятому и широко распространенному их делению на политические, государственные, хозяйственные кадры. В каждой из этих групп могут быть выделены подгруппы, объединяющие работников более узкого профиля или различного уровня в иерархии организации (например, руководящий персонал, инженерно-технический персонал и т. д.).
Рис 4.1. Схема классификации кадров по сферам организации общества и иерархии управления
Это не только профессиональная, но и социальная классификация кадров, отражающая различия в положении и роли работников в отраслевом разделении труда. Классификация кадров может быть проведена и по другим признакам: классовому (рабочие, крестьяне, интеллигенция, предприниматели); социально-демографическому (по возрасту, полу, образованию и т. д.) профессионально- квалифицированному (высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные работники соответствующих профессий; работника умственного и физического труда и т. п.); по отраслевой принадлежности (индустриальный, сельскохозяйственный, информационный труд и пр.). Принадлежность работника к той или иной группе характеризует определенные черты его профессиональной деятельности, предъявляемые к нему требования и групповые интересы.