Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:18, курсовая работа
Цель исследования: выявление условий и факторов, влияющих на формирование кадровой политики предприятия на современном этапе его деятельности.
Задачи исследования:
1. анализ теоретических основ понятий "кадровая стратегия" и "кадровая политика"; подходов к типологизации особенностей кадровой политики организации;
2. разработка матрицы комплексного анализа кадровой политики предприятия и изучение опыта управления формированием кадровой политики конкретного предприятия;
Введение
1. Принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации
1.1 Организационная стратегия как основа формирования кадровой политики
1.2 Типологические особенности кадровой политики и кадровой работы в организации
1.3 Комплексный анализ управления формированием кадровой политики организации
2. Особенности реализации кадровой политики предприятия в современных условиях
2.1 Изучение опыта формирования кадровой политики на комбинате хлебопродуктов ЗАО "Мелькрукк" (г. Брянск)
2.2 Исследование особенностей реализации кадровой политики в управлении персоналом (на материале ЗАО "Мелькрукк", г. Брянск)
2.3 Возможности совершенствования кадровой политики предприятия в современных условиях
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Основные признаки классификации кадров приведены в табл. 4.1.
Таким образом, постановка любой экономической, социальной или политической проблемы требует людей способных ее решать на профессиональном уровне, поэтому понятие кадров всегда тесно связано с понятиями любой деятельности.
Понятие «кадры» является одновременно собирательным и многоуровневым, отражая особенности общественного разделения труда, социальной структуры и иерархии, системы функционирования социальных ролей и статусов, что находит выражение в различных классификациях кадров: по сферам общества (политическая, экономическая, духовная) и отраслям общественного производства, по категориям (руководители, специалисты, технические исполнители, рабочие); по содержанию труда (занятые преимущество физическим или преимущество умственным трудом), по степени квалификации (высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные) по профессиям (экономисты, инженеры, юристы, психологи, педагоги, врачи и т. д.), а также по другим социально-демографическим и социально-квалификационным признакам.
Воспроизводство кадров
Для развития теории кадровой политики важное значение имеет уточнение типа воспроизводства кадров и выявление особенностей отдельных его фаз.
Исследование важнейших черт различных исторических типов воспроизводства, отражающих уровень развития хозяйственной жизни общества, имеет важное значение для выявления особенностей воспроизводства кадров - главной производительной силы общества.
Особенности каждой фазы кадрового воспроизводства должны быть учтены при разработке научно обоснованной кадровой политики. Поскольку носителем единичной рабочей силы является трудоспособный человек, а носителем совокупной рабочей силы выступают все трудоспособные члены общества, постольку воспроизводство кадров во многом определяется воспроизводством совокупной рабочей силы. В связи с этим важное значение имеет характеристика взаимосвязи всех фаз воспроизводства совокупной рабочей силы и воспроизводства кадров.
Целью первой фазы воспроизводства (формирования и возмещения) рабочей силы является наилучшее удовлетворение потребностей хозяйства в квалифицированных кадрах. Эта фраза включает в себя: воспроизводство населения, подготовку и переподготовку кадров, возмещение физических и духовных способностей работников (рис. 4.2).
Необходимым условием эффективной кадровой политики в этой фазе являются: познание системы действующих законов народонаселения и использования их в практической деятельности; разработка и реализация концепции развития всей системы образования, профессиональной ориентации и подготовки кадров на долгосрочную перспективу; мероприятия по совершенствованию условий жизнедеятельности, социальному обеспечению и использованию свободного времени.
Целью второй фазы воспроизводства (распределение и перераспределение рабочей силы) является обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения, оптимальное распределение и перераспределение рабочей силы между отраслями хозяйства, сферами производства и регионами страны (рис. 4.3).
Обеспечение эффективной
занятости населения
Рис. 4.2. Содержание
первой фразы воспроизводства
Система первичного распределения включает трудоустройство выпускников средних общеобразовательных и профессиональных школ, специалистов с высшим и другим специальным образованием. Вторичное распределение кадров - перераспределение - связано с выделением из общей подвижности работников той ее части, которая связана с изменением в производительных силах под воздействием научно-технического прогресса, рыночных процессов и обусловлена действием закона перемены труда. Эта система должна включать показатели, характеризующие распределение работников через службу занятости (в том числе организованный набор рабочих и перераспределение семей), перевод работников на другую работу и т.д.
Рис 4.3. Содержание второй фазы воспроизводства совокупной рабочей силы
Целью третей фазы воспроизводства является обеспечение оптимального использования рабочей силы во всех сферах и отраслях хозяйства. Эта фаза является ведущей в процессе воспроизводства, так как в ней реализуется способность человека к труду, производятся материальные и духовные блага (рис. 4.4).
На этой стадии
воспроизводства особое внимание должно
быть уделено обеспечению повышения
эффективности использования
Таким образом, выделяются три основные фазы воспроизводства кадров: первая включает воспроизводство населения, подготовку и переподготовку кадров, возмещение физических и духовных способностей работников; вторая - распределение и перераспределение кадров в соответствии с потребностями общественного производства, способностями и квалификацией работников; третья - обеспечения эффективного использования кадров во всех общественных сферах и отраслях. В соответствии с основными фазами кадрового воспроизводства должна строится и кадровая политика, включающая различные уровни и направления управленческой деятельности по созданию, подготовке и эффективному использованию кадрового потенциала государства, региона, отрасли, предприятия (табл. 4.2).
Таблица 4.2. Соотношение фаз воспроизводства совокупной рабочей силы и слагаемые кадровой политики.
Фазы воспроизводства |
Подсистемы управления человеческими ресурсами |
Слагаемые подсистем |
Слагаемые кадровой политики |
|
Первая фаза - формирование и возмещение |
Управление трудовыми ресурсами |
1. Управление демографическими процессами. 2. Управление
образованием и 3. Управление социальным развитием. |
Демократическая политика Политика в области образования Социальная политика |
|
Вторая фаза
- распределение и |
Управление занятостью |
1. Управление рабочими местами. 2. Управление первичным распределением. 3. Управление перераспределением. |
Политика в области занятости |
|
Третья фаза - использование (потребление) |
Управление персоналом |
1. Управление трудом. 2. Управление кадрами. 3. Управление
социально-демографическими |
Политика в области труда и заработной платы Социальная политика |
|
Три фазы представляют своеобразный замкнутый цикл. Заключительная фаза плавно переходит в свою начальную фазу - возмещение и формирование кадрового потенциала.
Проблемы кадров
касаются непосредственной организационной
работы с людьми, их подготовки, распределения
и использования трудового
Определяя, какие
кадры потребуются для
Такая программа должна предусматривать:
· анализ положения, существующего в области кадров, прежде всего кадров управления, их распределения по узловым участкам государственной, хозяйственной и социально-культурной работы;
· определение стратегических направлений дальнейшей работы по подготовке и непрерывному образованию кадров специалистов и квалифицированных рабочих;
· определение потребностей в кадрах специалистов и рабочих в соответствии с требуемым уровнем знаний, умений и навыков, необходимым уровнем развития специальных способностей и деловых качеств;
· организацию многоуровневого профессионального образования с учетом конкретных задач развития общества, решения проблем наиболее целесообразного использования выпускников учебных заведений;
· совершенствование мероприятий по дальнейшему повышению квалификации кадров, планированию и эффективной реализации деловой карьеры, постоянному профессионально - квалификационному росту кадров;
· изучение действующего состава кадров управления, формирование резерва руководителей, оценки кадров, аттестацию специалистов, совершенствование механизма подбора и расстановки кадров.
Программа развития
кадров может стать эффективным
средством организации
Основы кадровой работы
Решение задач кадровой политики в практической деятельности составляет суть кадровой работы. Сюда относится деятельность по планированию, подбору, подготовке, оценке, воспитанию, рациональному использованию кадров. Кадровая работа, таким образом, является средством реализации кадровой политики.
Понятие «работа с кадрами» охватывает все проблемы персонала в социальном управлении и предполагает условное разделение их на три большие группы: первая включает анализ категорий работников и должностей, вопросы планирования и прогнозирования в области кадров, определение и формирование источников удовлетворения кадровой потребности; второе - вопросы подбора, расстановки, подготовки и повышения квалификации кадров; третья - вопросы организации и оценки труда, формирование стабильных коллективов, укрепления дисциплины и т.д.
Рассматривая проблемы координации кадровой работы, следует учитывать отраслевой, региональный и фирменный аспекты использования кадрового потенциала.
Кадровая работа реализуется по трем основным направлениям:
Первое - предполагает создание необходимых условий для всестороннего развития всех способностей человека в его профессиональной деятельности;
Второе - предполагает
обеспечение повышения
Третье - связано с регулярным и систематическим
обновлением и пополнением профессиональных
знаний, умений и навыков всех категорий
работников, планированием и осуществлением
постоянного профессионально-
Содержание и направление кадровой политики и организации кадровой работы не являются неизменными - они подчинены целям и задачам, которые встают перед обществом и государством в определенные исторические периоды.
Вместе с тем, в работе с кадрами сохраняются основные черты и идеи, которые носят устойчивый и долговременный характер. Эти основополагающие идеи и характерные черты составляют основные принципы организации кадровой работы, лежащие в основе процессов планирования подбора, подготовки, расстановки и использования кадров. Эти принципы служат своеобразными ориентирами и критериями рациональной организации кадров.
Основные принципы кадровой работы:
1. Глубокое влияние
на постановку кадровой работы
оказывает личность
2. Укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, соблюдение законности в сфере кадровой работы.
3. Учет общих и специальных способностей, личностных и деловых качеств работника - главное требование научной организации подбора и расстановки кадров, один из основных принципов кадровой политики.
4. Принципом
организации кадровой работы
выступает демократизация
5. Обновление
и совершенствование социально-
6. Принцип использования труда работников в соответствии с их специальной подготовкой (образованием), рационального распределения и перераспределения кадров между отраслями и регионами страны.
Кадровая работа по своей концепции является профессией развития человека в условиях профессиональной деятельности, имея своим основным принципом ценность каждого участника материального и духовного производства; одной из ее основных задач является содействие оптимальным социальным структурам на производстве, обеспечивающим развитие профессионального мастерства и формирование у людей удовлетворенности трудом. Практика кадровой работы с самого начала должна быть сфокусирована на удовлетворении человека трудом и развитии человеческих возможностей и ресурсов в условиях профессиональной деятельности.
Профессиональные работники по кадрам, таким образом, призваны к обеспечению наиболее полной и гармоничной самореализации человека в процессе труда; развитию и предметному использованию научных знаний относительно свойств человека, особенностей профессиональной деятельности, формирования и функционирования коллективов и общества в целом.