Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении теоретических и практических положений по теме «управление процессом социального партнерства и социальных сетей и групп в организации» и получение навыков самостоятельного сбора, обработки, обобщения, анализа информации по данной теме. Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы по данной теме. Объектом исследования является Зеленодольский муниципальный район. Предметом- ее управление процессом социального партнерства и социальных сетей и групп организации.
Глава 1. Теоретические аспекты социального партнерства и социальных сетей и групп в организации……………………………………………………..6
1.1 Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение……………….8
1.1.1 Понятие социального партнерства………………………………………...8
1.1.2 Правовое обеспечение социального партнерства……………..………...10
1.1.3 Органы управления социальным партнерством……………...………….22
1.2 Социальные сети в организации……………………………………………26
1.2.1 Вертикальные социальные сети в организации………...………………..26
1.2.2 Горизонтальные социальные сети в организации……………………….30
1.3 Социальная группа: сущность понятия, типы…………….……………….31
1.3.1 Сущность и феномены групповой динамики…………………………...34
Глава 2. Практическая часть
2.1Система социального партнёрства, социальной сети и группы в образовании Зеленодольского муниципального района……………………...40
2.2Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска…………………………………………47
2.3Совершенствование системы развития социального партнерства и социальных сетей групп в образовании Зеленодольского муниципального района…………………………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...57
К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:
1. Со стороны работников:
• профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;
• общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;
• полугосударственные
• многофункциональные
2. Со стороны работодателей:
• директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;
• собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;
• общественно-политические
организации хозяйственных
3. Со стороны государства:
• общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;
• государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.
Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Многие государства десятилетиями методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального партнерства как одного из важнейших элементов трудового права.
Процесс формирования системы
социального партнерства в
Во-первых, отсутствовал опыт
использования этой категории в
социалистической экономике и, соответственно,
в трудовом законодательстве ввиду
полного отрицания
Во-вторых, высокие темпы ломки старой экономической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-трудовых отношений привели к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан.
Прошло совсем немного
времени, и сегодня вряд ли найдется
оппонент, сомневающийся в значимости
системы социального
Мировая практика в системе социального партнерства особое место отводит государству.
С одной стороны, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, формирующие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников, а с другой стороны, оно должно выступать в качестве посредника и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами.
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны взять на себя функцию распространения наиболее эффективных и результативных форм социального партнерства.
Роль государственных
органов и органов
Государство, беря на себя самую начальную стадию разработки трудового законодательства, формирует и в ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, определяет характер и общую направленность правового регулирования отношений между субъектами, складывающихся при осуществлении социального диалога.
В качестве принципов социального партнерства закрепляются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон
в участии в договорных
- содействие государства
в укреплении и развитии
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия
на себя сторонами
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность исполнения
коллективных договоров,
- контроль над невыполнением принятых соглашений, коллективных договоров;
- ответственность сторон,
их представителей за
Нетрудно заметить, что
ТК в достаточно полной мере учтены
мировая практика и опыт МОТ, конвенции
и рекомендации которой предполагают
обязательность наличия в национальном
законодательстве норм, регламентирующих
социально-трудовые отношения всех
взаимодействующих субъектов
Из всех перечисленных
принципов наиболее противоречивым,
требующим дополнительного
В частности, вызывает недоумение подчеркивание добровольности самого социального диалога, когда стороны не могут быть принуждены административными мерами к ведению коллективных переговоров и соглашений, участию в иных формах социального партнерства.
Спорным и малообоснованным является утверждение, что обязательства принимаемые сторонами должны быть добровольными, так как сотрудничество невозможно, если одна из сторон принимает решение под давлением или принуждением.
По всей видимости, требует доработки контрольная функция, которая в настоящее время согласно ст. 51 ТК ограничивается контролем над выполнением коллективного договора, соглашения, которые предполагается осуществлять сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
Таким образом, недостатком
существующего ТК, как показывает
практика, является ориентация законодателя
на двухстороннюю модель сотрудничества,
при которой работники и
В связи с этим представляет
определенный интерес изучение практики
осуществления социального
Важное значение имеет ст. 27 ТК, закрепляющая конкретные формы социального партнерства в виде:
- коллективных переговоров
по подготовке и заключению
соглашений и коллективных
- взаимных консультаций
(переговоров) по вопросам
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей
работников и работодателей в
досудебном разрешении
Необходимо заметить, что
в ТК закрепляются только известные
и довольно часто используемые формы
социального партнерства. Они являются
не только традиционными и достаточными,
но в большей степени
Социологические исследования,
анализ практики показывают, что формы
социального партнерства
Для практического использования
можно дополнительно
Наибольший интерес
Мировая практика оценивает участие работников в управлении организацией как элемент политической стабильности в современном рыночном обществе и необходимое условие практической реализации равноправного сотрудничества между трудом и капиталом, как одну из важнейших и наиболее эффективных форм социального партнерства.
Демократизация всех сфер
жизни и либерализация
Задача эта оказывается
достаточно сложной. С одной стороны,
создаваемые для реализации прав
работников механизмы не должны препятствовать
развитию производства, конкуренции
в сфере свободного рынка, а с
другой - не абсолютизировать интересы
работодателей и их объединений,
что, как правило, ведет к усилению
конфронтации, создает благоприятную
среду для возникновения
Как нами уже отмечалось, Трудовой кодекс не в состоянии установить полный перечень форм участия работников в управлении организацией. Иные формы могут быть закреплены в других актах законодательства, учредительных документах, коллективных договорах и локальных нормативных актах организации.
Так, ст. 16 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях" от 12 января 1996 г. закрепляет за профессиональными союзами право по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Однако Закон не уточняет, в каких именно органах управления могут участвовать профессиональные представители.
Представляется целесообразным уточнить, что профсоюзы вправе принимать участие в деятельности всех органов управления.
Как правило, в корпоративных организациях (акционерных обществах, товариществах, кооперативах и др.) к органам управления относятся: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), правление.
Практика показывает, что реализация этой нормы затрудняется, так как в Федеральном законе "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года относительно участия наемных работников в работе руководящих органов таких обществ ничего не говорится. Поэтому чаще всего представители работников, не имеющих акций общества, просто не допускаются на заседания соответствующих органов или к участию в общем собрании.
Неправомерность такой практики очевидна, так как законодательство прямо предусматривает не только право внесения предложений коллегиальным органам управления организацией, но и право участия в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Совершенно очевидно, что
знание трудового права должно рассматриваться
только в качестве одного из необходимых
условий, обеспечивающих фундамент
системы социального
Другим не менее важным
условием для предварительного обеспечения
социального партнерства
По нашему мнению, только
коллегиально-демократический