Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении теоретических и практических положений по теме «управление процессом социального партнерства и социальных сетей и групп в организации» и получение навыков самостоятельного сбора, обработки, обобщения, анализа информации по данной теме. Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы по данной теме. Объектом исследования является Зеленодольский муниципальный район. Предметом- ее управление процессом социального партнерства и социальных сетей и групп организации.
Глава 1. Теоретические аспекты социального партнерства и социальных сетей и групп в организации……………………………………………………..6
1.1 Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение……………….8
1.1.1 Понятие социального партнерства………………………………………...8
1.1.2 Правовое обеспечение социального партнерства……………..………...10
1.1.3 Органы управления социальным партнерством……………...………….22
1.2 Социальные сети в организации……………………………………………26
1.2.1 Вертикальные социальные сети в организации………...………………..26
1.2.2 Горизонтальные социальные сети в организации……………………….30
1.3 Социальная группа: сущность понятия, типы…………….……………….31
1.3.1 Сущность и феномены групповой динамики…………………………...34
Глава 2. Практическая часть
2.1Система социального партнёрства, социальной сети и группы в образовании Зеленодольского муниципального района……………………...40
2.2Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города Зеленодольска…………………………………………47
2.3Совершенствование системы развития социального партнерства и социальных сетей групп в образовании Зеленодольского муниципального района…………………………………………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...57
Предметом исследования данного курса являются группы вто-ричные. Вторичная группа образуется из людей, между которыми практически отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению заданных целей. Основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Принципиальное отличие от первичной группы – возможность замены практически любого члена группы новым. Коммуникация во вторичных группах носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов. Таким образом, характерная черта вторичной группы – некоторая обезличенность отношений.
Основным типом вторичной группы является организация – большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Организация осуществляет соединение и координацию поведения людей, специализирующихся в разных типах деятельности, включая их в единый трудовой процесс, программируя их деятельность, корректируя поведение и контролируя процессы и результаты труда. Наиболее существенными характеристиками организации считают следующие: специализацию каждого ее члена на какой-либо трудовой операции, синхронность и однонаправленность. Социальная организация всегда стремится к устойчивости, которая обеспечивается единством и строгой иерархичностью. Роль организации как мощного инструмента в достижении разнообразных целей была осознана в эпоху развития капитализма.
Деятельность всех работников организации протекает в контактах различной тесноты с большим числом коллег. Люди, которые связаны общими целями деятельности и в ходе выполнения производственных задач пересекаются практически постоянно, образуют так называемые малые группы. В современной социальной психологии известно немало определений малой социальной группы. Наиболее распространенным является определение Г.М.Андреевой. Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. В американском менеджменте под группой понимают двух или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одно-временно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние. Наиболее общими качествами малой социальной группы точки зрения управления можно считать следующие :
1.3.1 Сущность и феномены групповой динамики.
Любая организация имеет
в своем составе самые
Групповая динамика, таким образом, рассматривает
механизмы взаимного влияния индивида
на группу в целом, групповых норм на индивида,
индивидов друг на друга. Существование
и значимость этих групповых влияний доказаны
современной социальной психологией.
С целью анализа и изучения возможностей
использования в практике управления рассмотрим
шесть феноменов группового влияния
Количество фактов проявления
социальной лености руководитель может
уменьшить, учитывая следующие свидетельства.
Люди в группе меньше бездельничают, если
задача вызывающе трудна, при-тягательна
и увлекательна. В случае трудной и интересной
задачи люди могут воспринимать свой собственный
вклад как незаменимый. Когда люди считают
других членов своей группы ненадежными
или неспособными к продуктивной деятельности,
они работают интенсивнее. Группы намного
меньше проявляют пассивность и безразличие,
если их члены – друзья, а не чужие друг
другу люди. Сплоченность усиливает старания.
Женщины в меньшей степени проявляют социальную
леность, чем мужчины. Когда группа встречается
со стимулирующим препятствием, когда
вознаграждается успех группы как целостного образования и
когда царит дух командной игры, члены
группы работают наиболее энергично.
3. Деиндивидуализация – утрата
самоосознания и боязни оценки, возникает
в групповых ситуациях, которые обеспечивают
анонимность и не концентрируют внимание
на отдельном индивиде. Когда высокий
уровень социального возбуждения комбинируется
с размыванием ответственности, люди могут
отбросить свои обычные ограничения и
утратить чувство индивидуальности. Такая
«деиндивидуа-изация» особенно вероятна
после возбуждающих и отвлекающих занятий,
когда люди ощущают анонимность из-за
принадлежности к большой группе или по
другим причинам. Результатом может стать
снижение самоосознания и девиантные
поступки.
4. Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение сред-ней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы. Групповое обсуждение способно привести как к положительным, так и отрицательным результатам. Пытаясь понять и объяснить любопытный феномен увеличения рекомендуемого риска после группового обсуждения, исследователи обнаружили, что на самом деле об-суждение лишь усиливает изначально доминирующую точку зрения. В повседневных ситуациях групповое взаимодействие также имеет тенденцию обострять первоначальные мнения. Феномен групповой поляризации наглядно демонстрирует аспекты влияния группы. эксперименты подтверждают наличие двух видов группового влияния: информационного и нормативного. Информационное влияние – влияние, возникающее из признания реальности. Информация, собранны во время обсуждения, по большей части благоприятна для изначально предпочтенной альтернативы и тем самым усиливает ее поддержку. Более того, люди могут еще более акцентировать свою позицию в тех случаях, когда, сравнив свои мнения, они обнаруживают неожиданную поддержку своего первоначального намерения. Нормативное влияние – влияние, возникающее из-за желания человека быть принятым и одобренным членами группы.
5. Огруппление мышления – режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать плюралистические оценки альтернативного способа действий; стремление членов групп подавить свое несогласие в интересах групповой гармонии.
Одной из распространенных
причин огруппления мышления бывает наличие
директивного лидера, дающего понять,
какое решение ему по душе. Из-за синдрома
огруппления мышления могут не состояться
поиск и обсуждение противоречащей ин-формации
и альтернативных возможностей; принимаются
во внимание не все возражения; для предпочитаемого
решения не оценивается степень риска;
отобранная информация рассматривается
предвзято. Имеют место и другие негативные
последствия. Эксперименты по групповому
решению проблем фиксируют наличие самоцензуры
и тенденциозности обсуждений. Как только
одна из альтернатив встре-ает чуть больше
поддержки, даже более удачные идеи имеют
мало шансов быть принятыми.
Конечно, не всегда групповое принятие
решения сопровождается огрупплением
мышления и ведет к ошибкам, однако руководителю
необходимо использовать правила предотвращения
проявлений на-званного феномена группы.Правила
для предотвращения огруппления мышления
:
- расскажите членам группы об огрупплении мышления, его причинах и последствиях;
- будьте беспристрастны, не занимайте предвзятую позицию;
- попросите каждого подходить к проблеме критически, поощряйте возражения и сомнения;
- время от времени делите группу на части. Пусть каждая подгруппа соберется отдельно, а затем соберите всех вместе, чтобы вы-явить разногласия;
- если проблема касается соперничающей группы, найдите время рассмотреть все предупредительные признаки и вычислить разнообразные вероятные ходы противника;
- пригласите экспертов со стороны (по отдельности) присоединиться к совещанию, попросите их оспорить взгляды группы;
- поощряйте членов группы делиться соображениями с доверенными лицами и сообщать об их реакции;
- пусть над той же проблемой
одновременно работают независимые группы.
Итак, собирая разностороннюю информацию
и совершенствуя оценку возможных альтернатив,
группа способна использовать пре-имущества
от объединенной проницательности ее
членов.
6. Влияние меньшинства. Названные выше пять феноменов подчеркивают силу группового влияния на индивида.
Развитие социального партнёрства в условиях монопромышленного города становится актуальной задачей для Зеленодольского муниципального района.
Зеленодольск является центром сосредоточения крупнейших предприятий промышленной индустрии машинопромышленного и оборонного профиля РТ. Обострившаяся в стране в 90-ые годы ХХ века экономическая ситуация отразилась и на развитии бюджетнообразующих предприятий. Имело место сокращение производства, низкая оплата труда, утечка специалистов и молодёжи на заработки в столицу Татарстана, кадровое «голодание» и, как следствие – острый недостаток высококвалифицированных специалистов с техническим образованием всех уровней профессиональной подготовки.
Поиск путей восстановления
утерянного кадрового благополучия
возможен был при создании новых
подходов сотрудничества государства,
предприятий и образовательных
учреждений. В начале 2000-ых годов
система социального
Монопромышленный характер г. Зеленодольска сдерживал развитие высшего образования и снижал возможности субъектов образовательного рынка в реализации своих планов. Это было обусловлено тем, что наблюдалась слабая взаимосвязь между вузами и работодателями, так как возникшие филиалы вузов г. Казани осуществляли подготовку будущих специалистов по невостребованным в отраслях хозяйства специальностям. Содержание высшего профессионального образования не соответствовало требованиям работодателей. Они, планируя получить быстрый коммерческий эффект от своей деятельности, были не ориентированы вкладывать ресурсы в повышение профессиональной компетенции студентов, будущих работников их предприятий.
Основными предпосылками создания и развития социального партнёрства в Зеленодольском муниципальном районе являются:
- востребованность на
региональном рынке труда
- потребность в получении
высшего образования взрослым
населением (часть горожан имеют
начальное или среднее
- необходимость в обучении
и переподготовке специалистов,
вызванная подъемом