Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:53, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует корпоративной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывает влияние на формирование и развитие корпоративной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.
Введение
Глава 1. Понятие «организация»
Глава 2. Оценка эффективности системы управления
2.1. Показатели, используемые при оценке эффективности системы управления
2.2. Этапы оценки эффективности управления
2.3. Формирование нормативной структуры показателей
2.4. Оценка качества управления
Глава 3. Рекомендации по формированию системы управления персоналом
3.1. Персонал предприятия как система
Изучение корпоративной культуру тесно связано с экономикой и социологией труда. Как всякое социальное явление, корпоративная культура не существует без человеческого сообщества. С одной стороны, корпоративная культура регулирует все отношения людей в данном обществе, которым является организация, с другой - является продуктом этих отношений. Сформировав культуру на базе своих представлений, установок, ценностных ориентаций, люди тем самым определили технологию, способ деятельности и существование организации. Корпоративная культура формирует отношение к труду, влияет на степень удовлетворенности трудом, влияет на особенности организации труда.
Корпоративная культура формирует долговременную, устойчивую мотивацию персонала, ориентированную на достижение стратегических целей организации, что входит составной частью в стратегическое управление. Кроме того, только на основе корпоративной культуры можно совместно выработать модель будущего предприятия.
Понятие культура организации является одним из базовых понятий в менеджменте. Однако только в последние годы корпоративную культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания и управления корпоративным поведением. Под корпоративной культурой понимается система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, выдержавших испытание временем.
8
Постановка проблемы корпоративной культуры и ее систематическое изучение началось в 1982 году, когда американские исследователи Теренс Дин и Аллан
Кеннеди создали концепцию
корпоративной культуры как важнейшего
фактора, влияющего на организационное
поведение и корпоративное
Г.Ю. Базаровым не четко
указывает на источник возникновения
корпоративной культуры. Корпоративная
культура - сложный комплекс предположений,
бездоказательно принимаемых
Выделим три основных теоретических подхода к изучению корпоративной культуры:
1. Целостный или системный
(представляет организационную
2. Символический (видит
организационную культуру с
3. Когнитивный (рассматривает
организационную культуру как
проявление определенных
Первоначально культура формировалась
под воздействием географический и
природно-климатических
Формирование и изменение корпоративной культуры происходит под влиянием многих факторов. Один из признанных специалистов в области
9
корпоративной культуры, Эдгар Шейн, считает. что существует пять первичных и пять вторичных факторов, которые определяют формирование корпоративной культуры. В соответствии с его концепцией к первичным относятся следующие факторы.
Точки концентрации внимания высшего руководства. Обычно то, на что обращают серьезное внимание руководители, о чем они часто говорят как об имеющем важное значение для организации, постепенно превращается в предмет внимания и заботы сотрудников и включается в число норм, на базе которых складывается критериальная база поведения людей в организации.
Реакция руководства на критические
ситуации, возникающие в организации.
В случае, когда в организации
возникают критические
Отношение к работе и стиль
поведения руководителей. В силу
того, что руководители занимают особое
положение в организации и
на них обращено внимание сотрудников,
стиль их поведения, их отношение
к работе приобретают характер эталона
для поведения в организации.
Работники организации
Критериальная база поощрения сотрудников. На формирование корпоративной культуры большое влияние оказывает то, по каким критериям происходит поощрение сотрудников. Члены организации, осознав то, за что они получают вознаграждение либо же наказание, достаточно быстро формируют для себя представление о том, что хорошо, а что плохо в данной организации. Усвоив это, они становятся носителями определенных ценностей, закрепляя тем самым и определенную организационную культуру.
Критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации. Так же, как и в случае с поощрением, критерии, используемые
10
руководством при отборе на работу в организацию, при продвижении сотрудников и их увольнении, оказывают очень сильное влияние на то, какие ценности будут разделяться сотрудниками организации, и следовательно, играют существенную роль при формировании корпоративной культуры.
В группу вторичных факторов в соответствии с концепцией Шейна входят следующие факторы:
Структура организации. В
зависимости от того, как сконструирована
организация, как распределяются задачи
и функции между
Система передачи информации
и организационные процедуры. В
организации поведение
Внешний и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором располагается организация. Дизайн помещения, используемые принципы размещения сотрудников, стиль декорирования и тому подобное создают у членов организации определенное представление о ее стиле, об их позиции в организации и, в конечном счете, о ценностных ориентирах, присущих организации.
Мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации. Бытующие в организации легенды и рассказы о том, как создавалась организация, какие выдающиеся события были в ее истории, кто из людей и каким образом оказал сильное влияние на ее развитие, способствуют тому, что система устойчивых представлений о духе организации сохраняется во времени и доводится до членов организации в яркой эмоциональной форме.
11
Формализованные положения о философии и смысле существования организации. Положения о философии и целях организации, сформулированные в виде принципов работы организации, Набора ее ценностей, заповедей, которым необходимо следовать, чтобы сохранять и поддерживать дух организации, в том случае, если они должным образом доводятся до всех ее членов, способствуют формированию корпоративной культуры, адекватной миссии организации.
Каждый из десяти первичных и вторичных факторов формирования корпоративной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиваться успеха при сознательном формировании и изменении корпоративной культуры. На стадии выполнения стратегии значительные усилия направляются на то, чтобы привести организационную культуру в соответствие с выбранной стратегией. Однако следует подчеркнуть, что если корпоративная структура относительно легко может быть подвергнута изменениям, то изменение корпоративной культуры представляет собой очень сложную, а иногда и невыполнимую задачу. Поэтому на уровне стадии определения стратегии, предшествующей стадии ее выполнения, необходимо по возможности максимально учитывать то, какие трудности с изменением корпоративной культуры могут возникнуть при выполнении стратегии, и стараться выбирать такую стратегию, которая не потребует осуществления заведомо невыполнимых действий по изменению корпоративной культуры.
1.2 Функции корпоративной культуры
Корпоративная культура является сложной и многофункциональной системой, поэтому анализировать ее следует по совокупности функций, которые она выполняет или способна выполнять. Значимость функций может меняться в зависимости от типа корпоративной культуры, ее целей, эта развития, влияние параметров внешней среды.
Корпоративная культура является совокупностью таких многообразных функций, как:
? Охранная функция. Культура
представляет своеобразный
12
специфическую систему
ценностей, особый климат и
способы взаимодействия
? Интегрирующая функция. Прививая определенную систему ценностей, корпоративная культура создает у работников ощущение равенства всех членов коллектива, что позволяет каждому:
- лучше осознать цели фирмы;
- приобрести благоприятное
впечатление о фирме, в
- ощутить себя членом
единого коллектива и
? Регулирующая функция
обеспечивает соблюдение
? Коммуникационная функция
играет важную роль в
? Адаптивная функция облегчает
взаимное приспособление людей
к организации, друг к другу
и к внешней среде. Она
? Ориентирующая функция
направляет деятельность
? Мотивационная функция создает необходимые стимулы для действий. Это достигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к достижению которых, в принципе, должны стремиться все нормальные люди.
Разные культуры отдают предпочтение различным способам мотивации (целям, деньгам, лидерству, стремлению к самостоятельности, созданию и защите
13
своего мира, уравнительности, повышению качества жизни). Например, «новые русские» стремятся к стабильности и защите своего положения.
? Образовательная и развивающая
функция: культура всегда
? Функция формирования
имиджа организации, то есть
ее образа в глазах окружающих.
Этот образ является
1.3 Типы корпоративной культуры
В последнее время в России руководители компаний осознают, что корпоративная культура - это ключевой фактор имиджа организации. Характер и содержание корпоративной культуры зависит от множества факторов, среди которых важнейшее место занимает её типология.
Информация о работе Влияние корпоративной культуры на эффективность работы предприятия