Влияние корпоративной культуры на эффективность работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует корпоративной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывает влияние на формирование и развитие корпоративной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие «организация»
Глава 2. Оценка эффективности системы управления
2.1. Показатели, используемые при оценке эффективности системы управления
2.2. Этапы оценки эффективности управления
2.3. Формирование нормативной структуры показателей
2.4. Оценка качества управления
Глава 3. Рекомендации по формированию системы управления персоналом
3.1. Персонал предприятия как система

Файлы: 1 файл

Курсовая управление персоналом.docx

— 68.89 Кб (Скачать файл)

Как корпоративная культура влияет на ведение бизнеса? Ответ на этот вопрос - в понимании того, какой тип корпоративной культуры преобладает в компании. Это позволит лучше использовать преимущества каждого из типов и избегать недостатков.

«Культура власти» - в данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся  в распоряжении того или иного  руководителя. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют  жесткую иерархическую структуру. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности. Пример культур власти часто можно обнаружить в маленьких предпринимательских организациях, в компаниях, занимающихся собственностью, торговлей, финансами. Такую структуру

14

лучше всего представить  в виде паутины. Она зависит от центрального источника власти, власть исходит из центра, а распространяется в виде центральных волн. Контроль осуществляется централизованно через  отобранных для этой цели лиц, с учетом некоторых правил и приемов, и  небольшой доли бюрократизма. Проблемы решаются, по большей части, на основе баланса влияний, а не на процедурной  или частично логической основе. Организации  с таким типом культуры могут  быстро реагировать на события, но сильно зависят от принятия решений людьми из центра. Они будут стремиться привлечь людей, имеющих склонность к политике, ориентированных на власть, любящих рисковать и таких, которые  невысоко ценят безопасность.

«Ролевая культура» - характеризуется  строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует  на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация способна успешно  работать в стабильной окружающей среде. Олицетворением ролевой культуры является классическая, строго распланированная организация (более известная как  бюрократия), которую можно представить  в виде храма. Этот тип организации  характеризуется строгими функциональными  и специализированными участками, такими, как финансовый отдел и  торговый отдел (ее колонны), которые  координируются узким связывающим  звеном управления сверху. Степень  формализации и стандартизации велика; деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются по определенным правилам и процедурам, определяющим разделение работы и власти, способы связи и разрешение конфликтов между функциональными участками.

Ролевая культура подойдет менеджерам, которые любят безопасность и предсказуемость, которые хотят  достигнуть цели, выполняя роль, а не делая выдающийся личный вклад, и для тех, которых интересует возможность квалифицированно применять принятую методологию, а не окончательный результат.

 

 

15

«Культура задачи» - данная культура ориентирована, в первую очередь, на конкретный проект или работу. Наибольшая эффективность достигается путем  соединения ресурсов и профессиональных сотрудников, а также за счет отождествления собственных целей с целями организации, которые здесь стоят выше индивидуальных. Влияние основано на силе специалиста, эксперта, а не на силе положения  или личности, при этом оно свободно распространяется по всем уровням организации. Достоинство этой культуры (ее частный  случай - организация с матричной  структурой) в том, что она позволяет  легко адаптироваться в резко  изменяющихся условиях нестабильного  рынка, дает возможность быстро реагировать  на изменения. Контроль сводится к распределению  проектов, сотрудников и ресурсов, и именно это является слабым местом таких организаций. так как возможен конфликт из-за неравномерности распределения  ресурсов. Как правило, культура Задачи является переходной и рано или поздно перерастает в культуру Власти или  в ролевую культуру.

«Культура личности» - организация  с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они  могли добиваться собственных целей. Власть основывается на близости к  ресурсам, профессионализме и способности  договариваться. Власть и контроль носят координирующий характер. Этот тип культуры необычен. Он обнаруживается не везде, однако, многие отдельные  лица придерживаются некоторых его  принципов. В этой культуре личность находится в центре; если есть некоторая  структура и организация, она  существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных  интересов без какой-либо цели. Эту  культуру лучше всего представить  как пчелиный рой или «звездную  галактику». Очевидно, немногие организации  могут существовать с таким видом  культуры, т. к. организации склонны  иметь некие корпоративные цели, возвышающиеся над личными целями участников организации. Более того, для этой культуры невозможен контроль или даже иерархия управления за исключением обоюдного согласия. Организация подчиняется личности и обязана своим существованием этой личности. Личность может покинуть эту организацию, но у организации редко есть сила «выселить» личность. Влияние распределяется поровну, а основа власти при необходимости - это обычно сила специалиста: человек делает то, что хорошо умеет делать, поэтому к нему прислушиваются.

16

2. Управление корпоративной культурой

2.1 Элементы корпоративной культуры

В понятие «культура» входят субъективные и объективные элементы.

К субъективным элементам  относятся:

1. организационные ценности (экономические, политические, технологические,  социальные и пр.), т.е. эмоционально  привлекательные для людей свойства  тех или иных процессов и  явлений. Это позволяет им служить  образцами социально одобряемого  выбора, ориентирами поведения в  жизненно значимых ситуациях.  Система ценностей образует внутренний  стержень культуры. Существуют следующие  виды ценностей:

? ценности как общественный  идеал (например, справедливость);

? объективированные ценности (четкость работы, качество);

? личные ценности.

К ценностям относятся  в первую очередь цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность  поведения людей, исполнительность, новаторство, инициатива трудовая и  профессиональная этика и пр. Согласно исследованиям, проводимым в западных фирмах, сегодня все меньшую роль играют такие ценности, как дисциплина, послушание, власть, и все большее - коллективизм, ориентация на потребителя, творчество, умение идти на компромиссы, служить обществу.

Считается, что сегодня  необходимо не только опираться на существующие ценности, но и активно  формировать новые. Поэтому важно  тщательно отслеживать все новое, полезное, что есть в этой сфере  у других, справедливо и беспристрастно оценивать. При этом нельзя уничтожать полностью или подавлять старые ценности, особенно если люди к ним  «прикипели» (несмотря на то, что ценности нелогичны, иррациональны). Наоборот, к ним необходимо относиться бережно, использовать их как основу для формирования новых ценностей, включив соответствующие механизмы, в том числе совместного творчества.

 

17

2. ключевые ценности, будучи  объединенными в систему, образуют  философию организации. Она отвечает  на вопрос, что является для  нее самым важным. Философия отражает  восприятие организацией себя  и своего предназначения, главные  направления деятельности, создает  основу выработки подходов к  управлению (стиль, мотивационные  принципы, информационные ориентиры,  порядок разрешения конфликтов), упорядочивает деятельность персонала  на основе общих принципов,  облегчает освоение требований  администрации, формирует общие  универсальные правила поведения.

3. обряд - это стандартное,  повторяющееся мероприятие, проводимое  в определенное время и по  специальному поводу. Наиболее широко  распространены такие обряды, как  чествование ветеранов, проводы  на пенсию, посвящение в молодые  рабочие.

4. ритуал представляет  собой совокупность специальных  мероприятий (обрядов), оказывающих  психологическое влияние на членов  организации с целью укрепления  преданности ей (работники многих  японских компаний, например, начинают  трудовой день с пения гимнов), усиление сплоченности, создания  психологического комфорта, формирования  необходимых ценностей и убеждений.

5. легенды и мифы, которые  представляют собой образно-словесное  отражение в нужном свете и  в закодированной форме истории  организации, унаследованных ценностей,  партнеров ее известных деятелей;

Они информируют (каков главный  босс, как он реагирует на промахи; может ли простой сотрудник стать  руководителем и пр.), снижают  неопределенность, советуют, учат, направляют поведение персонала в нужную сторону, создают образцы для  подражания. Во многих западных фирмах в ходу легенды о бережливости и рачительности их основателей, которые за счет этих качеств сумели разбогатеть, их заботливом, отеческом  отношении к подчиненным.

6. обычаи есть форма  социальной регуляции деятельности  и отношений людей, воспринятая  из прошлого и передающиеся  членами организации из поколения  в поколения без каких бы  то ни было изменений.

Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций, которые бывают как 

18

позитивными, так и негативными. Так, в качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной - печально известную «дедовщину».

7. нормы (социальные стандарты,  конкретные образцы поведения)  и стиль поведения субъектов  (отношение друг с другом, внешним  окружением, осуществление управленческих  действий и др.).

8. лозунги, т.е. призывы,  в краткой форме отражающие  ее руководящие задачи, идеи. Сегодня  в форме лозунга часто формулируется  миссия организации.

9. менталитет - образ мышления  членов организации, определяемый  традициями, ценностями, их осознанием, имеющий огромное влияние на  их повседневное поведение и  отношение к своим обязанностям.

К объективным элементам  культуры относятся эмблема, символика, товарные знаки, цвета, униформа персонала, внешний вид производственных помещений, офисов и прочее.

Культура организации  многоаспектна. Во-первых, она состоит  из локальных субкультур отдельных  подразделений или социальных групп, существующих под «крышей» общей  культуры. Они могут как бы конкретизировать и развивать последнюю, могут  мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить (так  называемые контркультуры). Во-вторых, корпоративная культура включает субкультуры тех или иных направлений и форм деятельности (отношений). Правомерно, например, говорить о культуре предпринимательства, культуре управления, культуре делового общения, культуре проведения тех или иных мероприятий, культуре взаимоотношений.

Каждая из этих субкультур имеет свой набор элементов. Так, элементами управленческой культуры, обобщено характеризующей уровень  организации социально-экономической  системы, являются: компетентность, профессионализм, навыки межличностного общения, способ организации производства, выполнения трудовых функций, технология управления и информационного обеспечения, делопроизводства, техника личной работы.

2.2 Имидж руководителя  как часть корпоративной культуры

 

19

Слово «имидж» происходит от английского понятия «представление», «образ». Под имиджем в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком либо организацией на окружающих. Обычно слово «имидж»  применяют именно к людям.

Происхождение понятия «имидж»  очень точно характеризует его  значение: имидж - это не то, чем человек  является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, а  образ, который создается в отношении  этого человека у окружающих его  людей либо людей, создающих впечатление  о нем с помощью средств  массовой информации. Зачастую имидж  человека очень сильно отличается от самой личности.

В последние десятилетия  вопрос формирования имиджа приобрел очень большое значение. Влияние  человека на большую часть окружения  осуществляется именно посредством  имиджа, поэтому правильный выбор  имиджа является залогом успеха многих мероприятий.

Люди так же, как и  средства массовой информации, подходят к оценке общества с точки зрения имиджа. С помощью имиджа человек  показывает, какое место в обществе он отводит сам себе.

Говоря о формировании имиджа организации, выделяют следующие  его направления - внешний (направленной на клиентов, партнеров по бизнесу, представителей власти, СМИ и т.д.) и внутренний (ориентированный на восприятие ценностей и философии  предприятия персоналом). При этом имидж первого лица организации  является значимой составляющей всех направлений имиджа предприятия.

Одна из важных функций  руководителя-лидера - формирование корпоративной  культуры. Основные элементы имиджа руководителя определяются той ролью, которую  он играет в организации. Поэтому  имидж руководителя является важнейшим  механизмом и ключевым элементом  создания корпоративного имиджа в целом. Общеизвестно, что базовые ценности корпоративной культуры, влияющие на организационное поведение сотрудников, формируются топ-менеджментом и в первую очередь руководителем. Система его требований к себе становится основой для формирования системы требований к остальным. Это подтверждает и народная поговорка «Каков поп,

 

20

Информация о работе Влияние корпоративной культуры на эффективность работы предприятия