Анализ социально-экономического положения города "Братск"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти муниципальные образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка. В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.

Файлы: 1 файл

Курсовая 3.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

Децентрализация и демократизация государственного управления, передача органам местного самоуправления значительных полномочий для решения вопросов социально-экономического развития муниципальных образований ставит перед органами управления на местах сложные и неординарные задачи.

В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти муниципальные образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка. В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.

В настоящее время на местном уровне реализуются различные элементы стратегического управления, тем не менее, в этой области по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие, не нарушая выстроенной логики преобразований, органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления.

В условиях реформирования российской экономики и развития рынка экономика города и муниципальное управление становятся относительно самостоятельной сферой деятельности, сферой особых отношений экономики и власти, и здесь действуют особые механизмы согласования социальных, экономических и политических интересов власти, населения и бизнеса.

Уровень развития городской экономики является относительно самостоятельным и особой сферой экономических отношений. Механизм функционирования городской экономики и управление муниципальным социально-экономическим развитием имеют свои особенности, знание которых необходимо для принятия эффективных решений на всех уровнях власти.

В связи с этим возникла необходимость методологического обоснования направлений формирования концепции развития территориальных структур, разработки оптимизации системы управления и способов ее реализации. Анализ и оценка имеющегося в настоящее время опыта осуществления стратегии муниципального управления в таких городах становятся чрезвычайно актуальными.

Анализ специфических особенностей территориальной социально-экономической структуры муниципального образования и результатов его деятельности может служить основанием для создания методической основы стратегического планирования в территориально-экономических структурах.

Объектом данного исследования является МО г. Братск.

Предмет исследования - социально-экономическое положение города Братска.

Цель исследования заключается в анализе социально-экономического положения муниципального образования г. Братск, выявлении путей решения проблем, связанных с социально-экономическим положением МО.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

рассмотреть понятие социально-экономическое положение муниципального образования;

охарактеризовать объект исследования;

провести анализ по основным показателям социальной, экономической и демографической сферам развития МО за определенный период времени;

проанализировать проблемы муниципального образования и выявить пути их решения. 
1. Теоретические основы проведения социально-экономического положения муниципального образования

1.1 Понятие муниципального образования, его социально-экономическое положение.

Муниципальное образование - населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления1.

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов - на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Понятие “социально-экономическое развитие” не может быть применено к каждому муниципальному образованию, хотя в соответствии с

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формально это не так. Под строгим смыслом слов здесь понимается то, что экономические законы и законы развития общества (социальные законы) не являются проявлениями чьей-либо субъективной воли, а отражают объективные экономические и социальные связи. Таким образом, не каждое муниципальное образование может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие.

В настоящее время в России идет процесс формирования муниципальных образований, т.е. в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с законами субъектов Российской Федерации идет установление границ муниципальных образований. Во многих случаях границами муниципальных образований становятся границы административно-территориального деления субъекта Российской Федерации.

Административная граница выбиралась из различных критериев, главным из которых был критерий, обеспечивающий более удобное управление территорией. Вопросы, связанные с социальным развитием, в значительной степени были вторичными даже по отношению к экономическим вопросам. В этой связи в отношении муниципальных образований, не являющихся компактными поселениями, необходимо проводить дополнительное исследование на предмет их возможности развиваться в качестве целостного социально-экономического образования.

Таким образом, комплексное социально-экономическое развитие относится к муниципальным образованиям, которые являются самостоятельными поселениями. Для остальных муниципальных образований вопрос их самостоятельности в смысле осуществления

собственных планов социально-экономического развития должен быть дополнительно исследован в каждом отдельном случае2. 
1.2 Особенности проведения анализа и оценки для выбранного объекта исследования

 

При анализе социально-экономического положения г. Братск за основу была взята методика: "Подходы Фонда "Институт экономики города" к разработке системы индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований" так как данный подход позволяет наиболее полно и качественно проанализировать различные аспекты социально-экономической жизни города.

Ведущую роль в отраслевой структуре экономики города Братск играет промышленность. Она представляет собой многоотраслевую структуру: энергетика, пищевая и перерабатывающая промышленность, легкая промышленность, стройиндустрия.

Энергетическим сердцем Братска является Братская ГЭС

Данная методика подходит городу Братску в том, что она позволяет выбрать наиболее важные показатели для сферы городской жизни, тем самым, система показателей не создается громоздкой, перегруженной информацией. В то же время она достаточна для первичного анализа ситуации в муниципальных образованиях, определения ключевых проблемных сфер3.

 

2. Характеристика объекта исследования

2.1 Общая характеристика г. Братск

Братск — город в России, городской округ и административный центр Братского района Иркутской области[3]. Расположен на берегах Братского и Усть-Илимского водохранилищ, образованных на реке Ангаре. Представляет собой не компактный город, а комплекс, своеобразную агломерацию рассредоточенных жилых районов, разделённых лесными массивами и водными пространствами. Жилые районы, различные по размеру и степени благоустройства — это бывшие посёлки, возникшие вблизи строившихся. Братск расположен на северо-западе Иркутской области в центральной части Ангарского кряжа. Город возник в 1955 году, в связи со строительством Братской ГЭС, севернее старинного поселка Брацк, основанного как острог в 1631 году. Сегодня Братск является одним из крупнейших промышленных центров Иркутской области и Восточной Сибири.

Сложился из отдельных посёлков и ныне состоит из нескольких жилых районов, отдалённых друг от друга на значительное расстояние. По генеральному плану 1958-61 выделены промышленная, жилая зоны и зона отдыха, построены Дом Советов, кинотеатры и другие здания. Жилые микрорайоны с панельной и кирпичной застройкой в 4-14 этажей, со школами, детскими учреждениями группируются вокруг сохранившихся участков тайги.

Несмотря на то, что город расположен в суровых климатических условиях, вне зоны интенсивного освоения Восточной Сибири, экономико-географическое положение его относительно благоприятно и характеризуется развитой инфраструктурой (транзитная железная дорога (Байкало-Амурская магистраль), автодороги, ЛЭП, аэропорт, имеющий статус международного и т. д.), высоким ресурсно-экономическим потенциалом (крупнейший в области промышленный город, электроэнергетические ресурсы Братской ГЭС, неограниченные водные ресурсы, судоходные и лесосплавные пути и т. д.). Братск выполняет функции важной опорной базы освоения северных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Численность постоянного населения составляет более 240 тысяч человек. Братск — относительно молодой город, дети в возрасте до 16 лет составляют около 18 %. Средний возраст жителей города — 38 лет.

 Город является вторым по  численности населения в Иркутской  области, но численность населения  постоянно сокращается, что может  привести к демографической катастрофе.

Является членом Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, Ассоциации муниципальных образований северных территорий Иркутской области, Союза городов Заполярья и Крайнего Севера.

Город возник в связи со строительством Братской ГЭС севернее посёлка Братск, затопленного водами Братского водохранилища.

В 1946 году СНК СССР принимает «Постановление об организации управления ангарского строительства» (Ангарстрой). 23 сентября 1954 года принято постановление о строительстве Братской гидроэлектростанции. 15 июля 1955 года строительство Братской ГЭС и города Братска было объявлено всесоюзной стройкой. 30 марта 1957 года завершено первое перекрытие Ангары (река была перекрыта более 9 часов). 26 июля 1961 года началось наполнение Братского водохранилища, 1 сентября 1961 года считается датой рождения Братского моря.

 

2.2 Характеристика  уровня жизни населения

2.2.1 Демографическая характеристика  г. Братск

Население - это важнейшая функциональная подсистема муниципального образования. Анализ демографических показателей необходим для понимания процессов, происходящих с населением МО и, соответственно, для разработки мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации.

Численность населения, г. Братск, тыс. чел.

Как мы видим из таблицы 2.1, численность населения города Братск постепенно уменьшается.

Численность жителей Братска по годам (в тыс. чел.)

1959

1962

1967

1970

1973

1976

1979

1982

1986

1989

1992

1996

51,5

82,0

122,0

155,4

175,0

195,0

213,7

227,0

245,0

255,7

259,3

256,0

1998

2000

2001

2003

2005

2006

2007

2008

2010

2011

2012

2013

253,6

277,6

277,1

259,3

256,6

254,9

253,2

252,0

249,7

246,3

243,9

241,3

Информация о работе Анализ социально-экономического положения города "Братск"