Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:11, курсовая работа
В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти муниципальные образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка. В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.
Бытовое обслуживание
Бытовые услуги являются неотъемлемой частью повседневной жизни горожан, при этом, определяющим фактором развития рынка бытовых услуг по прежнему остается динамика платежеспособности населения.
Сеть объектов бытового обслуживания на 01.01.2013 составляет 743 единиц.
Доля предпринимателей в структуре исполнителей бытовых услуг составляет 69,4%.
По данным облкомстата объем реализации бытовых услуг за 2012 год составил 832,6 тыс. руб., что ниже уровня соответствующего периода прошлого года в сопоставимых ценах на 3,4%. Оборот по области — 5,7 млрд. руб. Оказано бытовых услуг на 1 жителя на сумму 3413 руб., что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 7 %. Удельный вес бытовых услуг в объеме платных услуг в 2012 году составил 10,2% (соответствующий период прошлого года - 8,5%).
Социальная направленность
Продолжают стабильно функционировать социально-ориентированные торговые объекты. На 01.01.2013 их количество составляет 88 объектов (в 2011 - 98). Уменьшение количества произошло за счет закрытия магазинов ОАО МПК «Падунский». Данные предприятия предоставляют социальные услуги на добровольной основе за счет собственных оборотных средств.
Для формирования объективных цен в социально ориентированных предприятиях торговли и отслеживания ситуации, связанной с ростом цен организовано взаимодействие с отделом госстатистики в г. Братске по получению ежемесячного мониторинга розничных цен на основные продукты питания. Резкого повышения цен в течение месяца (более 10%) на основные группы продовольственных товаров в 2012 году установлено не было.
Ежегодно ко Дню Победы, Защиты детей и Декаде инвалидов организации торговли и общественного питания оказывают благотворительную помощь в виде предоставления продовольственных наборов и сладких подарков, организации чайных столов и иную материальную поддержку. В сфере бытового обслуживания ежегодно проводятся благотворительные акции к Дню Победы, Дню пожилого человека. В 2012 году льготное обслуживание получили 10 363 человека на сумму более 1,5 млн. рублей.
Одной из мер, способствующих сдерживанию роста цен, является организация на территории муниципального образования города Братска регулярных ярмарок (ярмарок «выходного дня», сезонных и тематических ярмарок), где сельхозпроизводители и товаропроизводители реализуют продукты питания по ценам на 10-20 % ниже сложившихся на потребительском рынке. В 2012 отделом развития торговли и сферы услуг было организовано и проведено 44 ярмарки, их них 22 ярмарки «выходного дня».
Совместно с управляющими розничными рынками компаниями на рынках города определено 380 мест для сельхозпроизводителей, 600 мест для реализации продукции с личных подсобных хозяйств и с приусадебных участков стоимостью от 15 руб. за место.
Рыночная торговля
По состоянию на 01.01.2013 количество розничных рынков, получивших разрешение на право организации розничного рынка на территории муниципального образования города Братска, составляет 8 ед. на 1976 торговых мест, из них 2 — специализированных, 6 — универсальных. Фактическое использование мест на рынках составляет 92%.
Ежегодно производится инвентаризация схем размещения торговых мест на рынках города и паспортов безопасности.
Нестационарная торговая сеть
В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2009 № 381-ФЗ «О основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 № 3-спр «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов» постановлениями главы администрации от 30.12.2011 № 2931, 2946 утверждены Порядок и Схема размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования города Братска (далее — Порядок и Схема). Также постановлением главы администрации от 08.02.2012 № 210 утвержден состав комиссии по размещению нестационарных объектов на территории МО города Братска (далее - Комиссия), в компетенцию которой входит рассмотрение и утверждение мест под размещение нестационарных объектов, в том числе и сезонных торговых объектов.
В 2012 году проведено 15 заседаний. Комиссией единогласно было решено исключить из Схемы места под установку плодоовощных палаток в связи с неудовлетворительной их работой в прошлом году (неудовлетворительное санитарное состояние, жалобы граждан, недемонтирование временных конструкций после окончания сезона). Также учитывая замечания органов ГИБДД исключены места торговли на территории, прилегающей к федеральной трассе Братск - пос. Порожский. В связи с эти, количество сезонных объектов торговли в сравнении с прошлым годом уменьшилась на 40% и составило 126 ед.
Взаимодействие с контролирующими органами
В связи с отсутствием полномочий по осуществлению проверок в части соблюдения качества и безопасности предоставляемых товаров и услуг отработано взаимодействие с контролирующими федеральными органами (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, ветеринарная служба, Управление МВД по городу Братску) по организации и проведению совместных контрольных мероприятий., в том числе по обращениям граждан. За 2012 год специалистами отдела развития торговли и сферы услуг рассмотрено 75 обращений граждан.
В рамках месячников качества, объявленных по Иркутской области, на территории города Братска в 2012 году организовано проведение 4 таких мероприятий:
месячник качества ранних овощей и фруктов;
2 месячника качества мяса и мясопродуктов;
месячник качества и безопасности пиротехнических изделий.
По результатам проверок, проведенных контролирующими и надзорными органами, составлено 26 протоколов об административных правонарушениях, виновные привлечены к административной ответственности.
Информация об организации и итогах месячников доводилась через средства массовой информации, для населения организовывались «горячие линии».
Исполнение государственных полномочий
Во исполнение госполномочий по осуществлению лицензирования розничной продажи алкогольной продукции за 2012 год выдано и переоформлено 179 лицензий (за 2011 год - 156 лицензии).
Сумма государственной пошлины за выдачу и переоформление лицензий, поступившая в бюджет г. Братска в 2012 году составила 6364,0 тыс. руб. (за 2011 год – 6498,0 тыс. руб.).
По состоянию на 01.01.2013 действовали 453 торговых объектов, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (магазины – 342, предприятия общественного питания – 108, павильоны – 3), принадлежащие 176 юридическим лицам - держателям лицензий.
За 2012 год:
проведено 198 документарных проверок;
проведено 151 внеплановых выездных проверок;
проведено 12 плановых проверок (в 2011 году — 9);
вынесено 44 предписания по устранению нарушений лицензионных условий к нарушителям в сфере розничного оборота алкогольной продукции (в 2011 году – 20).
На мой взгляд, численность населения
является одним из главных критериев оценки
успешного функционирования МО. Основываясь
на данном убеждении, в качестве проблемы
я решил рассмотреть проблему оттока
населения из Братска и посвятил ей отдельный
раздел, потому как считаю сложившуюся
ситуацию основной проблемой Братска.
Каждый год население Братска сокращается
примерно на 2000-3000 человек. Как я уже приводил
пример в ранее написанной главе, это значит,
что каждые полтора года город уменьшается
по населению на один микрорайон, такой
как 17 или 18 в центральной части или 5-ый
микрорайон в Энергетике.
Чем опасен отток населения:
1. Страдает бюджет города.
Каждый житель города – это налогоплательщик.
Один из главных источников пополнения
городского бюджета – это налог на доходы
физических лиц, около 40% которого как
раз идёт в местную казну. Если взять цифру
ежегодно уезжающих из Братска людей трудоспособного
возраста в 2000 человек, то можно посчитать,
сколько теряет городской бюджет только
от миграции. Возьмём среднюю зарплату
по городу в размере 20 000 рублей; с этой
зарплаты платится налог на доходы физических
лиц (НДФЛ) — 13%. В местный бюджет идет около
40% отчислений с этого налога. Теперь посчитаем,
сколько теряет бюджет города в год от
отъезда 2000 человек только по этому налогу:
2000 человек * 20 000 рублей (средняя зарплата
в месяц) * 13% НДФЛ * 40%, что идет в бюджет
города * 12 месяцев. Получается, что только
по НДФЛ в год город теряет 24960000 рублей
с двух тысяч уехавших человек, то есть
почти 25 млн рублей.
По сведениям отдела статистики за 2008–2010
год только по официальным данным город
покинуло около 5000 человек. При нынешнем
темпе (1500 человек за 9 месяцев) по итогам
2011 года Братск потеряет 2000 человек. Теперь
давайте попробуем посчитать, сколько
потерял город налогов начиная с 2008
года. Считаем, что каждый год город теряет
2000 человек трудоспособного населения.
– 2008 год - потери бюджета 25 млн
руб.
– 2009 год - потери бюджета 50 млн руб.
– 2010 год - потери бюджета 75 млн руб.
– 2011 год - потери бюджета 100 млн руб.
Итого за 4 года бюджет не досчитался
250 млн рублей. Конечно, это очень грубый
подсчёт, в котором нет поправки на среднюю
зарплату и пр. Но даже если уменьшить
эту сумму в 2 раза, то всё равно потери
будут значительными – 125 млн рублей. Для
сравнения стоимость полностью нового
детского сада составляет 120 млн рублей.
Напомню, что посчитаны потери только
по одному из налогов, которые платят горожане.
2. Проблема уменьшения
внутреннего рынка. Эта проблема схожа
с первым пунктом. Каждый человек, живущий
в городе, является потребителем товаров
и услуг. Факт отъезда даже одного человека
означает, что уменьшилось потребление
товаров и услуг в городе: меньше стали
покупать продуктов, меньше клиентов в
такси, в парикмахерской, меньше покупается
запчастей на автомобили, одежды и пр.
То есть страдает экономика города, падают
доходы у предпринимателей, а значит, не
растут доходы у людей, занятых в этих
сферах. Город становится менее привлекательным
для инвестиций. Уменьшение же реальных
доходов населения ещё более увеличит
поток желающих покинуть Братск.
3. Проблема кадров.
Группа ИЛИМ летом заявила, что в городе
строителей Братске нет строителей, способных
вести необходимые работы — это тоже итог
оттока населения. Уезжают лучшие и молодые
кадры, совсем скоро город столкнётся
с кадровым коллапсом, когда будет просто
некому работать. Уже почти на каждой машине
такси в городе есть наклейка "требуются
водители". Казалось бы, не самая квалифицированная
профессия – водитель, тем не менее, людей
не хватает уже и с этой профессией. Ситуация
с рабочими профессиями ещё хуже. Отсутствие
кадров приведёт к тому, что город просто
не сможет развиваться, потому как просто
некому будет работать. Приход в город
инвестиций и строительство новых предприятий
ставится под очень большой вопрос. Зачем
строить предприятия там, где некому будет
работать?
4. Город начнут заполонять
мигранты. Из-за кадрового голода и
низких зарплат в город начнёт массово
прибывать низкоквалифицированная рабочая
сила. Сейчас в Иркутске водители почти
всех маршрутных такси – приезжие из южных
республик бывшего СССР. Братск ждёт та
же участь. Работать некому, значит, «вакуум»
начнут заполнять мигранты. Дворниками,
грузчиками, водителями такси и автобусов
скоро будут мигранты. Но дело в том,
что наличие в городе мигрантов никак
не влияет ни на бюджет города (так как
они в большинстве своём не платят никаких
налогов), ни на объём внутреннего рынка,
так как львиную долю заработков они тратят
не в городе, а высылают родственникам
на родину. Зато возрастёт социальная
напряженность и ухудшится криминогенная
обстановка. По данным Lenta.ru, например,
в Москве каждое второе изнасилование
совершено мигрантами. И это без учёта
других преступлений, таких как убийства
и грабежи.
5. Демографическая проблема.
Ещё один нюанс заключается в том, что
уезжают в основном молодые и люди трудоспособного
возраста, то есть растёт процентный состав
людей старшей возрастной категории. Что
это означает? Во-первых, это обвал рождаемости
в городе уже в самое ближайшее время.
Рожать детей уже просто некому будет
– молодежь массово покидает город. Во-вторых,
усугубляется проблема внутреннего рынка.
У пенсионеров доходы гораздо ниже, чем
у работающего населения, а значит, это
ещё больше усугубит то положение, которое
я описал во втором пункте.
Как уже упоминалось выше, я считаю главной
проблемой Братска отток населения из
города. К чему приведёт данная ситуация,
я уже описал. Основными проблемами оттока
населения я считаю следующие факторы
(по убыванию в зависимости от важности):
– отсутствие перспектив развития города,
интереса горожан к проживанию в данном
МО;
– экологические проблемы города;
– низкие зарплаты и отсутствие достойной
работы;
– недоступность жилья;
– транспортная удалённость города.
Все эти проблемы,
за исключением экологии, тесно взаимосвязаны
между собой и решать их нужно только комплексно,
потому как по одной эти задачи решить
просто невозможно. Для того чтобы искать
пути решения этих проблем, нужно сначала
подробно разъяснить, что я имею в виду
под каждым из вышеназванных пунктов.
Хочу обратить внимание на то, что это
лишь субъективное видение ситуации.
1. Отсутствие перспектив
развития. В городе не интересно жить,
жизнь в Братске очень скучна и предсказуема.
С одной стороны, это отсутствие культурных
событий, серьезных мероприятий и скудный
перечень способов проведения досуга
горожан, а с другой – это полный стопор
в развитии города. Если места досуга хоть
очень медленно, но всё-таки появляются,
то в остальном город просто замер. Всё,
что изменилось за последние 10-15 лет в
городе – это только количество и красочность
вывесок на улицах. Ничего нового не построено.
Меньше всего хочется жить в городе, когда
ты уверен в том, что ничего в ближайшие
годы не изменится. Всё будет так же, как
и сейчас: те же неосвещенные улицы, всё
те же старые дома, ничего нового. Население
очень хочет видеть над городом строительные
краны и знать, что город живёт, развивается,
а не затухает, как это происходит сейчас.
Именно эту проблему и нужно решать в первую
очередь. Нужно, чтобы люди поверили в
Братск, увидели в нём перспективу, захотели
остаться наблюдать/принимать участие
в этих изменениях.
2. Экологическая проблема.
Серьезная проблема, но я её намеренно
не поставил на первое место, потому как
считаю её искусственно раздутой, особенно
в последнее время. За прошедшие 2 года
политической активности начиная с октября
2009 (выборы в городскую Думу) все старались
заработать себе политических очков, поднимая
эту тему. Из-за постоянного упоминания
этого вопроса люди и стали больше заострять
внимание на данном вопросе. Но ведь покидая
Братск, люди едут не в экологически благополучные
регионы страны, такие как Алтай или территории
Севера, а в точно такие же загрязнённые
города, как Новосибирск, Красноярск (полностью
идентичная промышленность с Братском),
Москва и пр.
Но решиться она может только при наличии
у руководства города политической воли.
А пока горожане будут выбирать в городскую
Думу представителей предприятий-загрязнителей,
то вряд ли ситуация изменится. Не следует
голосовать за человека, связанного с
ИЛИМ-ом или РУСАЛ-ом и надеяться на то,
что он будет решать экологические проблемы.
Его туда эти предприятия и выдвинули,
чтобы он лоббировал их интересы.
3. Низкие зарплаты и отсутствие
достойной работы. Высказывание жительницы
Братска, закончившей ВУЗ
с красным дипломом: "Какие перспективы
меня ждут в Братске? Устроиться фасовщицей
в магазин с перспективой карьерного роста
до бухгалтера?". Конечно, утрированно
сказано, но так оно и есть. Куда идти работать
молодёжи? Количество вариантов очень
ограниченно, одним из самых привлекательных
считается устроиться торговым представителем.
И этому есть объяснение: в городе кроме
торговли по сути ничего и нет. БрГУ ежегодно
выпускает несколько десятков специалистов
по строительству, куда им деть себя в
городе, где нет ни одного строительного
крана? В администрацию города путь большинству
закрыт, потому как устроиться туда можно
только при наличии связей. На БЛПК грядут
сокращения после модернизации, да и бухгалтерию
по некоторым сведениям планируют всю
перенести в Санкт-Петербург. Так что выбор
у всех тех братчан, кто заканчивает университеты,
не велик: либо податься в торговлю, просто
потеряв время на получение образования,
либо покинуть город, чтобы найти применение
приобретённым знаниям.
Низкие зарплаты – другая, но не менее
важная проблема. Очень много людей получают
зарплаты в районе десяти тысяч рублей
в месяц. Читая вакансии в газете или в
бегущей строке, очень часто встречаются
предложения работы с оплатой менее десяти
тысяч рублей. Низкие доходы у населения
не позволяют в городе развиваться сфере
услуг и досуговой отрасли. Бизнес не хочет
вкладывать в это деньги, потому как у
населения просто нет денег, чтобы пользоваться
их услугами.
4. Недоступность жилья.
Проблема, о которой очень много говорили
последние лет десять в Братске, но доступность
жилья так и не сдвинулась с мёртвой точки.
Цены на жильё только растут, чего не скажешь
о зарплатах в городе. И вот ведь что интересно:
уезжая жить в другой город, чаще всего
люди обрекают себя на жизнь в съёмных
квартирах. Но, с другой стороны, оставаясь
в Братске, не особо позволишь себе купить
квартиру из-за высоких цен и низких зарплат.
А если нет разницы, то смысл оставаться
в Братске? Лучше ехать в живой, динамичный
город, оставив серый Братск. Это ещё раз
доказывает то, что основной причиной
отъезда из Братска является то, что я
описал в первом пункте – в городе не интересно
жить.
5. Транспортная удалённость
города. Братчане находятся в очень
невыгодном положении по сравнению
с жителями Европейской части России и
жителями крупных городов относительно
возможности путешествий или просто перемещения
по стране. В Братске чтобы самолётом добраться
до Москвы, нужно выложить за билет в один
конец среднюю зарплату горожанина, в
то время как жителю Москвы или Питера,
имеющему гораздо большую зарплату, за
эту сумму можно купить билеты туда/обратно,
чтобы на выходных погулять по Вене или
Будапешту. Братчане максимум что могут
себе позволить на выходные – съездить
на автобусе в Иркутск.
Именно эти пять пунктов я считаю основными
причинами оттока населения из города.
Не решив их, город так и будет терять в
год по две-три тысячи жителей, превращаясь
из города в молодёжи, каким был Братск
при СССР, в город пенсионеров.
Информация о работе Анализ социально-экономического положения города "Братск"