Экономичекие отношения России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:28, доклад

Описание работы

Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.
Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

Файлы: 1 файл

Экономические отношения России со странами СНГ.docx

— 60.69 Кб (Скачать файл)

Координация действий осуществляется и на двусторонней основе. Значительное влияние на развитие внешней торговли России со странами СНГ в рамках двустороннего сотрудничества в 2008 году оказали деятельность межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству со странами СНГ, организация встреч на высшем и высоком уровнях, а также проведение экономических форумов и конференций. В ходе этих мероприятий приняты решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.

Важную роль в  системе координации деятельности всех участников внешнеэкономического процесса, действующих на пространстве СНГ, играют торговые представительства  Российской Федерации. Торговые представительства  действуют сейчас во всех странах  СНГ, кроме Грузии. Одна из приоритетных задач нашего Министерства и других федеральных органов исполнительной власти заключается в содействии расширению присутствия российского  бизнеса в экономике стран  СНГ, в снятии препятствий для  работы на рынках, для торговли и  инвестиций. Такая задача поставлена перед торговыми представительствами  в странах СНГ, и они активно  ее решают.

Максимальное содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших задач Минэкономразвития  России. Регулярные консультации с  отечественными предпринимателями  ведутся по линии созданного при  Минэкономразвития России Совета по внешнеэкономической деятельности.

Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности  интеграционных процессов во взаимной торговле, являются объём и динамика внешнеторгового оборота.

По данным ФТС  России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году составил 106,5 млрд. долларов США и вырос  по сравнению с 2007 годом на 29,0%, в  том числе экспорт – 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт – 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).

Для торговли России практически со всеми странами СНГ  характерно значительное положительное  сальдо (по итогам 2008 года размер сальдо вырос на 10,5 млрд. долл. США или  на 46,0% к 2007 году).

Крупнейшим экономическим  партнером на протяжении многих лет  остается Украина, доля которой в  товарообороте России со странами СНГ  в 2008 году составила 37,4%. Также основными  торговыми партнерами России среди  стран СНГ являются Белоруссия и  Казахстан. На их долю в 2008 году приходилось  более половины российского товарооборота  со странами СНГ (соответственно – 32,1% и 18,5%).

В целом структура  внешней торговли России со странами СНГ, в отличие от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит  более рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает  товарооборот со странами СНГ, по отдельным  товарам рынки стран Содружества  более значимы. Так, наряду с продукцией ТЭКа (около 47% общего объема российского  экспорта в СНГ), важными экспортными  позициями являются поставки машинно-технической  продукции в страны СНГ (18%) - по стоимости  они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции  в Евросоюз.

Начиная с четвертого квартала 2008 года кризис стал оказывать сильное негативное влияние на состояние взаимной торговли. Анализ помесячной динамики в последнем квартале прошедшего года и за два месяца 2009 года свидетельствует о значительном замедлении темпов роста экспорта и импорта России с государствами Содружества, наблюдается падение товарооборота фактически на 50 процентов.

Важной составляющей торгово-экономических отношений  России со странами СНГ и показателем  эффективности интеграционных процессов  является инвестиционное сотрудничество.

Объем накопленных  российских инвестиций в странах  СНГ на конец 2008 года превысил 4,0 млрд. долл. США, а объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России составил около 1,8 млрд. долл. США.

Российский бизнес занимает довольно значительные позиции  на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и  Украины. Более 4 тысяч предприятий  в странах СНГ с участием российского  капитала действуют в различных  сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.

Российские компании задействованы в реализации крупных  проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно  присутствуют на рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.

Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и  технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия  и некоторых других, в которых  поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.

Проведение согласованной  миграционной политики - один из определяющих факторов успешного хода интеграционных процессов. Формирование общего рынка  труда государств Содружества является важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В 2008 году Россия по-прежнему оставалась основной принимающей страной  и главным миграционным партнером  для государств-участников СНГ, поскольку  здесь относительно выше по сравнению  со страной выезда уровень жизни  и больше возможностей найти работу.

Таким образом, содействие российскому бизнесу в развитии торговли, инвестиционного сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ  являются основными задачами Минэкономразвития  России, так же остается актуально  развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и  технологически взаимосвязанными производствами.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ  И ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА  РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ  СНГ

Для достижения общих  стратегических целей государств - участников СНГ необходимо использовать преимущества межгосударственного  разделения труда, специализации и  кооперирования производства и взаимовыгодной торговли.

Общими целями государств - участников СНГ являются:

-  формирование согласованных условий для обеспечения устойчивого развития экономики;

-  повышение благосостояния населения;

-  развитие образования, здравоохранения, науки и культуры;

-  обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности;

-  создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности;

-  создание благоприятного инвестиционного климата для совместного использования финансовых ресурсов государств - участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и других субъектов хозяйственной деятельности;

-  обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам, а также к информации;

-  создание системы поддержки и взаимовыгодного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных коммуникаций и производственных мощностей;

-  взаимовыгодное и согласованное развитие производственной специализации и кооперирования;

-  осуществление структурно-технологической перестройки национальной экономики государств в целях повышения эффективности производства;

-  сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциалов.

Системное достижение поставленных целей позволит государствам - участникам СНГ перейти на модель инновационно-инвестиционного развития экономики, основанной на знаниях, обеспечить участие в формировании мирового дохода и в его паритетном распределении.

Главными задачами государств - участников СНГ являются:

-  эффективное использование географического и природного, экономического и транзитного потенциалов на благо интересов своих граждан;

-  развитие институтов взаимного экономического сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения национальных экономических интересов;

-  повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики;

-  диверсификация структуры экспорта с увеличением доли продукции высоких технологий, высокой степени переработки и добавленной стоимости;

-  развитие финансовых институтов и повышение инвестиционной привлекательности;

-  взаимодействие в социальной сфере, создание условий для интеграции систем образования государств - участников СНГ, их согласованное развитие и сотрудничество.

Приоритетные направления  развития взаимодействия:

-  завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО);

-  создание предпосылок для формирования общего экономического пространства;

-  развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной;

-  взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

-  углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

-  формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;

-  создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перетока капиталов;

-  развитие частного сектора, основанного на расширении экономических свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие государственно-частного партнерства.

Экономическая политика государств - участников СНГ в ближайшие  годы будет ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных  товаропроизводителей и потребителей, на более полное использование существующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В связи с этим необходимо обеспечить сближение национального  законодательства, правовых и экономических  условий функционирования хозяйствующих  субъектов, применение единых для всех государств - участников СНГ технологических  стандартов и норм по охране окружающей среды.

Предполагается  создать благоприятные условия  для формирования среднего класса и  снижения уровня бедности, определить точки экономического прорыва, создать  систему государственной поддержки  приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, субъектов хозяйственной деятельности, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами - участниками СНГ. Следует разработать и принять комплекс действенных мер по ликвидации коррупции, существенному снижению уровня теневой экономики.

Таким образом, определили, что к основным целям организации  являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего  и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

3. ОСНОВНЫЕ  СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА  РОССИИ С СНГ

Последовательно решая  задачи по дальнейшему развитию взаимодействия в области экономики, государства - участники СНГ будут расширять  сотрудничество в следующих основных сферах.

Важнейшим критерием  экономической интеграции является рост взаимной торговли. Совместные усилия будут направлены на создание необходимых  условий для всемерного наращивания  взаимного товарооборота, равных условий  конкуренции и на обеспечение  преимущественного действия рыночных факторов.

Государства - участники  СНГ признают необходимым в целях  расширения взаимной торговли создать  условия для обеспечения в  рамках Содружества Независимых  Государств свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В максимальной степени будут использованы потенциальные возможности производственной специализации и кооперирования в целях увеличения объемов производства конкурентоспособных отечественных товаров и услуг для поставки на внутренний рынок и рынки третьих стран.

Государства - участники  СНГ примут меры по совершенствованию  тарифного и нетарифного регулирования, анализу практики применения специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер, применяемых государствами - участниками  СНГ во взаимной торговле, подготовке предложений по их минимизации.

Информация о работе Экономичекие отношения России со странами СНГ