Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:28, доклад
Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.
Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
- развитие стандартизации в приоритетных отраслях экономики;
- гармонизация процедур оценки соответствия на основе международных стандартов и требований относительно маркировки Единым знаком доступа на рынок;
- активизация деятельности соответствующих структур по охране и защите прав интеллектуальной собственности;
- совершенствование санитарных и фитосанитарных норм.
Развитие взаимодействия в области статистики будет направлено:
- на внедрение комплекса статистических классификаторов, унифицированных с международными стандартами;
- согласование и внедрение единых принципов создания статистических регистров экономических единиц на территории государств - участников СНГ.
Для обеспечения конкурентоспособного характера развития экономики государств - участников СНГ и защиты интересов их граждан сотрудничество в области антимонопольной и конкурентной политики предполагается развивать по следующим направлениям:
- совершенствование правовых и регулятивных аспектов конкурентной политики на основе общепринятых международных норм и правил;
- проведение антимонопольными органами совместных расследований деятельности транснациональных корпораций, наносящих ущерб государствам - участникам СНГ;
- обеспечение равных условий конкуренции при внешнеэкономических сделках;
- противодействие распространению недобросовестной и заведомо ложной рекламы на территории государств - участников СНГ;
- обеспечение гражданам государств - участников СНГ равных возможностей по защите прав потребителей;
- учет принципов конкуренции при разработке мер регулирования в различных секторах экономики;
- содействие развитию кооперационных связей и консолидации активов экономических операторов государств - участников СНГ в целях повышения конкурентоспособности производимой ими продукции на мировом рынке, не допуская при этом существенного ограничения конкуренции и монополизации товарных рынков.
В целях углубления межрегионального и приграничного сотрудничества, являющегося одним из факторов экономического роста, взаимодействие государств - участников СНГ в предстоящий период будет направлено:
- на постепенное формирование межгосударственного регионального рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы;
- установление прямых экономических связей между регионами;
- развитие приграничной торговли;
- содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон;
- осуществление совместных инвестиционных проектов;
- расширение сотрудничества в области сельского хозяйства, транспорта, информационных технологий и связи;
- оптимальное экономическое использование приграничных территорий, развитие на этих территориях производственной и социальной инфраструктуры;
- проведение на приграничных территориях совместных мероприятий по мониторингу и охране окружающей среды, обеспечению санитарной охраны территорий, предотвращению заноса заразных болезней животных;
- развитие приграничного туризма.
В сфере социальной
политики предполагаются совершенствование
взаимодействия в области охраны
здоровья и медицинского обслуживания
населения, обеспечение социальных
гарантий инвалидов и участников
Великой Отечественной войны, лиц,
приравненных к ним, участников боевых
действий, а также дальнейшее развитие
и совершенствование
Основными направлениями в области образования и науки являются:
- гарантированный равноправный доступ к образованию и содействие возможности получения высокого качества образования каждым гражданином в течение всей его жизни;
- расширение взаимодействия в научно-технологической, информационной, образовательной и других сферах гуманитарного сотрудничества;
- расширение возможностей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров;
- обеспечение в соответствии с применимыми международными договорами взаимного признания и эквивалентности документов о высшем образовании и ученых степенях.
Таким образом, государства
- участники СНГ будут
5. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГОСУДАРСТВАМИ – ЧЛЕНАМИ СНГ
экономический сотрудничество товарооборот миграционный
В связи с развитием
демократических принципов
В мире идет интенсивный
процесс региональной организации
межрегионального сотрудничества, особое
внимание уделяется приграничному
сотрудничеству, как наиболее активной
форме межрегиональных
В рамках развития
общемирового процесса межрегиональных
связей основой углубления интеграции
в СНГ в XXI веке может также
стать межрегиональное
В настоящее время
в Содружестве Независимых
Межрегиональное сотрудничество
в СНГ имеет объективную основу
в виде взаимодополняющих производств
и общих технологий, ранее действующих
в составе единого
В последнее время стали активно сотрудничать регионы Российской Федерации, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии с другими регионами из стран Содружества.
Так, на конец 2001 года
субъектами Российской Федерации было
заключено 963 договоров и соглашений с
административно-
Правительство Украины,
руководители ее разных министерств, ведомств,
крупных коммерческих структур и
администрации территориальных
образований подписали с
В свою очередь, регионы
Украины осуществляют межрегиональное
сотрудничество, кроме России, с 6-ю
областями Беларуси, 8-ю областями
Казахстана, Азербайджаном, Арменией,
Грузией, 4-мя областями Узбекистана.
Области Казахстана развивают торгово-
В Регионах СНГ действуют
многие совместные предприятия на основе
кооперационных поставок, развивается
общая инфраструктура внешнеторговых
связей. Активно создаются
В каждой стране СНГ
можно выделить регионы наиболее
активно участвующие в торгово-
Весомую роль в развитии
межрегионального сотрудничества в
СНГ имеют программы
Сейчас в регионах
стран СНГ формируется
Необходимо признать существенные расхождения в характере государственного устройства и рыночных режимов в государствах Содружества, что значительно затрудняет межрегиональное сотрудничество. Если в России регионы относительно экономически самостоятельны и их сотрудничество практически полностью обеспечено необходимой нормативно-правовой базой (включая договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, федеральные законы "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и др.), то во многих других странах внешнеэкономические связи строго контролируются государствами. В этих условиях целесообразно торгово-экономические отношения регионов перевести на долгосрочную основу путем разработки совместных региональных целевых программ.
Требуется провести работу по гармонизации национальных законодательств стран СНГ в части расширения полномочий регионов в области торгово-экономического и кооперационного сотрудничества.
В связи с кардинальным изменением производственных условий в размещении и специализации отраслей стран СНГ, отказа от сохранения прежних хозяйственных связей необходимо проинвентаризировать сдвиги в производстве государств-участников СНГ.
Межрегиональному и особенно приграничному сотрудничеству способствует развитие транспорта, обеспечение единых условий перевозок грузов и пассажиров, а также оплаты транспортных услуг.
Сдерживает сотрудничество регионов низкий уровень платежно-расчетных отношений, отсутствие реального механизма обеспечения совместной хозяйственной деятельности.
В условиях развития межрегионального сотрудничества усиливается роль общественных объединений, национальных союзов промышленников и предпринимателей, торгово-промышленных и хозяйственных палат, ассоциаций поддержки малого и среднего бизнеса, а также российских региональных ассоциаций социально-экономического взаимодействия субъектов РФ.
В целях более интенсивного межрегионального (включая приграничное) сотрудничества в СНГ, направленного на усиление интеграционных процессов, было бы целесообразно:
- разработать общий упрощенный порядок осуществления приграничной торговли и предпринимательской деятельности;
- подготовить двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения между государствами о принципах сотрудничества приграничных регионов, предусматривающие меры по упрощению процедур оформления таможенного, пограничного, иммиграционного, ветеринарного и иных видов контроля для граждан пограничных территорий;
- разработать и утвердить гармонизированные законы о приграничных территориях с учетом многолетнего опыта европейских стран;
- создать в структуре Исполнительного комитета СНГ координирующий орган по межрегиональному и приграничному сотрудничеству;
- разработать общую концепцию сотрудничества регионов, с выделением приграничного сотрудничества.
Таким образом, России нужно развивать связи с СНГ, также, как и СНГ нуждается в России. Содружество для России — это жизненно необходимое пространство для сохранения статуса великой державы и для обеспечения собственного устойчивого развития. Умело налаженные связи со странами Содружества, могут принести России существенные выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой базе стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы; расширения рынка сбыта российской продукции; доступа к избыточной дешевой рабочей силе стран СНГ; помогут избежать нерациональной конкуренции со странами Содружества в торговле сырьевой продукцией через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов. Страны Содружества, в свою очередь, остро нуждаются в финансовом донорстве России и преференциальном доступе на российский рынок.
Информация о работе Экономичекие отношения России со странами СНГ