Экономичекие отношения России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:28, доклад

Описание работы

Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.
Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

Файлы: 1 файл

Экономические отношения России со странами СНГ.docx

— 60.69 Кб (Скачать файл)

-  развитие стандартизации в приоритетных отраслях экономики;

-  гармонизация процедур оценки соответствия на основе международных стандартов и требований относительно маркировки Единым знаком доступа на рынок;

-  активизация деятельности соответствующих структур по охране и защите прав интеллектуальной собственности;

-  совершенствование санитарных и фитосанитарных норм.

Развитие взаимодействия в области статистики будет направлено:

-  на внедрение комплекса статистических классификаторов, унифицированных с международными стандартами;

-  согласование и внедрение единых принципов создания статистических регистров экономических единиц на территории государств - участников СНГ.

Для обеспечения  конкурентоспособного характера развития экономики государств - участников СНГ и защиты интересов их граждан  сотрудничество в области антимонопольной  и конкурентной политики предполагается развивать по следующим направлениям:

-  совершенствование правовых и регулятивных аспектов конкурентной политики на основе общепринятых международных норм и правил;

-  проведение антимонопольными органами совместных расследований деятельности транснациональных корпораций, наносящих ущерб государствам - участникам СНГ;

-  обеспечение равных условий конкуренции при внешнеэкономических сделках;

-  противодействие распространению недобросовестной и заведомо ложной рекламы на территории государств - участников СНГ;

-  обеспечение гражданам государств - участников СНГ равных возможностей по защите прав потребителей;

-  учет принципов конкуренции при разработке мер регулирования в различных секторах экономики;

-  содействие развитию кооперационных связей и консолидации активов экономических операторов государств - участников СНГ в целях повышения конкурентоспособности производимой ими продукции на мировом рынке, не допуская при этом существенного ограничения конкуренции и монополизации товарных рынков.

В целях углубления межрегионального и приграничного  сотрудничества, являющегося одним  из факторов экономического роста, взаимодействие государств - участников СНГ в предстоящий  период будет направлено:

-  на постепенное формирование межгосударственного регионального рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы;

-  установление прямых экономических связей между регионами;

-  развитие приграничной торговли;

-  содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон;

-  осуществление совместных инвестиционных проектов;

-  расширение сотрудничества в области сельского хозяйства, транспорта, информационных технологий и связи;

-  оптимальное экономическое использование приграничных территорий, развитие на этих территориях производственной и социальной инфраструктуры;

-  проведение на приграничных территориях совместных мероприятий по мониторингу и охране окружающей среды, обеспечению санитарной охраны территорий, предотвращению заноса заразных болезней животных;

-  развитие приграничного туризма.

В сфере социальной политики предполагаются совершенствование  взаимодействия в области охраны здоровья и медицинского обслуживания населения, обеспечение социальных гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, приравненных к ним, участников боевых действий, а также дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в социальной сфере и обеспечивающей соответствующие  социальные гарантии гражданам государств - участников СНГ.

Основными направлениями  в области образования и науки  являются:

-  гарантированный равноправный доступ к образованию и содействие возможности получения высокого качества образования каждым гражданином в течение всей его жизни;

-  расширение взаимодействия в научно-технологической, информационной, образовательной и других сферах гуманитарного сотрудничества;

-  расширение возможностей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

-  обеспечение в соответствии с применимыми международными договорами взаимного признания и эквивалентности документов о высшем образовании и ученых степенях.

Таким образом, государства - участники СНГ будут содействовать  доступу к национальным и мировым  рынкам товаров, услуг, технологий, инноваций, финансов, а также развитию секторальных рынков, прежде всего энергоресурсов и аграрного, в том числе для  продвижения продукции совместного  производства на рынки третьих стран.

5. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ  И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО  С ГОСУДАРСТВАМИ – ЧЛЕНАМИ  СНГ

экономический сотрудничество товарооборот миграционный

В связи с развитием  демократических принципов управления государствами, приобретением большей  самостоятельности их территориальных  образований, углублением и расширением  торгово-экономических, производственных, культурных, научно-технических и  других связей между регионами многих государств в последние годы все более усиливается проблема межрегионального сотрудничества. Учитывая нарастающие тенденции усиления межрегиональных связей в мировом хозяйстве, можно ожидать, что XXI век станет эпохой регионального сотрудничества. В рамках сотрудничества регионов многих стран осуществляются активные связи между хозяйствующими субъектами, создаются межрегиональные рынки, решаются задачи повышения эффективности национальных экономик.

В мире идет интенсивный  процесс региональной организации  межрегионального сотрудничества, особое внимание уделяется приграничному  сотрудничеству, как наиболее активной форме межрегиональных отношений. В ООН и ЕС созданы специальные  международные советы и комиссии по данной проблеме, регулярно проводятся международные конференции, семинары и симпозиумы по обобщению опыта  и выработке рекомендаций по межрегиональному сотрудничеству.

В рамках развития общемирового процесса межрегиональных  связей основой углубления интеграции в СНГ в XXI веке может также  стать межрегиональное сотрудничество.

В настоящее время  в Содружестве Независимых Государств сотрудничество регионов осуществляется с разной степенью интенсивности  и определяется политикой каждой страны, возможностью удовлетворения взаимных потребностей регионов в товарах  и сырье.

Межрегиональное сотрудничество в СНГ имеет объективную основу в виде взаимодополняющих производств  и общих технологий, ранее действующих  в составе единого народнохозяйственного  комплекса, традиционных культурных и  общественных связей и пока не забытого общего русского языка для общения.

В последнее время  стали активно сотрудничать регионы  Российской Федерации, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии с другими регионами  из стран Содружества.

Так, на конец 2001 года субъектами Российской Федерации было заключено 963 договоров и соглашений с административно-территориальными образованиями (АТО) стран СНГ. Наиболее активно работают со странами СНГ г. Москва – 62 соглашения, Оренбургская область – 62, Ярославская область – 44, Ростовская область – 56, Тюменская область – 35, г. Санкт-Петербург – 34, Омская область – 32. В числе перечисленных субъектов г. Москва имеет договора и соглашения о сотрудничестве с АТО практически всех стран СНГ. В Оренбургской области более одной трети соглашений заключены с АТО Республики Казахстан, которая является приграничной территорией. Много договоров и соглашений субъекты РФ заключили с АТО Украины. В значительной мере здесь лидируют приграничные к Украине регионы России (Ростовская область - 26 соглашений, Брянская область - 21, Белгородская область - 13). На республику Казахстан приходится 20,9% всех соглашений, Республику Беларусь - 20,6%, Республику Узбекистан - 8,7% и Республику Кыргызстан - 4,9%. Удельный вес остальных республик колеблется от 2 до 4%.

Правительство Украины, руководители ее разных министерств, ведомств, крупных коммерческих структур и  администрации территориальных  образований подписали с регионами  России почти 240 разных документов. Приграничные с Украиной регионы России (Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская и  Ростовская области) заключили Договор, подписали соглашения и протоколы  о намерениях с Правительством Украины, министерствами и руководителями администраций почти всех областей Украины, в том числе с сопредельными областями (Донецкой, Запорожской, Луганской, Сумской, Харьковской и Черниговской). Из 45 подписанных между ними соглашений - 18 или 40% относятся к сопредельным областям Украины. Приграничная проблема отражена также в многостороннем Соглашении между руководителями приграничных областей Российской Федерации и Украины об организации и деятельности российско-украинской Ассоциации экономического и научно-технического сотрудничества - "Российско-Украинский Союз".

В свою очередь, регионы  Украины осуществляют межрегиональное  сотрудничество, кроме России, с 6-ю  областями Беларуси, 8-ю областями  Казахстана, Азербайджаном, Арменией, Грузией, 4-мя областями Узбекистана. Области Казахстана развивают торгово-экономические  и кооперационные связи с регионами  России, Киргизии, Узбекистана, Украины, Таджикистана.

В Регионах СНГ действуют  многие совместные предприятия на основе кооперационных поставок, развивается  общая инфраструктура внешнеторговых связей. Активно создаются межгосударственные финансово-промышленные группы. Например, "Интерагроинвест" (Пермская область России и Беларусь), "Интерсвинецаккумулятор" (Хабаровский край и Иркутская область России и Павлодарская область Казахстана).

В каждой стране СНГ  можно выделить регионы наиболее активно участвующие в торгово-экономическом  сотрудничестве с другими регионами  СНГ. Так, в России из 89 субъектов на 10 ведущих регионов (г. Москва, Тюменская область, г. С-Петербург, Красноярский край, Свердловская, Московская, Иркутская, Челябинская, Пермская, Нижегородская области) приходится почти 70% общего товарооборота со странами СНГ; в Украине – на 5 областей – 80%, Казахстане – на 4 области - 72%.

Весомую роль в развитии межрегионального сотрудничества в  СНГ имеют программы межрегионального и приграничного сотрудничества, которые были подписаны Российской Федерацией с Украиной и Казахстаном.

Сейчас в регионах стран СНГ формируется практически  весь товарооборот Содружества. В тоже время во внешнеэкономической деятельности административно-территориальных образований  и их хозяйствующих субъектов  накопилось много проблем, требующих  совместного решения.

Необходимо признать существенные расхождения в характере  государственного устройства и рыночных режимов в государствах Содружества, что значительно затрудняет межрегиональное  сотрудничество. Если в России регионы относительно экономически самостоятельны и их сотрудничество практически полностью обеспечено необходимой нормативно-правовой базой (включая договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, федеральные законы "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и др.), то во многих других странах внешнеэкономические связи строго контролируются государствами. В этих условиях целесообразно торгово-экономические отношения регионов перевести на долгосрочную основу путем разработки совместных региональных целевых программ.

Требуется провести работу по гармонизации национальных законодательств стран СНГ в части расширения полномочий регионов в области торгово-экономического и кооперационного сотрудничества.

В связи с кардинальным изменением производственных условий  в размещении и специализации  отраслей стран СНГ, отказа от сохранения прежних хозяйственных связей необходимо проинвентаризировать сдвиги в производстве государств-участников СНГ.

Межрегиональному  и особенно приграничному сотрудничеству способствует развитие транспорта, обеспечение  единых условий перевозок грузов и пассажиров, а также оплаты транспортных услуг.

Сдерживает сотрудничество регионов низкий уровень платежно-расчетных  отношений, отсутствие реального механизма  обеспечения совместной хозяйственной  деятельности.

В условиях развития межрегионального сотрудничества усиливается  роль общественных объединений, национальных союзов промышленников и предпринимателей, торгово-промышленных и хозяйственных  палат, ассоциаций поддержки малого и среднего бизнеса, а также российских региональных ассоциаций социально-экономического взаимодействия субъектов РФ.

В целях более  интенсивного межрегионального (включая  приграничное) сотрудничества в СНГ, направленного на усиление интеграционных процессов, было бы целесообразно:

-  разработать общий упрощенный порядок осуществления приграничной торговли и предпринимательской деятельности;

-  подготовить двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения между государствами о принципах сотрудничества приграничных регионов, предусматривающие меры по упрощению процедур оформления таможенного, пограничного, иммиграционного, ветеринарного и иных видов контроля для граждан пограничных территорий;

-  разработать и утвердить гармонизированные законы о приграничных территориях с учетом многолетнего опыта европейских стран;

-  создать в структуре Исполнительного комитета СНГ координирующий орган по межрегиональному и приграничному сотрудничеству;

-  разработать общую концепцию сотрудничества регионов, с выделением приграничного сотрудничества.

Таким образом, России нужно развивать связи с СНГ, также, как и СНГ нуждается в России. Содружество для России — это жизненно необходимое пространство для сохранения статуса великой державы и для обеспечения собственного устойчивого развития. Умело налаженные связи со странами Содружества, могут принести России существенные выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой базе стран СНГ для укрепления собственной ресурсной базы; расширения рынка сбыта российской продукции; доступа к избыточной дешевой рабочей силе стран СНГ; помогут избежать нерациональной конкуренции со странами Содружества в торговле сырьевой продукцией через реализацию совместных проектов в области переработки первичных ресурсов. Страны Содружества, в свою очередь, остро нуждаются в финансовом донорстве России и преференциальном доступе на российский рынок.

Информация о работе Экономичекие отношения России со странами СНГ